Статья КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

  • docx
  • 15.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННО.docx

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ

ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

И.С. Лоза , логопед  ГУ СШ №16

Каждое современное демократическое общество должно исповедовать

принцип равных возможностей для всех детей и молодежи в сфере начального, среднего и высшего образования независимо от наличия нарушений в их развитии.

Школьники, имеющие ограниченные возможности, должны

получать надлежащее эффективное образование, чтобы интегрироваться в

окружающее их общество и жить полноценной жизнью [1].

Для достижения этой цели разработана и внедряется во многих странах

мира, в том числе и Казахстана, идея инклюзивного (включающего)

образования. Инклюзивное образование – это процесс всестороннего

обучения детей, имеющих особые потребности в связи с ограниченными

возможностями, в детских учреждениях и общеобразовательных школах [2].

Главная цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы все дети

имели возможность принимать активное участие в общественной жизни

страны вне зависимости от их способностей или наличия у них нарушений

здоровья или развития. Идеология инклюзивного образования основывается

на недопустимости дискриминации детей с особыми образовательными

потребностями. Школа обязана научиться удовлетворять индивидуальные

запросы таких детей, а не исключать их из общего образовательного процесса

[3].

Немаловажное значение в инклюзивном образовании имеют принципы

преемственности и непрерывности, которые предполагают:

- связь между различными этапами или ступенями развития ребенка,

сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при

переходе к новому состоянию;

- систему связей, обеспечивающих взаимодействие основных задач,

содержания, методов обучения и воспитания с целью создания единого

непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития

ребенка;

- принятие общих для всех ступеней основной идеи, - содержания

образования, методов, организационных форм обучения и воспитания,

методики определения результативности [4].

С целью реализации принципов инклюзивного образования в ГУ «Средней

школе №16 отдела образования акимата города Костаная» обучаются дети с

особыми образовательными потребностями:

- нарушениями речи,

- нарушением слуха,

- нарушением зрения,

- задержкой психического развития,

- ДЦП.

Для создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные

коррекционно-педагогические условия для детей с ограниченными

возможностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными

индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем актуального

развития, в школе создан психолого-медико-педагогический консилиум.

Школьный Консилиум в своей деятельности руководствуется Конвенцией

ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и

медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными

возможностями», нормативно-правовыми документами Министерства

Образования и Науки РК.

В состав консилиума входят следующие специалисты: заместитель

директора по учебной работе, учитель-логопед, педагог-психолог,

медицинский работник, социальный педагог.

Консилиум реализует следующие задачи:

1) Своевременное выявление и ранняя диагностика детей, имеющих

отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии,

с целью организации их развития и обучения в соответствии с их

индивидуальными возможностями.

2) Разработка индивидуально-развивающих программ для обеспечения

дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и

воспитания.

3) Организация взаимодействия между педагогическим составом школы

и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума.

4) Создание условий для психофизического развития учащихся с

ограниченными возможностями.

5) Динамическая оценка состояния учащихся и коррекция ранее

намеченной программы.

Консилиум проходит в форме совместного обсуждения проблем ребенка

и путей их разрешения специалистами различного профиля. Здесь должны

быть представлены следующие документы:

- педагогическое представление на ребенка,

- оценка особенностей развития ребенка,

- заключение специалистов (логопеда, психолога, социального педагога,

медицинского работника),

- характеристики педагогов,

- письменные работы, рисунки и другие виды самостоятельной

деятельности детей.

По результатам проведения Консилиума коллегиально составляется

заключение и рекомендации Консилиума об образовательном и

воспитательном маршруте с учетом его индивидуальных возможностей и

особенностей.

Организована планомерная коррекционная работа не только с учащимися,

но и проводится консультативно-профилактическая работа с родителями

данных учащихся.

Осуществляется своевременный мониторинг. Направления мониторинга:

уровень обученности учащихся; эффективность процессов коррекции,

адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе

школьного обучении.

Проанализированный результат совместной деятельности учащегося,

учителя, социального педагога, психолога, логопеда, медицинского

работника школы, родителей, позволяет сделать учителю определенный

вывод и определить перспективы коррекционного воздействия на учащихся

с особыми образовательными потребностями на следующий учебный год:

1. Совершенствовать систему эффективного психолого-педагогического

сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие

диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего направлений

деятельности.

2. Обеспечение своевременного диагностирования эффективности

процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями

развития на этапе школьного обучения.

3. Продолжить работу по преодолению негативных особенностей

эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную

деятельность.

4. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной

заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной

деятельности.

Итак, основным преимуществом инклюзивного подхода в обучении

является создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей

каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным,

физическим и психическим потребностям.

Несомненным плюсом для общества является интеграция и социализация

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но главное, к чему призывают сторонники совместного обучения, – это

искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие

инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и

терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение

качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально-

уязвимым группам.

«Образование –право каждого человека, имеющее огромное значение

и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и

устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии,

кроме образования для всех…» (Кофи Аннан. 1998)

Литература.

1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся  мире.

Европа. – М.: Просвещение, 2009.

2. Развитие инклюзивного образо вания: сборник материалов /

Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.– М.РООИ «Перспектива»,

2007.

3. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К., Семаго Н.Я.,

Алехина С.В. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С.132

4. Степанова О. А. Обеспечение доступности непрерывного

профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями

здоровья: многоуровневый подход // Научные исследования в образовании.

2013. № 1. С. 33-43.