Статья "Методика активной оценки"
Оценка 4.9

Статья "Методика активной оценки"

Оценка 4.9
docx
17.02.2020
Статья "Методика активной оценки"
Методика активной оценки.docx

 

 

 

 

«Методика активной оценки»

 

 

 

 

 

 

Выполнила учитель начальных классов

Лошкарева Мария Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

Одной из составляющей технологии формирующего оценивания является «Методика активной оценки».

Активная оценка - это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и радоваться им; видеть свои ошибки работать над ними; обладать умением оценки, управлять личным обучением. Активная оценка охватывает большой спектр действий и методов, непосредственно связанных с обучением, а главное - помогает педагогу изменить представление о своей роли и роли ученика в процессе формирования умений и навыков, обретения знаний.

Стратегия «Активная оценка» - это не просто набор определённых методик, приёмов и методов. Это целая философия, система. В руках учителя эта система превращается в настоящий инструмент, который даёт возможность детям УПРАВЛЯТЬ своим учением. Ребёнок знает, КУДА он идёт, КАК он идёт и ЧТО ждёт его дальше. Он не боится ошибиться, ибо в этой философии ошибки - это благо, ведь благодаря им он знает, КУДА и КАК ему двигаться дальше.

Активная оценка является наиболее эффективным методом для повышения учебных достижений, поэтому она популяризируется и используется в разных странах. Наиболее важные статьи, книги, программное обеспечение и результаты исследований содержит сайт «Formative assessment: for those who believe in better education!» («Активная оценка: для тех, кто верит в лучшее образование»).

 

Применение активной оценки создает атмосферу, которая способствует обучению. В этой атмосфере у учащихся усиливается ощущение собственной значимости, повышается их познавательная мотивация и ответственность за учебные успехи и неудачи, возрастает уровень самостоятельности, есть условия для сотрудничества, ученики лучше понимают процесс учения. Предметом активной оценки являются не только когнитивные и творческие результаты, но и сама деятельность по их получению.

Активная оценка способствует:

- мотивации к обучению;

- повышению результативности обучения;

- формированию ключевых компетенций: учить учиться;

- образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;

- формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.

К элементам активной оценки относятся:

- цели урока;

- техника постановки вопросов;

- ключевой вопрос;

- критерии достижения цели – на что буду обращать внимание;

- самооценка;

- взаимооценка;

-обратная связь.

Цель урока. Цель — это начало пути к успеху. Если учащийся учится без цели, он не сможет стать успешным. Зная цель, учащийся:

• трудолюбив;

• учится осознанно;

• участвует в создании урока;

• сотрудничает с учителем;

• чувствует ответственность за свое обучение.

Целеполагание — ответственный этап в деятельности учителя. Приступая к планированию урока, каждый педагог должен задуматься над вопросами:

• Зачем этому учить?

• Чего нужно достичь?

• Как сделать цель учителя целью учащихся?

• Как помочь учащимся видеть продвижение к желаемому результату?

• По каким критериям будет оцениваться степень достижения результата?

Цель должна быть достижимой, измеримой, понятной и, чтобы каждый учащийся класса принял ее как личностно значимую. Цели урока могут формулироваться учителем, учителем совместно с учащимися, парами или группами учащихся, каждым учащимся в отдельности. Учитель может озвучить цель урока языком учащихся и попросить учеников повторить ее друг другу в парах, затем вызвать одного ученика, чтобы он произнес цель урока вслух всему классу. При правильной постановке цели учащиеся знают, что и как они будут делать. В конце урока они определяют, чему они научились.

 

Элементом активной оценки, который неразрывно связан с целями и создает мост к обратной информации, являются критерии достижения цели, которые обнаруживают, была ли и насколько была достигнута цель. Одним из элементов построения учебной атмосферы, основанной на доверии к педагогу и на самостоятельности ученика, когда ребёнок точно знает, какую работу он должен выполнить, какими будут ожидания педагога. Разработка критериев достижения целей необычайно полезна при создании тестов. Это очень существенная деталь: ученик узнает о требованиях теста не перед уроком повторения темы, а перед началом ее изучения. Благодаря чему он может самостоятельно отслеживать свои успехи, определяя, что он уже изучил и над чем должен поработать.

Понимание учащимися критериев достижения целей увеличивает их ответственность и самостоятельность. Озвучивание ученикам требований перед занятиями способствует процессу обучения и делает его открытым.

В активной оценке ребёнок может заметить, какие успехи он имеет, что нового изучил. Эту функцию выполняет обратная информация, плотно связанная с критериями достижения цели. Выполненная работа комментируется в устной или письменной форме (что сделано хорошо, а что и как можно исправить).

Обратная информация содержит три элемента:

- положительные аспекты работы ученика;

- то, что требует исправления (улучшения);

- информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик.

         Каждый ученик получает информацию о том, что делать дальше: «слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать умения и навыки и усвоить материал, «сильный» получит еще более интересное задание, которое может выходить за рамки программы.

В классе, где царит атмосфера обучения, ученики не будут иметь проблем, как с подробной самооценкой, так и с сообщением учителю, что они еще не усвоили, или не понимают. Они могут обратиться с просьбой,  подобрать соответствующее задание на закрепление или на выявление сложных и неясных вопросов. Такая ситуация полностью меняет роли. Ученик и учитель на таком уроке - союзники.

 

Педагог также должен уметь формулировать ключевые вопросы, так как они способствуют активизации мышления. Дети стремятся понять и легко запоминают то, что им интересно. Ключевой вопрос примечателен тем, что одновременно выполняет несколько функций:

- пробуждает любознательность и интерес к теме;

- поощряет мыслительную деятельность;

- привлекает внимание и ставит вызов;

- способствует усвоению материала;

- тесно связан с целью урока или серии уроков;

- направлен на реализацию целей урока.

Педагог должен владеть техникой постановки вопросов. Предложенная в активной оценке техника постановки вопросов основывается на том, что, задавая вопрос, необходимо оставить время на размышление, соизмеримое степени тяжести вопроса и достаточное, чтобы даже робкие и неуверенные дети сумели сосредоточиться, и только тогда выбрать ученика, который даст ответ. Можно еще добавить жеребьевку: тянуть карточки с именами учеников - это внесет элемент игры-лотереи и улучшит атмосферу, сделает ее более безопасной и благоприятной для обучения. Если педагог хочет, чтобы дети охотно отвечали на его вопросы, нужно научиться правильно, реагировать на их неправильные ответы. Часто неправильный ответ показывает, каким образом учащиеся делают типичные ошибки. Можно поблагодарить ребенка за неправильный ответ, потому что иногда он помогает найти правильное направление решения.

Планирование организации учебного занятия с применением активной оценки имеет свои особенности: 

- определять критерии оценки результативности;

- знакомить обучающихся с этими критериями;

- реализовывать возможность обратной связи;

- учить детей ответственности за их обучение;

- предоставлять возможности оценки и самооценки;

- оценивать работу учеников только после их самооценки;

- давать возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать;

- верить в возможности ребёнка и демонстрировать ему свои надежды, что он может достичь большего;

- сообщать родителям о прогрессе их ребенка, вооружать их критериями оценки;

- создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования.

При переходе на активную оценку необходимо знакомить учеников с её элементами. Например:

- В начале каждого урока мы будем договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем будете делать, а также, чтобы по завершении урока вы сами могли оценить то, насколько цели достигнуты.

- Перед вами будут поставлены вопросы и задачи для самостоятельного решения. Проблемные ситуации будем разрешать вместе: вы будете проявлять инициативу, а не только следовать указаниям учителя.

- Часто будете получать не отметку, а комментарий к работе: что сделали хорошо, а на что еще следует обратить внимание.

- В начале занятия будет поставлен ключевой вопрос, на который вместе будем искать ответ.

- Ответы на вопросы будете часто обсуждать в парах.

- Часто будете оценивать работу друг друга, а также задавать друг другу вопросы, давать советы.

- На занятиях будете оценивать и сами себя и на этой основе планировать свое дальнейшее развитие.

Методика активной оценки не исключает отметки, а только ограничивает частоту их выставления. Необходимо проинформировать родителей, что в методике активной оценки результат в виде балла выставляется после изучения целой темы. Осуществление родителями действий контроля и оценки также является важным мотивирующим и организующим фактором успешности учебно-познавательной деятельности их детей. Родителей важно убедить в том, что они смогут оказывать ребенку существенную помощь в учении, даже если они не имеют достаточно знаний по учебным предметам. Рекомендуется снабдить их критериями оценки, а также дать им соответствующие рекомендации:

Рекомендации для родителей:

1. Каждый день интересоваться учебными успехами своего ребёнка, радоваться успехам, не раздражаться из-за каждой неудачи, допущенной ошибки

2. Просить ребёнка ещё до прочтения текста ответить на вопросы, которыми параграф завершается, чтобы он знал, на что обратить внимание при прочтении, при этом создаются дополнительные вопросы или усиливается познавательный интерес

3. Узнавать о критериях оценивания домашнего задания

4. Обращать внимание ребёнка на то, что выполнено правильно, хорошо или отлично (это придаст ему больше уверенности в своих силах). Вместе исправлять допущенные ошибки

5. При проверке выполненного задания нацеливать ребёнка на то, чтобы он смог доказать и аргументировать правильность ответа, задавая вопросы :

«Почему ты так думаешь?», « Можно ли сделать по-другому?», « На чём основано твоё убеждение, что ты правильно выполнил задание, понял смысл текста, решил задачу» ...

Полезны тематические консультации для родителей. Они могут быть посвящены следующим темам: объекты оценки родителями, критерии оценки выполнения домашних заданий, как помочь детям оценить выполненную ими работу, как помочь ребенку подготовиться к контрольной работе, к экзамену, о листах самооценки учащихся и т. д. Могут помочь в приобщении родителей открытые уроки. С их помощью родители лучше понимают, как учится их ребенок. Очень полезной оказывается последующая после посещения урока беседа или круглый стол, на котором учитель может ответить на возникшие у родителей вопросы, выслушать их суждения, уточнить ключевые позиции оценочной деятельности.

Вовлечение родителей в оценочную деятельность существенно повышает результативность образовательного процесса, поскольку становится более эффективной домашняя самостоятельная работа их детей. При этом родители пользуются полученными от учителя критериями успеха, обращают основное внимание не на отметки, а на то, чему их дети научились, как они работали на уроках и дома.


 

Методика активной оценки»

Методика активной оценки»

Одной из составляющей технологии формирующего оценивания является «Методика активной оценки»

Одной из составляющей технологии формирующего оценивания является «Методика активной оценки»

Цель урока. Цель — это начало пути к успеху

Цель урока. Цель — это начало пути к успеху

Элементом активной оценки, который неразрывно связан с целями и создает мост к обратной информации, являются критерии достижения цели , которые обнаруживают, была ли и насколько…

Элементом активной оценки, который неразрывно связан с целями и создает мост к обратной информации, являются критерии достижения цели , которые обнаруживают, была ли и насколько…

Педагог также должен уметь формулировать ключевые вопросы , так как они способствуют активизации мышления

Педагог также должен уметь формулировать ключевые вопросы , так как они способствуют активизации мышления

При переходе на активную оценку необходимо знакомить учеников с её элементами

При переходе на активную оценку необходимо знакомить учеников с её элементами

Рекомендуется снабдить их критериями оценки, а также дать им соответствующие рекомендации:

Рекомендуется снабдить их критериями оценки, а также дать им соответствующие рекомендации:

обращают основное внимание не на отметки, а на то, чему их дети научились, как они работали на уроках и дома.

обращают основное внимание не на отметки, а на то, чему их дети научились, как они работали на уроках и дома.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020