Юринская А.А., старший воспитатель,
МДОУ № 16 г. Черемхово
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
На современном этапе дошкольного образования в приоритете развитие и формирование личностных качеств дошкольника. Отдавая предпочтение той или иной технологии, или форме организации детской деятельности педагог должен помнить о том, что период дошкольного детства является сензитивным для формирования творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы дошкольник имел возможность проявить инициативу, самостоятельность, познавательную активность, а это в полной мере соответствует требованиям стандарта дошкольного образования.
Коллекционирование помогает концентрировать избирательную направленность ребенка, его внимание, мысли, явления окружающего мира. Коллекционирование выступает мощным побудителем активности детей, в том числе эмоциональной, направленной на познание мира. Предметы коллекций способны улучшить игровое, речевое, художественное творчество, активизировать имеющиеся знания, в процессе чего развивается внимание, память, наблюдательность. В дополнение активно задействуется сравнение, анализ, обобщение, комбинирование и выделение главного – а это очень важные познавательные процессы для развития дошкольника. Анализ результатов изучения состояния и организации работы детского сада с семьей показал, что родители включены в организацию образовательного процесса как заказчики, но не активные участники, в большинстве своем пассивные наблюдатели. Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами ДОУ. При этом не ищут причины в своей семье, а всю ответственности возлагают на дошкольное учреждение. Анкетирование выявило, что родители, в виду занятости, мало общаются с детьми, что приводит к разрушению традиций, искажению норм и правил поведения в семье и обществе. Лишь сравнительно небольшая часть родителей организует досуг своих детей; в немногих семьях есть совместные увлечения. Перечисленные моменты определили актуальность данной темы и указывают на то, что коллекционирование может стать отличным средством для образовательной деятельности дошкольников.
Учитывая, что наши дети живут в период социальных, экономических перемен, а взрослые мало интересуются увлечениями детей – коллекционирование даже необходимо. Если присмотреться внимательнее, то можно заметить что обычно коллекционируют дети младшего возраста. Например, вроде бы безобидные наклейки, фишки, вкладыши, но в основном на них изображаются чудовища, монстры, герои мультфильмов, машины, причем западной культуры, что вызывает привыкание, прививает ценности отличные от российской культуры. Альтернативу найти не сложно, ведь кроме вкладышей, можно собирать открытки с изображением родных городов или животных и птиц, значки, календари, конфетные обертки, прочее. Отношение ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Наши родители, даже бабушки, дедушки, в свое время нередко увлекавшиеся собиранием вкладышей, значков помогли ребятам в составлении коллекций, предложив дополнить их сохранившимися экземплярами. При этом общность интересов, знакомство с историей, ценностями предыдущих поколений оказались очень важны в привитии патриотизма, любви к нашей Родине!
Начало коллекционированию положила традиционная выставка «поделок из бросового материала», благодаря которой у нас в детском саду появилось множество интересных экспонатов и композиций. Затем коллекцию открыток предложили собрать сами дети. Эта коллекция появилась после того, как воспитанники после какого-нибудь праздника приносили в детский сад различные открытки и она постепенно пополнялась. Дошколята приходили друг к другу в гости, чтобы посмотреть коллекции и с удовольствием выступали в роли экскурсоводов. Они наперебой рассказывали и показывали экспонаты коллекций.
Коллекционирование как форма работы с детьми и родителями включает в себя несколько этапов
1этап – адаптация приема коллекционирования заключается в накоплении запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций предполагает организацию насыщенной развивающей среды для решения познавательных задач и поддержание интереса к процессу коллекционирования; побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
На 3 этапе – осуществляется организация собственных выставок и коллекций детей с привлечением родителей в процесс творческой деятельности детей.
Интерес детей и педагогов к коллекционированию передался и родителям наших воспитанников. Они с удовольствием включились работу, что позволило объединить детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Так, например, были представлены следующие коллекции родителей: коллекция фарфоровых кукол, коллекция вышивок крестом, коллекция марок, коллекция гжельской посуды.
В свою очередь, детско-родительское коллекционирование позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье. Родители, презентуя коллекцию своей семьи, становятся непосредственными участниками образовательного процесса, а ребенок, когда занимается поисково-исследовательской работой, желает больше получить интересной информации о предмете из коллекции, тем самым развивая свои психические процессы (внимание, память, интеллект), а также воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам. Далее, когда коллекция уже собрана, как правило, дошколята непременно желают показать ее своим друзьям, что, безусловно, позволяет совершенствовать социально-коммуникативные навыки, учит договариваться, делится и обменивается своими необычными экспонатами. Наш пока не очень большой опыт работы позволяет сделать вывод о том, коллекционирование может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.
Родители признают, что благодаря коллекционированию они лучше узнали своего ребенка и выражают желание принимать активное участие в организации коллекций группы. Активность родителей с каждым годом повышается, так как они видят, что дети получают возможность публичного выступления, у них исчезает неуверенность перед большой аудиторией, они не только получают множество разнообразных сведений, но и учатся гордиться своими семьями, поселком, городом, страной.
Наш опыт работы позволяет сделать вывод о том, что коллекционирование – это эффективный способ взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО, которое может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной. Таким образом, внедрение коллекционирования в работу ДОУ, показало, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники образовательных событий. Невидимые нити общего дела и общего успеха связали сегодня самых разных людей: детей и взрослых, педагогов и родителей.
Литература
1. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» — 2003 г. — №3 — с. 12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.