Кононченко Наталья Леонидовна,
учитель музыкального искусства
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ШКОЛА №4 ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
«МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА »
( семинар - практикум учителей художественно- эстетического цикла)
Форма взаимодействия всех участников семинара – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Современные педагогические технологии, реализуемые в ходе проведении семинара:
1.Технология сотрудничества:
- постановка общих целей и задач для всей группы преподавателей;
- индивидуальная ответственность за часть задания всей группы;
- общая оценка работы группы в целом.
2. Проблемное обучение:
· предлагается рассмотреть различные способы конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся.
3. Дифференцированное обучение:
· использование дифференциации группы преподавателей (создание микрогрупп) .
4. Групповые технологии:
· использование групповой работы, получение определенных заданий и выполнение их сообща;
· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
5. Информационно-коммуникационные технологии:
6. Игровые технологии
· использование элементов ролевой игры в ходе работы семинара.
Технология «мозгового штурма»:
· задания в группе предусматривают применение элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока.
Цели:
Задачи:
Ход
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Преподавателю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим победителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом
Обратите внимание на конверты, которые находятся у вас на столах, они необычные , а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что это « конверты ожиданий», откройте их и напишите, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара, затем отложите их в сторону до конца работы.
У вас на столах лежат карточки с буквами. Сложите из них слово и таким образом мы вместе с вами определим предмет нашего семинара . Итак, предметом нашего семинара станет Его величество УРОК! А тема семинара – « Модель современного урока»
Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остаётся сегодня основной формой обучения. Однако в условиях преобразований, происходящих в современном образовании, понятие « урок» нуждается в новом методологическом наполнении. И какие бы инновации не вводились, именно на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся.
Определение целей и задач семинара.
(Звучит музыкальный фрагмент Ave Maria И. С. Бах, на слайдах картины Левитана, Айвазовского, Рафаэля; обложки книг и портреты Шекспира, Гёте, Толстого, Чехова, Пушкина)
Итак, что же такое УРОК?
Каждый представляет его по- своему. Прост он или сложен?
Сегодня мы рассмотрим модель современного урока и попытаемся создать некий « конструктор для его сборки»
А сейчас давайте вместе сформулируем задачи нашего семинара.
УЗНАТЬ РАЗВИВАТЬ
ОБОБЩИТЬ КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ
Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока.
Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать урок в соответствии с деятельностно-компетентным подходом.
Обобщать: знания о современном уроке.
Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока.
Предлагаю вам в режиме « мозгового штурма» определить, что же такое урок?
Каждая группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных предложения: «Урок сегодня - это…..» и « Я иду на урок, чтобы….»
Обсудив мнение каждой группы, демонстрирую определение урока, принятые в педагогике.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы обучающихся, с учётом особенностей каждого из них используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).
В приведенном определении можно выделить специфические признаки , отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа обучающихся; руководство деятельностью обучающихся с учётом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
В чем состоит наша задача как преподавателей? Как необходимо строить учебные занятия, чтобы они были эффективными? Какие требования необходимо соблюдать?
Следует знать требования, носящие общий характер: дидактические, воспитательные, организационные, гигиенические.
( памятка представлена в раздаточном материале, приложение1)
Однако жизнь не стоит на месте. Существуют требования, которые предъявляются к современному урока без которых он не будет результативным.( памятка2 )
При анализе требований к традиционному уроку и уроку современному становится ясно, что различия касаются, прежде всего, деятельности преподавателя и ученика на уроке. « Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»- слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: « Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Как же преподавателю подготовить урок современного типа? Думаю, всем преподавателям знакомы основные этапы конструирования урока традиционного типа. Технологический процесс проектирования урока современного типа базируется на них же.
(памятка 3, этапы конструирования урока)
На каждом этапе преподаватель должен критически относиться к подбору содержания, форм и методов работы, способов организации деятельности обучающихся. Необходимо помнить, что рождение любого урока начинается с чёткого определения его конечной цели, т. е. чего преподаватель хочет достичь на уроке. Затем устанавливаются средства и способ действий, которые помогут преподавателю добиться поставленной цели.
Для планирования и ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его структурных элементов.
( памятка 4, структура каждого типа уроков, предложенная М. И. Пахмутовым)
РАБОТА ПО ГРУППАМ
Сейчас я предлагаю вам поиграть в кубики, но это не простые кубики: подобно кирпичам, из которых строится здание, эти кубики будут « строительным материалом» урока. Каждый кубик – это этап урока, который вам нужно собрать, учитывая его характерные черты. Мы сейчас постараемся выстроить урок комбинированного типа. Каждая группа получает набор кубиков, а также карточки с названием этапов урока и карточки с текстом, обозначающим характерные черты каждого этапа.
ЭТАПЫ УРОКА
1) Организационный этап
2) Этап всесторонней проверки домашнего задания
3) Постановка цели и задачи урока, мотивация д. учебной деятельности
4) Актуализации знаний
5) Первичное усвоение новых знаний
6) Первичная проверка понимания
7) Первичное закрепление
8) Контроль усвоения, обсуждения допущенных уошибки. ошибок и их коррекция
9) Информация о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению
10) Рефлексия
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КАЖДОГО ЭТАПА УРОКА
1) Дидактическая задача урока
2) Содержания этапа
3) Условия достижения положительных результатов
4) Показатели выполнения дидактической задачи этапа
5) Требования к реализации дидактической задачи этапа
Задание: карточки необходимо наклеить на кубик так, чтобы получалась полная « картина» этапа урока. Каждая группа должна собрать по 3- 4 этапа, которые определим жеребьевкой. У нас получился макет урока комбинированного типа, отвечающего всем требованием. Но современный урок должен быть ярким, запоминающимся и добрым, поэтому придать «изюминку» помогут нам яркие смайлики, на которых отражены способы активизации деятельности на каждом этапе.
Сергей Иосифович Гессен - русский философ, педагог, публицист, создатель собственной философии образования сказал: «Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так что же представляет из себя современный урок?
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК- это:
· Урок с использованием техники ( компьютер, проектор, интерактивная доска и т. п.);
· Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
· Урок, содержащий разные виды деятельности;
· Урок, на котором обучающемуся должно быть комфортно;
· Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности;
· Современный урок развивает у обучающихся креативное мышление;
· Современный урок воспитывает думающего ученика;
· Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
В качестве закрепления изученного в ходе нашей совместной работы прошу вас составить синквейн по теме «Урок»
Подведение итогов.
· Что нового о современном уроке Вы сегодня для себя узнали?
· Необходимо ли это знание Вам в организации урока?
· Полезны ли будут навыки, полученные Вами в ходе участия в работе семинара?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.