«Конкурсное движение, как форма эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей»
В статье рассматривается актуальная и потенциальная одарённость детей и конкурсное движение, как система развития потенциальной одарённости.
Ключевые слова: одарённость, конкурс, конкурсное движение
На современном этапе российского общества выявление, поддержка и развитие способностей детей рассматриваются в качестве государственного приоритета и считаются одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию в феврале текущего года были определены важные направления в развитии системы образования. В том числе обращено внимание на активное развитие творческого начала подрастающего поколения, был сделан акцент на том, что «…в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть в творчестве, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России…»
Одна из основных задач системы дополнительного образования – выявить и поддержать талантливых ребят, создать образовательное поле, где они могут показать свои способности. Отдельные проявления способностей можно наблюдать у детей в процессе повседневной жизни, как в семье, так и в основной школе, но это не всегда дает возможность распознать в полной мере насколько талантлив ребенок. Потенциальные предпосылки к достижениям в творческой деятельности присущи многим детям, но демонстрируют незаурядные результаты значительно меньшая их часть.
В психологической науке рассматривается актуальная и потенциальная одаренность. Актуальная – это очевидная одаренность, которую ребенок демонстрирует в той или иной деятельности, она не может быть не замеченной взрослыми.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет определенный потенциал для высших достижений, но не может реализовать свои возможности в силу разных причин: отсутствие необходимой образовательной среды, недостаточная мотивация и ряд других.
Система, основной идеей которой является выявление способностей детей через погружение их в социальную среду, в виде конкурсов, выставок, фестивалей создаёт благоприятные условия для выявления, поддержки и развития потенциальной одарённости детей, реализации их творческого потенциала.
В самом смысле слова «конкурс» (от лат. concursus) заложено, что это-соревнование, соискательство в какой-либо области, с целью выделить наиболее выдающегося.
Как известно, влияние оценочных нормативов и общественного мнения, различных форм поощрения способностей очень важный фактор для проявления способностей.
При выявлении способностей целесообразно использовать комплексный подход с широким спектром методов и условий, максимально учитывающих специфику психического развития и социальной среды, в которой находится ребенок. Проведение конкурсов, выставок, фестивалей может быть рассмотрено как одно из таких условий.
Конкурсное движение открывает для ребенка что-то новое, стимулирует его активность, позволяет расширить сферу интересов, формирует умения презентовать свою деятельность, идти к цели.
А кроме того, позволяет накопить эмоциональный и познавательный практический опыт, помогающий ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, закладывает духовно-нравственные основы и представления, регулирующие его взаимоотношения с другими людьми, служащие базой для последующего формирования ценностных ориентаций.
Учреждениями дополнительного образования страны в целом и города Оренбурга в частности система конкурсного движения уже давно и успешно апробируется. Особенно широко она представлена различными конкурсами, выставками, фестивалями изобразительной и декоративно-прикладной направленности. Они наиболее масштабны как по количеству участников, так и по разнообразию, представляемых на них работ.
Следует сказать, что любой, даже скромный по масштабам конкурс — это проект, разработка и проведение которого диктуется потребностям современного образования, это событие, позволяющее осуществлять оценку как уровня развития детей, так и профессионального развития педагогов, помогающее налаживать обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, устанавливать творческую коммуникацию педагогов.
И как любой проект конкурсы и фестивали требуют большой подготовки как организационной, так и содержательной. Эту миссию берут на себя учреждения дополнительного образования. Ими организуются конкурсные мероприятия с пониманием истинных ценностей и целей, они становятся сильным стимулом развития системы выявления талантливых детей и подростков, катализатором активности всех участников этой деятельности.
Таким образом, конкурсные мероприятия – как движение, как одна из форм работы с детьми, приносит огромные результаты: удовлетворяется стремление ребенка к достижениям, дети приобретают опыт проявления своих способностей, педагоги, обнаружив способности у детей, стараются чаще и глубже погружать ребенка в деятельность по этому направлению, что позволяет поддержать и развить его одаренность. Участие в конкурсном движении позволяет всем участникам проявить себя, развить свои таланты, способствует созданию имиджа образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Уважаемые коллеги, желаю Вам и вашим воспитанникам
Чтоб конкурс каждый,
Ступенькой к вашей стал мечте,
Чтоб вы талант и вдохновенье,
Не уставали черпать в красоте.
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.