Как работать над ошибками
Работая в начальной школе, заметила, что ученики, выполняя работу над ошибками, как правило, записывают это слово несколько раз на строке. Чаще всего это не приносит результата (но лучше, чем ничего). Я разработала памятку по работе над ошибками. С чего начинаю? В первом классе (конец марта) каждому ученику раздаю памятку, объясняю детям на уроке и родителям на собрании, как с ней работать. В классе, после каждой проверочной письменной работы вместе с учениками выполняем работу над ошибками. Конечно, работаем с изученными орфограммами. Работа на начальном этапе занимает много время, но, потом – дает свои результаты.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ
А. Вспомни правило.
Б. Как работать над ошибками с данной орфограммой.
В. Как оформлять.
1. Заглавная буква в начале предложения.
А. Начало предложения пишется с большой буквы.
Б. Запиши всё предложение полностью.
В. Ребята играли во дворе.
2. Заглавная буква в именах собственных.
А. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных –
имена собственные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Б. Запиши слово, в котором допустил ошибку, объясни написание большой буквы.
В. Волгоград – название города, Обь – название реки, Жулька – кличка животного.
3. Проверяемый безударный гласный в корне слова (а, о, и, е, я).
А. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать
однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало
ударение.
Б. Запиши проверочное слово, рядом - слово, в котором допустил ошибку. Выдели
корень, поставь ударение. Запиши еще пару слов на эту орфограмму.
В. Море – моря, земли – земля.
4. Непроверяемый безударный гласный (словарные слова).
А. Слова с непроверяемым гласным надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Б. Запиши словарное слово, всю строчку, поставь ударение.
В. Ученик, ученик, ученик, ученик, ученик, ученик, ученик, ученик, ученик, ученик.
5. Парные звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с ).
А. Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные, надо подобрать
однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного был
гласный или сонорный.
Б. Запиши проверочное слово, рядом - слово, в котором допустил ошибку. Запиши
еще пару слов на эту орфограмму.
В. Заводы - завод, грибной – грибки.
6. Раздельное написание предлогов (к, по, в, на, за, с, под, из, у, для и др.) со словами.
А. Предлоги пишутся отдельно от слова. Между предлогом и словом можно
поставить вопрос или другое слово.
Б. Запиши предлог и слово, к которому он относится. Между ними в скобках
запиши вопрос или слово, которое можно между ними поставить. Запиши еще
один пример.
В. У (чего?) берега, под (высоким) столом.
7. Гласные и, у, а после шипящих (буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши).
А. Запомни: буквосочетания ча-ща пиши с буквой А; чу-щу – с буквой У; жи-ши – с
буквой И.
Б. Запиши слово, в котором допустил ошибку, рядом еще 3 слова на эту
орфограмму.
В. Щавель, роща, чаща, чашка.
8. Мягкий знак для обозначения мягкости согласного.
А. На письме мягкость согласного обозначается ь (в середине и конце слова).
Б. Запиши слово правильно, подчеркни ь, рядом еще 2 слова на эту орфограмму.
В. Конь, радость, весть. (или: просьба, резьба, славься).
НО: Сочетания чк, чн нч, щн, рщ, нщ, ст, нт пиши без мягкого знака.
А. Запомни: сочетания чк (бочка), чн (ночной), нч (птенчик) , щн (помощница),
рщ (спорщик), нщ (каменщик), ст (мостик), нт (бантик) пишутся без мягкого
знака.
Б. Запиши слово, в котором допустил ошибку, рядом еще 3 слова на эту
орфограмму.
В. Птенчик, помощник, ночник, ручной.
9. Перенос слов.
А. Помни: - слова переносим по слогам (ба-буш-ка, лей-ка, боль-шой, жуж-жать),
- одну букву нельзя переносить (аист, кра-си-вая),
- приставку нельзя разрывать (при-сло-нять, вы-ехал, вы-шли)
Б. Выпиши слово, раздели его для переноса.
В. От-вез-ти.
10. Пропуск и замена букв, искажение слова.
А. Будь внимателен.
Б. Выпиши слово без ошибки, раздели на слоги.
В. Карандаш – ка-ран-даш.
11. Разделительные Ь и Ъ знаки.
А. Разделительный Ь знак пишется в корне слова перед и, е, ё, ю, я (соловьи,
обезьяна, льёт), а так же в некоторых заимствованных словах перед о (бульон,
почтальон, шампиньон). Разделительный Ъ знак пишется после приставок,
оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я(объём, предъюби-
лейный, объект)
Б. Выпиши слово правильно, разбери по составу, напиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
В. Вьюга, сучья, платье. Съехал, объявление, инъекция.
12. Слова с удвоенными согласными.
А.- обычно двойные согласные в корне пишутся в заимствованных словах, их
правописание нужно запомнить (акклиматизация, аппендицит, иллюминация,
параллелограмм, Кирилл);
- в русских словах двойными бывают ж и с (вожжи, дрожжи, жужжать,
можжевельник, жжёт, ссора, Россия);
- в сложносокращенных словах (главврач, юннат);
- на стыке приставки и корня (оттолкнуть, бессловесный, рассказать);
- в различных частях речи (утренний, экскурсионный, старинный) /вспомни о
правописании Н и НН/
Б. Выпиши слово, определи морфемы (приставку, корень, суффикс, окончание),
раздели для переноса.
В. Рассказ – рас-сказ.
13. Слова с непроизносимыми словами.
А. Чтобы проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный, нужно изменить
так форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот согласный
произносился отчётливо (опоздать – поздний, хрустит – хрустнуть, НО: опасаться
– опасный – здесь нет непроизносимой согласной). Некоторые слова нужно
запомнить (чувство).
Б. Выпиши правильно слово, подбери проверочное. Если это сл. слово, так и запиши.
В. Солнышко – солнце. (Лестница – словарное слово).
14. Правописание мягкого знака (Ь) после шипящих.
А. Мягкий знак пишется: - на конце существительных женского рода в И.п. после
шипящих (им сущ. III склонения), например: мышь, дочь, вещь, рожь.
- На конце глаголов в любой форме после шипящих (беречь, несешь) и перед –ся,
-те (беречься, несешься, отрежьте), наречий (вскачь, настежь, прочь, наотмашь).
- Нельзя писать Ь после шипящих у сущ. мужского рода (плащ, шалаш, врач,
кирпич, нож.)
Б. Выпиши слово, определи род, число, падеж (у сущ.). подбери ещё 2 слова на эту
орфограмму.
В. Мышь – ж.р., ед.ч., И.п., печь, дочь. (Плащ – м.р., ед.ч., И.п., кирпич, нож), (Дач –
ж.р., мн.ч., Р.п., с крыш, из луж), (Поешь – глагол, стеречь, печь /блины/).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.