Статья ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.9

Статья ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа
7 кл
17.06.2024
Статья ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие общества требует формирования в человеке не столько социального типичного, сколько яркого индивидуального, позволяющего стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме. Главная педагогическая позиция - создать условия, в которых учащийся смог бы реализовать свой потенциал и достичь того, на что он способен.
Томасова А.М.docx

Томасова Алевтина Михайловна,

учитель технологии,

МАОУ «Город дорог»,

г. Пермь

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие общества требует формирования в человеке не столько социального типичного, сколько яркого индивидуального, позволяющего стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме.

Психологи и социологи отмечают произошедшие в последние десятилетия существенные изменения в личностном развитии детей. Например, в исследованиях констатируется, что нынешним учащимся свойственно прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а эти перемены, в свою очередь обуславливают необходимость применения новых технологий и подходов во взаимодействии учителя и учащегося. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания, учащихся личностно-ориентированного подхода, под   которым  понимается ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности учащегося, развития его неповторимой индивидуальности.

Человек от рождения  способен к творчеству и развитию. Реализовывать весь данный природой потенциал - врождённая потребность человека. Исходя из этого гуманистического представления о человеке, его развитии, причинах его поведения прорисовывается педагогическая позиция - создать условия, в которых учащийся смог бы реализовать свой потенциал и достичь того, на что он способен.

Личностная ориентация педагогического процесса должна быть направлена на поиск и развитие задатков, способностей заложенных природой в каждом индивидууме. Именно потому, построение личностно-ориентированной педагогической системы, является насущным требованием в образовании сегодняшнего дня. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности образовательного сообщества. Именно гуманистическая позиция в педагогике сегодня заложена во всех документах, определяющих стратегические цели отечественной образовательной системе. Так в законе РФ «Об образовании» первым признаком государственной политики в области образования назван «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности…».

Идея применения личностно-ориентированного подхода в образовании вдохновила меня на работу в данном направлении при работе с моими учениками.

Большое значение в моей педагогической деятельности уделяется  воспитательной работе, которая направлена на реализацию стратегии развития и воспитания, способствующую разностороннему развитию личности учащегося, формированию творческих способностей, самообразованию, профессиональному становлению.

Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, конкурсы, классные часы, вечера, праздники, соревнования и многое другое. При их подготовке и проведении, я использую приёмы и методы актуализации субъективного опыта учащихся. Стараюсь создать ситуации выбора и успеха, индивидуальной рефлексии процесса и результатов деятельности.

В своей статье я хочу поделиться опытом проведения личностно-ориентированного классного часа.

При планировании воспитательной работы на учебное полугодие, я  предусматриваю включение в план воспитательной деятельности мероприятий направленных на развитие субъективности и креативности учащихся. Так при  определении тематики классных часов учитываю не только существующие психолого-педагогические и возрастные характеристики моих учащихся, но и индивидуальные особенности своих воспитанников. В том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы и ценностные ориентации. Вместе со мной в определении тематики классных часов принимают участие учащиеся и их родители. Использую для учащихся методику «Строим новый классный дом». Для этого на одном из классных часов предлагаю учащимся положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик», т.е. прикрепить лист бумаги с темой классного часа на полугодие. Очень важно выяснить и мнение родителей о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе (обычно решается на родительском собрании). Учитывая мнение всех сторон, составляю тематику классных часов на полугодие.

В подготовке и проведении классных часов чаще всего использую такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании учитываю принцип добровольности и интереса. А я, как педагог, стараюсь сделать всё от меня зависящее для того, чтобы готовящийся классный час был полезным, интересным для большинства моих учащихся. Способствовал проявлению и развитию их субъективности, индивидуализации, творчества. Формы классного часа и место его проведения выбираем вместе с учащимися в зависимости от тематики и пожеланий.

После проведения классного часа обязательно проводим рефлексию проведённого мероприятия. А так же обязательно проводится анализ и оценка его результативности. В процессе оценочно-аналитической деятельности обращаю внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта моих воспитанников, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном  часе.

Сравнивая личностно-ориентированный классный час с традиционным, нужно отметить, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Я уверена в том, что для создания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять своим учащимся. Видеть смысл педагогической деятельности не в формирующемся воздействии на учащихся, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.

В качестве педагогических целей своих классных часов выдвигаю следующие ориентиры:

·   Содействовать формированию у учащихся умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

·   Побуждать учащихся к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего;

·   Выявлять склонности учащихся к различным видам человеческой деятельности;

·   Содействовать формированию у учащихся способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

·   Способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Предлагаю один из вариантов такого классного часа (для 8-11 класса)

Классный час « Хочешь быть счастливым - познай себя»

Участники: Учащиеся класса и классный руководитель, школьный психолог (возможно пригласить родителей)

Цель: Становление и развитие высоконравственного, ответственного и творческого компетентного гражданина России.

Задачи:

üПобуждать учащихся к самосовершенствованию;

üСпособствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;

üСодействовать развитию у учащихся чувства эмпатии;

üРазвивать у учащихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей;

üРазвивать умение слушать друг друга.

Подготовительная работа

1.       За 1-2 недели до классного часа я предлагаю учащимся дома поразмышлять и письменно сформулировать проблему, связанную с взаимопониманием со сверстниками, родителями, учебой и т.д., которая волнует его лично, его друга, знакомого. Задание выполняется анонимно.

2.       Листки с выполненным заданием учащиеся по моей просьбе отпускают в течение учебного дня в один из двух предложенных ящиков. В черный ящик – те учащиеся, которые не хотели бы, чтобы их проблемы обсуждались в группе, а в белый – те, кто готов к такому обсуждению.

3.        Накануне  классного часа всем учащимся предлагаю продолжить следующие предложения: «Счастье – это…», «Счастливый человек – это…» - или найти высказывание знаменитых людей на эту тему.

4.       За одну неделю до классного часа мы вместе с желающими учащимися готовим оформление классного часа, подбираем музыкальное сопровождение, репетируем сценку (понятие счастья для моих учащихся на сегодняшний день), цветовые слайды на компьютере.

5.       В помощь для проведения классного часа приглашаю школьного психолога. Вместе обговариваем тему классного часа, цели, ход мероприятия и особенно  роль и участие психолога в предстоящем классном часе.

Оформление, оборудование, инвентарь

Специально оборудованный кабинет, отпечатанные листки с проблемами для белого и черного ящиков. Изготовленные таблички «эксперт-психолог», «аналитики», «прагматики», «публика», «эксперт по этике», две таблички «координатор». Для цветового и музыкального сопровождения музыкальный центр и компьютер. А так же всё необходимое для инсценировки сценки.

Ход занятия

До начала классного часа в кабинете негромко звучит спокойная, приятная музыка. Учащиеся садятся на стулья, стоящие полукругом. В стороне друг напротив друга стоят два стола со стульями. На одном стоит табличка «АНАЛИТИКИ», а на другом «ПРАГМАТИКИ». Я приветствую учащихся, стараясь создать атмосферу эмоционального доверия и психологического комфорта для всех участников классного часа. Сообщается тема классного часа. Затем учащиеся показывают сценку. Во вступительном слове я, размышляя о теме классного часа, говорю о том, что стремление к счастью заложено в каждом человеке и предлагаю учащимся ответить на вопросы: «Что такое счастье?», «Какого человека можно назвать счастливым?». Учащиеся зачитывают ответы, заготовленные дома по кругу. После этого делается вывод о том, что представление о счастье у всех разное, а значит, и пути к нему у каждого свои, как и преграды, которые нужно преодолеть, и проблемы, которые нужно решить. Затем предлагаю учащимся сыграть в игру, которая называется «Проблемы и аргументы».

Игра «Проблемы и аргументы»

Цель игры: Найти пути решения проблем, помочь своим товарищам.

Ход игры

Для проведения игры из числа формируем две команды по пять-шесть человек, которые занимают места за столами с расставленными табличками. Теперь у нас  имеются две команды, одна «АНАЛИТИКИ», вторая «ПРАГМАТИКИ». Оставшиеся учащиеся садятся вместе и составляют публику. В командах назначаются координаторы команд. Затем  я объясняю всем  учащимся правила игры, ход игры и представляю всем эксперта-психолога (школьный психолог). Игра начинается. Координатор одной команды вытаскивает из белого ящика, в котором находятся отпечатанные проблемы, для обсуждения проблему. Зачитывает её. Всем присутствующим предлагается обсудить её в течение  трех-четырех минут. Обсуждение ведется следующим образом: команда «АНАЛИТИКОВ» анализирует и предоставляет свое решение по поводу причин возникновения  проблемы, команда «ПРАГМАТИКОВ»  обсуждает и приводит пути решения этой проблемы. Публика в это время ведет обсуждение в парах, малых группах, индивидуально и выражает своё одобрение или несогласие с мнением команд аплодисментами и устными высказываниями. Так же любой из участников  игры может высказать свою точку зрения по данной проблеме. Завершает обсуждение проблемы «эксперт психолог», который оценивает работу команд и излагает свое мнение по данному вопросу. Я в ходе игры слежу за соблюдением времени и этической стороной высказываний, т.е. исполняю роль «эксперта по этике». При обсуждении следующей проблемы команды меняются ролями. Таким образом, обсуждаются все проблемы из белого ящика. В заключение игры я благодарю всех участников за внимание и приглашаю всех сесть полукругом на свои места.

Рефлексия

На заключительном этапе занятия каждому из участников предлагается выразить свои мысли по поводу классного часа, употребив при этом только одно предложение. Завершая классный час, я говорю о том, что чаще всего из-за нерешенных проблем люди совершают порой необдуманные глупые жизненные ошибки. Иногда эти ошибки приводят нас к очень печальным последствиям, что соответственно мешает нам чувствовать себя счастливыми людьми (приводится статистика). Я желаю всем, чтобы любые проблемы в жизни находили своё решение. Беру в руки чёрный ящик (проблемы, не вынесенные на обсуждение) и обращаюсь к учащимся с предложением: тем, кто хочет, чтобы его проблема не осталась нерешённой, достать её (нерешенную проблему) из ящика и обсудить с самыми близкими им людьми, родителями, друзьями или с психологом, а может ещё с кем-то. Но самое главное решить её. Привожу слова Авраама Линкольна «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми». Затем благодарю всех за классный час и желаю всем быть счастливыми.

 


 

Томасова Алевтина Михайловна, учитель технологии,

Томасова Алевтина Михайловна, учитель технологии,

Личностная ориентация педагогического процесса должна быть направлена на поиск и развитие задатков, способностей заложенных природой в каждом индивидууме

Личностная ориентация педагогического процесса должна быть направлена на поиск и развитие задатков, способностей заложенных природой в каждом индивидууме

В своей статье я хочу поделиться опытом проведения личностно-ориентированного классного часа

В своей статье я хочу поделиться опытом проведения личностно-ориентированного классного часа

Сравнивая личностно-ориентированный классный час с традиционным, нужно отметить, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху

Сравнивая личностно-ориентированный классный час с традиционным, нужно отметить, что такой классный час нельзя проводить по указке сверху

Цель: Становление и развитие высоконравственного, ответственного и творческого компетентного гражданина

Цель: Становление и развитие высоконравственного, ответственного и творческого компетентного гражданина

Специально оборудованный кабинет, отпечатанные листки с проблемами для белого и черного ящиков

Специально оборудованный кабинет, отпечатанные листки с проблемами для белого и черного ящиков

Игра начинается. Координатор одной команды вытаскивает из белого ящика, в котором находятся отпечатанные проблемы, для обсуждения проблему

Игра начинается. Координатор одной команды вытаскивает из белого ящика, в котором находятся отпечатанные проблемы, для обсуждения проблему

Но самое главное решить её. Привожу слова

Но самое главное решить её. Привожу слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024