Подготовила Ежова Лада Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 153 г. Челябинска»
Формирование функциональной грамотности
на уроках русского языка
в начальной школе
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка у младших школьников.
Задача:
1) показать практическую значимость использования данных приёмов работы,
2) убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.
Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности. Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию. Актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности. Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник? 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация. 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи. 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе. 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
На уроках русского языка стоит вопрос «Как добиться грамотного письма у детей?»
Формированию грамотности способствуют несколько факторов.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Приемы, которые мы хотим представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Эти приёмы знакомы учителям, недаром говорят, что «всё новое - это давно забытое старое». Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с информацией и приёмы формирования грамотного письма.
1. Приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
Данные приемы существуют давно, однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы использую в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Корень слова. Однокоренные слова» с удивительного факта:
- А знаете ли вы, что: «Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть».
Или с вопроса: - Кто из вас знает самые длинные имена существительные? (одиннадцатиклассница и делопроизводительница)
Такие удивительные факты есть в арсенале каждого педагога.
Торжественно объявленная тема урока чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Чтобы этого не произошло можно использовать специальный прием, условно называемый «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока. При использовании приема «яркое пятно» у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. В своей работе я часто использую погружение детей в сказку, т.к. сказка близка и интересна детям.
Прием "Отсроченная отгадка".
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Прием «проблемная ситуация».
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения, делать вывод.
Например, на уроке во 2 классе по теме «Что такое имя существительное» задаю детям вопрос:
- Только ли предмет может обозначать имя существительное?
Детям в группах (в парах) предлагается нарисовать на бумаге «солнце, стол, белизну», «квадрат, цветок, радость», «ведро, карандаш, ветер» и.т.д. Дети сталкиваются с проблемой, как нарисовать «белизну», «радость», «ветер», делают вывод, что имя существительное может обозначать не только конкретный предмет, который можно потрогать, нарисовать, но другие предметы, обозначающие, цвет, оттенок, эмоции, явления природы и т.д.
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения, делать вывод.
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.
Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе.
Прием «Дай себе помочь».
Как правило, интересный урок мотивирует детей на самостоятельный поиск увлекательных или сложных заданий по теме. Таких ребят немного, но они обязательно найдутся в любом классе. И это лишь некоторые приемы, формирующие самостоятельность мышления.
Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по орфографии.
Например,
Орфограммы ЖИ – ШИ
Русские слова с жи, ши
Через и всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой а.
Глаголы – исключения 2 спряжения
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Игровые приёмы.
Способствуют повышению познавательного интереса к русскому языку.
Игра «Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
2. Приемы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.
Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приемов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален прием как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.
Например, на уроке в 1 классе при работе с орфограммой «безударная гласная в корне слова» можно предложить детям задание пронумеровать последовательность действий при работе с «опасным местом» так, чтобы получился алгоритм действий.
Алгоритм (ПАМЯТКА)
____ Обозначь безударную гласную.
____ Выдели корень.
____ поставь ударение.
____ Подбери проверочное слово.
____ Вставь безударную гласную.
Задание можно предложить как для индивидуальной работы, так и работы в парах.
«Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений.
Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться прием «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остается загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с еще не изученным материалом.
На последующих уроках опорный конспект служит основой для монологического высказывания по теме, основой для взаимоопроса.
Для систематизации информации и развития монологической речи эффективен прием «Шаг за шагом». Прием заключается в следующем: каждый свой шаг ребенок сопровождает сведениями по изучаемой теме. В «слабом» классе можно составлять рассказ «по цепочке». Задача остальных: оценить полноту и последовательность изложения материала. Данный прием эффективен, например, при изучении частей речи, видов предложений. Дети учатся слушать друг друга, последовательно излагать теоретический материал, дополнять сказанное, объективно оценивать.
Таким образом, данные приемы учат не только работать с информацией, но и позволяют сделать урок динамичным и интересным для ребенка.
3. Приемы формирования грамотного письма.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Проговаривание так как надо писать. Методика Петра Семёновича Тоцкого. «Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский.
Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
Прием «Ошибкоопасное место».
Его суть состоит в том, что ребёнок должен научиться определять, видеть слова с «опасными местами». Во 2 – 4 классах все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.
Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования, кто выделит больше знакомых орфограмм или, кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока.
В 1 классе на уроках обучения грамоте можно ввести термины «зеркальные» и «незеркальные» слова.
Учитель говорит детям:
− В русском языке есть «зеркальные» слова. Эти слова пишутся так, как мы их произносим: сом, кит, труба. Эти слова не дают поводов для ошибок. Попробуйте догадаться почему? В этих словах «не растут» ошибки, потому что в них ни один звук нельзя произнести иначе даже нарочно, играя. В этих словах каждая буква соответствует звуку. Давайте называть такие слова «зеркальными».
Но в русском языке гораздо больше «незеркальных» слов. В них не все звуки соответствуют буквам: сорока, летела, краб.
Посмотрим, можете ли вы отличить «зеркальные» слова от «незеркальных».
Играют две команды.
Учитель читает слова, первая команда поднимает флажки, если читается «зеркальное» слово, вторая команда – если «незеркальное»: корова, цветочек, ель, зима, сыр, дом, дух, квас, голубушка, готово.
Можно предложить детям самим придумать «зеркальные» и «незеркальные» слова.
Важным элементом в формировании грамотного письма является работа над ошибками. Работе над ошибками может предшествовать рефлексивный прием «Цветные поля», который показывает степень комфортности ребенка, с одной стороны, и его самооценку, с другой. Например, красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки». Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю». Зеленый – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».
Прием «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.
Например, в этом тексте 26 ошибок!
Стоял тёплый ден. пушыстый кот васка грелся на крылце. варабей клевал крошки хлеба. чюет кот добычю. глазки у васки заблестели Кот бросился на птицу. это заметил алёша. малчик стал гнат васку. Кот злился алёша спас птицу. варабей скрылся в кустах
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.
Подводя итог, можно сказать, что вся система орфографических работ строится на
проблемных методах и деятельностном обучении.
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность
за свои знания. Однако знание приемов педагогической техники
учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в
системе.
Педагогам, надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности. Желаю успехов в работе и грамотных учеников!
Использованная литература и интернет-сайты:
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей \Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
2. А. Гин. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2002
3. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
4. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения\ Режим доступа:
www.pedagogiemoderne.ru/index/kultura_umstvennogo_truda/0-44
1. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.