Как провести интересный урок?
«Педагогическое мастерство учителя, прежде всего, проявляется на уроке — хорошо подготовленном, продуманном, правильно проведенном».
Сухомлинский В.А.
Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы, дни и годы, проведённые учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний и мастерства педагога.
Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно её отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным.
«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом» - вот так точно подметил важность необычной подачи учебного материала Анатоль Франс.
Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести такой урок, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс? Как разбудить тягу учеников к новым знаниям? Как сделать каждый урок необычным и неповторимым? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приёмы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?
Итак, как это не покажется странным, но каждый урок должен заинтересовать учеников, будь то урок литературного чтения, окружающего мира или технологии. Ведь только в этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Я расскажу о некоторых моментах, на которые, на мой взгляд, нужно обращать внимание при подготовке и проведении урока, чтобы любой урок стал интересным.
Каждому педагогу знакома фраза: «Как Вы начнёте урок, так он и пройдёт!» Отличное начало - залог успеха всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры или с небольшого сюрприза, четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя нестандартные формы работы.
Интересный урок всегда чётко структурирован, имеет логические мостики, связывающие каждый этап урока. Не нагружайте детей большим объёмом новых знаний, лучше постепенно, выдерживая логику, плавно переходите от одного этапа урока к другому. Но при этом не затягивайте каждую часть урока, исключением может быть лишь объяснение нового материала.
Необходимо планировать урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного урока должна иметь творческое начало.
Следующий момент: возьмите и поставьте себя на место ребёнка, не ограничивайте полёт фантазии – и нестандартные решения обязательно найдутся. А если вы ещё прекрасно владеете материалом и умеете импровизировать, то урок, без сомнения, будет интересен.
Для проведения увлекательного урока можно использовать современную технику. С помощью компьютера или электронного проектора просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любому предмету. Так, красочная презентация на большом экране или просмотр небольшого видеоролика помогут учителю провести интересный урок окружающего мира, литературного чтения, который дети надолго запомнят.
Любому педагогу нужно уметь проявлять гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, надо иметь в запасе простые и забавные задания по теме, лучше — в игровой форме.
Ещё один немаловажный момент: не нужно делать за учеников всю их работу. Урок необходимо выстроить так, чтобы дети на нём были активны. Давайте им простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Из каждого задания можно и нужно извлекать максимальную пользу.
Кроме этого, важно избегать шаблонов при проведении уроков. Ведь отсутствие интереса к уроку зачастую связано с тем, что ученики наперёд знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать. Здесь уместно использование работы в парах, в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят слушать и слышать друг друга, принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Возможно проведение тематических игр, ведь любая игра позволяет не только снять излишнее напряжение и усталость, создать на уроке раскованную и непринуждённую атмосферу, но и хорошо усвоить новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок окружающего мира, ОБЖ, риторики, финансовой грамотности.
Любой урок можно сделать интересным, если подключить к нему личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Неважно, какой предмет вы преподаёте, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.
Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает.
Что для этого необходимо?
Оставить усталость, заботы, неприятности за порогом школы! Открыться для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
Вести себя нестандартно! Выйти за привычные вам рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. И как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
Из своего опыта могу посоветовать приводить больше интересных примеров из жизни, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. А яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.
Надо сказать, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным. Если вы сами будете интересными для ребят, и ваши уроки будут такими же!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.