Лингвистический квест - творческая форма развития связной речи младших школьников
Статья рассматривает важность развития связной речи учащихся начальной школы, проблемы, имеющиеся у них в этом плане. А также представляет педагогические игры в целом и лингвистический квест, в частности, как эффективную форму решения данных проблем.
Ключевые слова: связная речь, педагогическая игра, лингвистический квест.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитая связная устная речь обеспечивает успешность взаимодействия личности с окружающими ее людьми и определяет степень ее успешности в будущей жизни, обуславливает формирование ее личностных качеств.
Интенсивное развитие связной речи должно осуществляться в младшем школьном возрасте, когда закладываются базовые умения и навыки. Но как показывает практика, уровень развития связной устной речи у младших школьников достаточно низок. Дети данного возраста не владеют в достаточной мере нормами литературного языка, имеют бедный словарный запас, не умеют выстраивать свои высказывания в соответствии с речевыми жанрами. Речь у некоторых из них невыразительна и недостаточно ясна, в ней встречаются просторечья, слова-паразиты.
Мощным стимулом для развития связной речи младших школьников является педагогическая игра, обладающая чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Погружение учащихся в мир такой игры положительно влияет на запоминание, усвоение, повторение, закрепление информации, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять учебный материал. Особенно востребована педагогическая игра среди тех учащихся, которые были демотивированы уроками русского языка и своей неуспеваемостью по этому предмету. Именно поэтому педагогические игры необходимо использовать в образовательном процессе, осуществляемом по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, направленным на расширение лингвистического кругозора учащихся.
На наш взгляд, к наиболее эффективными типами игр относятся - игры-аукционы, игры-опросы, игры-конкурсы, кроссворды, ребусы, игры имитирующие телевизионные игровые шоу («Поле чудес», «Своя игра», «Умники и умницы» и т.п.). А также такая форма игры, как лингвистический квест, способная вернуть интерес к русскому языку среди тех учащихся, которые утратили мотивацию к овладению программным материалом.
Квест – это игра-путешествие, имитационная игра, набор проблемных заданий, построенных на базе поисковой деятельности. С помощью квеста учащиеся решают языковые задачи, участвуя в микро-играх для того, чтобы продвинуться по сюжету. В квест включается множество словесных дидактических игр, основанных на словах и действиях игроков: «Живые слоги», «Цепочка слов», «Эхо», «Орфографическое лото», «Потерянные слова», «Подбери пару», «Корректор» и др. Они развивают слуховое внимание, орфографическую и пунктуационную. зоркость, умение прислушиваться к звукам и интонации, составлять словосочетания, предложения и тексты, что развивает связность речи. Кроме того, в этих играх дети учатся высказывать самостоятельные суждения, формулировать свои мысли и адекватно воспринимать суждения товарищей, что активизирует их эмоционально-мыслительные процессы.
Квест-игра проводится поэтапно. На начальном этапе учащихся необходимо познакомить с правилами квеста и распределить по командам, а также выбрать учащихся, которые будут выступать ведущими на конкретной станции квеста – станции синтаксиса, фонетики, словообразования, морфологии и т.д. При этом педагог не исключается из игрового процесса: он следит за развитием игрового сюжета, направляет его, а также выступает в качестве контролёра ведущих станций и в случае допущения ими корректирует их.
Ролевой этап квеста предполагает непосредственное выполнение заданий, соответствующих темам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на конкретном отрезке учебного года. К примеру, работа может вестись в направлении фонетики или орфографии, лексики или фразеологии. Правильное выполнение игрового задания приносит команде часть фразы (которая, например, может стать ключом, для выхода из лабиринта), либо часть «волшебного слова», побеждающего злые силы. При этом слова фразы или части слова представляются в хаотичном порядке.
По результатам работы команда получает части слова или выражения, которые она должна расставить в правильном порядке. Выполнение этого задания обозначает выигрыш команды и прохождение квеста.
Очень важно, чтобы учащиеся не сидели за партами, как на уроке, а перемещались по классу, согласно заданиям и станциям, иначе квест станет набором дидактических игр, которые скоро наскучат учащимся. Смена локации достижима, путем использования игровых заданий, основанных на многозначности слов. Например, на одной из станций ведущий загадывает загадки, а учащиеся отгадывают слово в одном из его значений, а подсказка-ключ будет находится в месте, которое именует второе значение этого же слова (доска, полка, ручка и т.д.).
Квест позволяет достичь максимальной наглядности процесса обучения, что повышает интерес и игровой азарт учащихся. Например, на одной из станций подсказка может крыться внутри контейнера из-под киндер-сюрприза, помещенного в прозрачную ёмкость, а ведущий станции, может с каждым правильным ответом наливать мерной кружкой подкрашенную воду. При верности всех ответов контейнер, оказывается на поверхности и из него можно достать ключ к следующей станции. Для использования этого приёма подойдут задания на распознавание звуков, подбор синонимов и антонимов, определение лексического значения слов, значения фразеологизмов.
Визуальный результат, который видят учащиеся существенно отличает задания квеста от обычных дидактических игр. При этом, данные игры, в большинстве своём, являются базой для формирования заданий квеста. Так дидактическая игра «Слово из слова», в которой необходимо составить слова из букв другого слова, пользуясь тетрадью и ручкой, в квесте реализуется при помощи больших картонных цветных карточек с буквами, с которыми учащиеся могут перемещаться и создавать новые слова. Одно из этих слов и должно быть ключом к следующей станции (оно должно быть одним из наименее очевидных).
Перечень игр, которые могут быть применены в сюжетных лингвистических квестах, неограничен – главное, отказаться от стандартных раздаточных материалов и носителей информации и представить новую форму игр. При разработке сценария квеста, в первую очередь, необходимо определиться, какие умения и навыки будет развивать проектируемый квест. Далее необходимо подобрать задания, соответствующие образовательным задачам и возрасту учащихся. При этом подбор дидактического материала должен основываться на прогрессивном усложнении игровых заданий.
Обязательным является использование визуального, тактильного и аудиального дидактического материала, необычного по содержанию. Ну и, конечно, должна быть обеспечена доступность участия каждого учащегося в работе команды – достаточное количество игровых заданий для каждого участника.
Безусловно, проектирование и подготовка лингвистических квестов достаточно трудоемки и требуют использования большого количества дополнительных ресурсов. Тем не менее, данная форма активизирует полученные в ходе обучения знания, а за счет сюжета и игровых элементов выполняет релаксационную и развлекательную функции. Кроме того, лингвистические квесты предоставляют широкие возможности для интеграции различных учебных предметов – русский язык может быть «дополнен» музыкой, изобразительным искусством, математикой, окружающим миром, иностранным языком.
Таким образом, лингвистические квесты являются творческой формой развития связной речи младших школьников, помогающая делать данный процесс не только поисково-познавательным, но и интересным, увлекательным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.