Статья «Конкурсное движение, как форма эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей»
Оценка 4.6

Статья «Конкурсное движение, как форма эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей»

Оценка 4.6
docx
31.05.2024
Статья «Конкурсное движение, как форма эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей»
статья.docx

«Конкурсное движение, как форма эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей»

 

 В статье рассматривается актуальная и потенциальная одарённость детей и конкурсное движение, как система развития потенциальной одарённости.

Ключевые слова: одарённость,  конкурс, конкурсное движение

 

На современном этапе российского общества выявление, поддержка и развитие способностей детей рассматриваются в качестве государственного приоритета и считаются одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений.  

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в феврале текущего года были определены важные направления в развитии системы образования. В том числе обращено внимание на активное развитие творческого начала подрастающего поколения, был сделан акцент на том, что «…в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть в творчестве, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России…»

Одна из основных задач системы дополнительного образования – выявить и поддержать талантливых ребят, создать образовательное поле, где они могут показать свои способности. Отдельные проявления способностей можно наблюдать у детей в процессе повседневной жизни, как в семье, так и в основной школе, но это не всегда дает возможность распознать в полной мере насколько талантлив ребенок. Потенциальные предпосылки к достижениям в творческой деятельности присущи многим детям, но демонстрируют незаурядные результаты значительно меньшая их часть.

В психологической науке рассматривается актуальная и потенциальная одаренность. Актуальная – это очевидная одаренность, которую ребенок демонстрирует в той или иной деятельности, она не может быть не замеченной взрослыми.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет определенный потенциал для высших достижений, но не может реализовать свои возможности в силу разных причин: отсутствие необходимой образовательной среды, недостаточная мотивация и ряд других.

Система, основной идеей которой является выявление способностей детей через погружение их в социальную среду, в виде конкурсов, выставок, фестивалей создаёт благоприятные условия для выявления, поддержки и развития потенциальной одарённости детей, реализации их творческого потенциала.

В самом смысле слова «конкурс» (от лат. concursus) заложено, что это-соревнование, соискательство в какой-либо области, с целью выделить наиболее выдающегося.

Как известно, влияние оценочных нормативов и общественного мнения, различных форм поощрения способностей очень важный фактор для проявления способностей.

При выявлении способностей целесообразно использовать комплексный подход с широким спектром методов и условий, максимально учитывающих специфику психического развития и социальной среды, в которой находится ребенок. Проведение конкурсов, выставок, фестивалей может быть рассмотрено как одно из таких условий.

Конкурсное движение открывает для ребенка что-то новое, стимулирует его активность, позволяет расширить сферу интересов, формирует умения презентовать свою деятельность, идти к цели. 

А кроме того, позволяет накопить эмоциональный и познавательный практический опыт, помогающий ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, закладывает духовно-нравственные основы и представления, регулирующие его взаимоотношения с другими людьми, служащие базой для последующего формирования ценностных ориентаций.

Учреждениями дополнительного образования страны в целом и города Оренбурга в частности система конкурсного движения уже давно и успешно апробируется. Особенно широко она представлена различными конкурсами, выставками, фестивалями изобразительной и декоративно-прикладной направленности. Они наиболее масштабны как по количеству участников, так и по разнообразию, представляемых на них работ.

Следует сказать, что любой, даже скромный по масштабам конкурс — это проект, разработка и проведение которого диктуется потребностям современного образования, это событие, позволяющее осуществлять оценку как уровня развития детей, так и профессионального развития педагогов, помогающее налаживать обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, устанавливать творческую коммуникацию педагогов. 

И как любой проект конкурсы и фестивали требуют большой подготовки как организационной, так и содержательной. Эту миссию берут на себя учреждения дополнительного образования. Ими организуются конкурсные мероприятия с пониманием истинных ценностей и целей, они становятся сильным стимулом развития системы выявления талантливых детей и подростков, катализатором активности всех участников этой деятельности.

  Таким образом, конкурсные мероприятия – как движение, как одна из форм работы с детьми, приносит огромные результаты: удовлетворяется стремление ребенка к достижениям, дети приобретают опыт проявления своих способностей, педагоги, обнаружив способности у детей, стараются чаще и глубже погружать ребенка в деятельность по этому направлению, что позволяет поддержать и развить его одаренность. Участие в конкурсном движении позволяет всем участникам проявить себя, развить свои таланты, способствует созданию имиджа образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Уважаемые коллеги, желаю Вам и вашим воспитанникам

Чтоб конкурс каждый,

Ступенькой к вашей стал мечте,

Чтоб вы талант и вдохновенье,

Не уставали черпать в красоте.

Спасибо за внимание!

  

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конкурсное движение, как форма эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей »

Конкурсное движение, как форма эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей »

Как известно, влияние оценочных нормативов и общественного мнения, различных форм поощрения способностей очень важный фактор для проявления способностей

Как известно, влияние оценочных нормативов и общественного мнения, различных форм поощрения способностей очень важный фактор для проявления способностей

Чтоб конкурс каждый, Ступенькой к вашей стал мечте,

Чтоб конкурс каждый, Ступенькой к вашей стал мечте,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2024