КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ
ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
И.С. Лоза , логопед ГУ СШ №16
Каждое современное демократическое общество должно исповедовать
принцип равных возможностей для всех детей и молодежи в сфере начального, среднего и высшего образования независимо от наличия нарушений в их развитии.
Школьники, имеющие ограниченные возможности, должны
получать надлежащее эффективное образование, чтобы интегрироваться в
окружающее их общество и жить полноценной жизнью [1].
Для достижения этой цели разработана и внедряется во многих странах
мира, в том числе и Казахстана, идея инклюзивного (включающего)
образования. Инклюзивное образование – это процесс всестороннего
обучения детей, имеющих особые потребности в связи с ограниченными
возможностями, в детских учреждениях и общеобразовательных школах [2].
Главная цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы все дети
имели возможность принимать активное участие в общественной жизни
страны вне зависимости от их способностей или наличия у них нарушений
здоровья или развития. Идеология инклюзивного образования основывается
на недопустимости дискриминации детей с особыми образовательными
потребностями. Школа обязана научиться удовлетворять индивидуальные
запросы таких детей, а не исключать их из общего образовательного процесса
[3].
Немаловажное значение в инклюзивном образовании имеют принципы
преемственности и непрерывности, которые предполагают:
- связь между различными этапами или ступенями развития ребенка,
сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при
переходе к новому состоянию;
- систему связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач,
содержания, методов обучения и воспитания с целью создания единого
непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития
ребенка;
- принятие общих для всех ступеней основной идеи, - содержания
образования, методов, организационных форм обучения и воспитания,
методики определения результативности [4].
С целью реализации принципов инклюзивного образования в ГУ «Средней
школе №16 отдела образования акимата города Костаная» обучаются дети с
особыми образовательными потребностями:
- нарушениями речи,
- нарушением слуха,
- нарушением зрения,
- задержкой психического развития,
- ДЦП.
Для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные
коррекционно-педагогические условия для детей с ограниченными
возможностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными
индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем актуального
развития, в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум.
Школьный Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией
ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и
медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными
возможностями», нормативно-правовыми документами Министерства
Образования и Науки РК.
В состав консилиума входят следующие специалисты: заместитель
директора по учебной работе, учитель-логопед, педагог-психолог,
медицинский работник, социальный педагог.
Консилиум реализует следующие задачи:
1) Своевременное выявление и ранняя диагностика детей, имеющих
отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии,
с целью организации их развития и обучения в соответствии с их
индивидуальными возможностями.
2) Разработка индивидуально-развивающих программ для обеспечения
дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и
воспитания.
3) Организация взаимодействия между педагогическим составом школы
и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума.
4) Создание условий для психофизического развития учащихся с
ограниченными возможностями.
5) Динамическая оценка состояния учащихся и коррекция ранее
намеченной программы.
Консилиум проходит в форме совместного обсуждения проблем ребенка
и путей их разрешения специалистами различного профиля. Здесь должны
быть представлены следующие документы:
- педагогическое представление на ребенка,
- оценка особенностей развития ребенка,
- заключение специалистов (логопеда, психолога, социального педагога,
медицинского работника),
- характеристики педагогов,
- письменные работы, рисунки и другие виды самостоятельной
деятельности детей.
По результатам проведения Консилиума коллегиально составляется
заключение и рекомендации Консилиума об образовательном и
воспитательном маршруте с учетом его индивидуальных возможностей и
особенностей.
Организована планомерная коррекционная работа не только с учащимися,
но и проводится консультативно-профилактическая работа с родителями
данных учащихся.
Осуществляется своевременный мониторинг. Направления мониторинга:
уровень обученности учащихся; эффективность процессов коррекции,
адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе
школьного обучении.
Проанализированный результат совместной деятельности учащегося,
учителя, социального педагога, психолога, логопеда, медицинского
работника школы, родителей, позволяет сделать учителю определенный
вывод и определить перспективы коррекционного воздействия на учащихся
с особыми образовательными потребностями на следующий учебный год:
1. Совершенствовать систему эффективного психолого-педагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие
диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего направлений
деятельности.
2. Обеспечение своевременного диагностирования эффективности
процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями
развития на этапе школьного обучения.
3. Продолжить работу по преодолению негативных особенностей
эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную
деятельность.
4. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной
деятельности.
Итак, основным преимуществом инклюзивного подхода в обучении
является создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей
каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным,
физическим и психическим потребностям.
Несомненным плюсом для общества является интеграция и социализация
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это
искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие
инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и
терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение
качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-
уязвимым группам.
«Образование –право каждого человека, имеющее огромное значение
и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и
устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…» (Кофи Аннан. 1998)
Литература.
1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире.
Европа. – М.: Просвещение, 2009.
2. Развитие инклюзивного образо вания: сборник материалов /
Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.– М.РООИ «Перспектива»,
2007.
3. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я.,
Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132
4. Степанова О. А. Обеспечение доступности непрерывного
профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями
здоровья: многоуровневый подход // Научные исследования в образовании.
2013. № 1. С. 33-43.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.