СТАТЬЯ: «КОУЧИНГ КАК НОВЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

  • Документация
  • docx
  • 06.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном обществе стремительно меняются политические и экономические формы, внедряются технологические, социальные и управленческие инновации. В 80-х годах XX века в США возник инструмент личностного и профессионального развития – КОУЧИНГ. Коучинг (coaching) – новый подход к развитию человека, «технология раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности».
Иконка файла материала СТАТЬЯ О КОУЧИНГЕ Моисеева Р.И..docx

Департамент образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

СТАТЬЯ:

 

«КОУЧИНГ КАК НОВЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

                                                

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель-дефектолог

Копылова Ольга Николаевна –

учитель биологии, химии, географии

г. Томск

 

В современном обществе стремительно меняются политические и экономические формы, внедряются технологические, социальные и управленческие инновации. В 80-х годах XX века в США возник инструмент личностного и профессионального развития – КОУЧИНГ. Коучинг (coaching) – новый подход к развитию человека, «технология раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности». В России ведутся споры и дискуссии о коучинге, его состоятельности, когда в США и Европе жизнь людей качественно улучшена. Но, тем не менее, стоит отметить деятельность политика Ирины Муцуовны Хакамада. Она является автором пяти книг и различных методик по тренингам личностного роста, читает лекции, в рамках которых рассказывает, как быть в России успешным человеком и при этом не терять чувства свободы, то есть быть свободным человеком. Она преподает в Международной бизнес-школе Финансовой академии при правительстве РФ, МГИМО, МИД РФ, Российской президентской академии, а также в ряде тренинговых компаний. Хакамада создала видеокурсы для Современной гуманитарной академии и Moscow Business School. В 2010 году из-под её пера вышла книга «Дао жизни», которая стала в России бестселлером.

В последние годы в школьном образовании всё более отчётливо видна потребность в новых формах развития, воспитания и обучения детей. К таким инновациям относится технология коучинга. О коучинге говорят на всех уровнях – это вызывает особый интерес и учителя стараются работать на стыке психологии и личностного роста, что помогает обучающимся с нарушениями слуха достичь личностных целей. Возникает законный вопрос. Что такое детский коучинг? С какого возраста можно проводить коучинг в образовательное учреждение? Если рассуждать о полноценном коучинге, с уверенностью можно применять его для детей дошкольного возраста, поскольку, когда ребёнок достигает 6-7 лет, он вполне готов самостоятельно размышлять, делать выводы и осознавать себя как личность. А если ребёнок имеет особенности в развитии слухового анализатора?

Коучинг в начальной школе коррекционного образовательного учреждения – это абсолютно другой взгляд на школьную жизнь, на взаимоотношения, взаимодействия учителя-сурдопедагога, учителя-дефектолога с обучающимся начальных классов. В рамках данного направления ученик, с помощью учителя на первых порах, обозначает, что он хочет получить от урока? Каким образом можно достичь результата? Зачем это нужно? На базе этого, каждый ученик младшего школьного возраста получает для себя ответы вопросы. «Достиг ли я поставленной цели?». «Почему я внёс изменения в свой план работы?». «Какой опыт я получил?» и т.д. Это помогает рассматривать личные ошибки, приобретать положительный учебный опыт.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков (ЗУН), а  в личностном результате, в формировании осознанной позиции ученика, в активной его мыслительной деятельности. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

На современном этапе обучения, важная задача учителя коррекционного учреждения состоит в организации индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся с целью раскрытия внутреннего потенциала, его раскрытия и укрепления. Ведь только в этом случае у ребёнка пробуждаются лидерские качества, которые пригодятся в дальнейшей жизни, раскрываются резервы повышения успеваемости в учёбе, повышается самооценка, ребёнок становится более уверенным в себе, инициативным, активным и, что самое эффективное, – ребёнок легко справляется с компьютерной или интернет-зависимостью.

Да, конечно,  чтобы быть сегодня успешным педагогом, недостаточно накопленного опыта, сегодня надо быть гибче, более творчески подходить  к педагогической деятельности, искать те инструменты, которые  могут помочь достичь выполнения поставленных новых, современных задач, причём не формально, а качественно, естественно и легко. Говоря о новых подходах к развитию, воспитанию и обучению детей, хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход  и умение слушая слышать, а раскрытие потенциала личности человека – это ключевая его задача и основной результат. На современном этапе развития российского образования, вполне успешно, в образовательных организациях, в том числе и в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» применяются методики coaching (от англ. coaching – тренерство), поэтому, встают вполне актуальные вопросы.

1.   Что такое коучинг?

2.   Почему актуален коучинг?

3.   Что может дать коучинг лично педагогу?

4.   Как учитель может использовать коучинг в педагогической деятельности?

Отвечая на первый вопрос, стоит упомянуть автора внедрения коучинга в систему российского образования – Зырянову Н.М. Она рассматривала данное понятие, как в широком, так  и в узком смысле этого слова. В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, помогающая достигать значимых целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков»; согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения».

Ответ на второй вопрос заключается в актуальности коучинга на основе:

·     создания нового продукта;

·     поддержания нового качества образования;

·     поддержки педагога в его педагогической деятельности;

·     эффективном взаимодействии педагога и обучающегося.

При ответе на третий вопрос  Что может дать коучинг лично педагогу? целесообразно отметить:

·     индивидуально-дифференцированный подход;

·     интерактивно-коммуникативный подход;

·     стимуляцию интереса к новой форме взаимодействия;

·     ответственность за результат деятельности;

·     удовлетворённость результатами деятельности.

Давая ответ на четвёртый вопрос Как  учитель может использовать коучинг в педагогической деятельности? Стоит отметить, прежде всего, метод коучинга используется учителем-сурдопедагогом, учителем-дефектологом в помощи ученику с целью раскрытия личного потенциала, достижения высоких результатов в обучении без всякого принуждения. Педагог направляет мышление ребёнка таким образом, что обучающийся подходит к осмыслению самостоятельного поиска ответов на свои вопросы и варианты решения проблем. Но, в первую очередь, педагог должен понять мыслительные процессы и механизмы, которые проходят в головном мозге младшего школьника и только после этого применять коучинговые техники!

Стоит отметить, каждый ребёнок, в том числе и ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет неограниченный набор  возможностей, всякий младший школьник по своим способностям  гений, и при определённых условиях может достичь в жизни отличных успехов. В ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» широко используется эффективный способ рефлексии  - «Лесенка успеха» не только в конце урока, а также на различных этапах урока. Этот коучинговый приём помогает младшим школьникам с нарушениями слуха наглядно оценить собственную деятельность на каждом этапе урока, а также и во внеурочное время.

 ,Услышал, увидел и не понял!

,Услышал, увидел и понял!

,Услышал, увидел и выполнил!,Смогу научить другого!
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                   

Рисунок 1 – «Лесенка успеха»

 

Количество ступенек зависит от возраста учеников, целей педагога, этапа урока, поэтому оно вариативно. Конечно, самое минимальное количество – три ступени. Лестницу успеха педагоги ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» используют как для всего урока, так и для отдельной его части. Ученики приветствуют, когда учитель-дефектолог рисует «Лестницу успеха» на доске. Каждый выбирает для себя ту ступень, на которой находится. Затем организуется обсуждение. Почему возникли трудности? Что необходимо сделать для решения этих проблем? Именно этот приём развивает способность самостоятельно оценивать результаты личной умственной и практической деятельности. Данный приём позволяет отмечать свои сильные и слабые стороны. Выше означенное направление помогает педагогу выявлять проблемные моменты, понять в каком направлении ученик более успешен, а в каком испытывает особые трудности.

Коучинговый метод «Лесенка успеха», применяемый в коррекционном учреждении помогает педагогам выявить неадекватно завышенную самооценку: ребёнок не видит своих ошибок, не может правильно оценить себя, свои поступки и действия. При выявлении заниженной самооценки стоит выяснить и понять: ребёнок либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Может быть, у него высокая тревожность и неуверенность в себе. Такой ребёнок часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Адекватная оценка, показанная ребёнком, указывает на обдуманность задания, определения себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, при этом ребёнок объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.  Этот ребёнок защищён психологически, эмоционально благополучен. Исходя из этого, учитель корректирует дальнейшую педагогическую деятельность, а именно, организует групповую работу, в процессе которой успевающие ученики оказывают помощь отстающим товарищам по классу. В результате этого младший школьник с нарушениями слуха рассматривает свои ошибки и неудачи как ценный опыт, который позволяет эффективно продвигаться вперёд, а не как ошибки и неудачи.

Основными техниками коучинга для обучающихся с нарушениями слуха являются:

·     не вешать ярлыков;

·     не ставить диагнозов;

·     убеждать в достаточной компетентности в решении того или иного вопроса;

·     примиряться с принятым решением и его последствиями;

·     осознавать что изменения неизбежны.

Основным приёмом коучинга выступает мыслительная активность ребёнка-школьника на поставленные вопросы, которые, в свою очередь, позволяют решать основные задачи:

·     раскрыть внутренний потенциал ребёнка;

·     стимулировать его на поиск самостоятельного решения.

Кстати, метод вопросов использовал античный философ Сократ, который считал, что правильно заданные вопросы помогут найти решение даже очень запутанной проблемы. Коучинг в большей степени помогает личности ребёнка обучаться, нежели учит его. Вполне приемлемыми вопросами педагога ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» выступают такие вопросы:

·     Моя помощь нужна?

·     Что ты сделаешь, если узнаешь ответ?

·     Для тебя это задание трудное? Почему?

·     Я забыла что дальше. А ты?

·     Что ты будешь делать? Ты можешь сказать?

·     Что ты хочешь сделать? Почему?

·     На твоём пути есть трудности? Какие они?

·     Тебе нужна помощь?

·     Кто тебе может помочь?

·     Ты уверен (-а) в себе?

·     Ты хорошо знаешь, как делать?

Именно вопросы такого характера помогают глухим и слабослышащим обучающимся лучше узнать свои возможности и раскрыть их, при этом проявляя свой скрытый потенциал, ведь позитивно настроенный школьник достигает более высоких результатов и в учёбе, и во внеучебной деятельности. Указанные выше вопросы активно используют родители в процессе взаимодействия с детьми. Кстати, коучинговая работа проводится параллельно с родителями, законными представителями и детьми с применением игровой составляющей, что позволяет найти подход к любому ребёнку. Педагоги стараются донести информацию до сознания родителей об особенностях развития головного мозга ребёнка, его эмоциональном состоянии, чтобы родитель или законный представитель взаимодействовал со своим ребёнком в коучинговом формате с целью влияния на его воспитание.

Таким образом, исходя из вышесказанного, стоит отметить, коучинговый метод «Лесенка успеха» помогает личностно развиваться каждому ребёнку с нарушениями слуха, познавать самого себя, свой внутренний мир – доказано на практике. Использование коучингового подхода в образовательной среде максимально способствует индивидуализации процессов развития и обучения, повышению самооценки, веры в свои возможности, в свой потенциал!

Интернет-источники:

1.       https://sovets.net/8767-kouching-chto-eto-takoe.html

2.       https://coachingineducation.ru/kouching-v-nachalnoj-shkole-opyt-ispolzovaniya/

3.       https://worldofteacher.com/8376-kouching-v-shkole-pervye-shagi.html

4.       https://worldtutors.ru/kouching-v-obrazovanii

5.       https://pedsovet.su/metodika/priemy/7076_lestnitsa_uspeha_refleksia

6.       https://vk.com/wall-147594250_29797

7.       https://infourok.ru/refleksiya-na-temu-lesenka-uspeha-6685219.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также