Изобразительный язык проектного творчества.
Изобразительный язык проектного творчества архитектора и дизайнера - рисунок, чертеж.
Рисунок - изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, к цветному пятну.
“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки” - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.
Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна, фона основы, с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи, графика тяготеет к монохромности, чаще всего, извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого и черного.
Умение грамотно изобразить свой замысел, сделать его понятным и доступным для исполнителя - необходимый этап созидательного творчества. Это невозможно сделать без знания законов построения пространства, без навыков владения изобразительными средствами. Рисунок важное звено между замыслом и воплощением архитектурного или дизайнерского проекта.
Главная задача обучения на архитектурно-художественном отделении ДШИ это формирование личности творца. Реализация идеи-это конечная цели любого архитектора или дизайнера. Создание «вещи» по своему эскизу ставит перед учащимися определенные задачи. И без точного чертежа, не добиться прочности и конструктивности и художественности будущего изделия. Поэтому графические задания являются частью проектной технологии в обучении детей на архитектурно-художественном отделении. В первом классе начальной школы акцент в обучении чаще смещается на средства обучения: художественные материалы, инструменты, разнообразные способы работы с ними. Целью задания становится подчеркивание свойств материала или неожиданное, нестереотипное его использование. Недостаточная координированность рук, отсутствие технических навыков, неумение учащихся выразить свои мысли на бумаге компенсируется использованием эффективных и доступных для маленького ученика средств изображения: фломастером, карандашом, пастелью, тушью, гелиевыми ручками в разнообразных нетрадиционных технологиях. Весь процесс работы подобен процессу профессионального архитектурного и дизайнерского творчества.
Одним из направлений в обучении является - архитектура природы. В каждом классе уделяется последовательно внимание одному из объектов природы – это растения, цветы, рыбы, раковины, птицы, животные, насекомые, камни. Из природных форм внимание детей в первом классе фиксируется на строении листьев, рыб, насекомых. Одно из первых заданий это освоение графических палитр. Изучая форму, строение и структуру листьев деревьев, дети учатся графически видеть и заполнять лист разными геометрическими формами. Рыбы, рептилии и насекомые изображаются последовательно: от эскизов с натуры до сочинения собственной фантастической формы, которая самостоятельно заполняется графическими фактурами. Объектом творчества учащихся во втором классе стали динозавры. Ученики зарисовывают скелеты, несколько в шутливой форме, добавляя смешанные разнообразные детали. В результате стилизации образа динозавры превращаются в макет сказочных животных.
В третьем классе появляются новые объекты природы: птицы. Работа ведется в уже знакомом детям порядке. Начинается серия «птицы» с изображения внутренней конструкции – скелета. Затем следует графическое задание – «Фантастическая птица», в котором подключаются творческие способности учеников к переосмыслению знакомой формы. Серия графических заданий заканчивается проектом фантастической модели птицы-марионетки с движущимися крыльями.
По всему циклу обучения прослеживается принцип – от простого к сложному: от графического «проекта» колонны до целых сооружений и от плоских коллажей бумажных барельефов в первом классе до целых макетов и двигающихся моделей в третьем.
Учащиеся четвёртых классов ежегодно представляют самые сложные творческие проекты. Каждому творческому проекту предшествует его графическое решение. Проект «Архитектурный костюм» – уже привычный методический прием соединения, казалось бы, несовместимых понятий – костюм + архитектура. Соединение в одной работе в необходимых соотношениях особенностей архитектуры и костюма эпохи даёт общее ощущение символа эпохи. Проект «Архитектурная рыба». В придуманной форме рыбы размещается целый город выбранного архитектурного стиля.
Почти каждую графическую работу ученика можно назвать маленьким проектом. Интуитивное, спонтанное творчество становится осмысленным, близким по характеру архитектурно-дизайнерскому.
Воспитанники архитектурно-художественного отделения не обязательно станут архитекторами или дизайнерами. Цель обучения помочь детям обрести графические навыки, опыт сознательного творчества, законы композиции, действующие во всех видах человеческой деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.