Статья "Модульная технология"
Оценка 5

Статья "Модульная технология"

Оценка 5
doc
10.01.2023
Статья "Модульная технология"
Модульная технология.doc

Мы вязнем в технологиях, когда нашей целью являются вещи, которые просто работают.

                                            Дуглас Адамс

 

История возникновения модульного обучения

http://www.sostav.ru/blogs/images/feeds/7/13747.jpgПри введении федерального образовательного стандарта второго поколения, значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых – модульное обучение.

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе (Селевко, 1998).

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Беррес Фредерик  Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах ученых Дж. Расселла, Б и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса.

Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям. Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе (Кукосян, Князева, 2001)

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам П. А. Юцявичене и ее учеников.

Проанализировав педагогическую литературу на данную тему, можно выделить несколько точек зрения на понимание модуля и технологию его построения. Одни авторы стремились позволить учащимся работать в свободном темпе, другие пытались помочь обучающимся определить сильные и слабые стороны и возможности в обучении, третьи стремились интегрировать различные формы и методы обучения.

Т.И. Шамова определила понятие модуль как «целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием». По её мнению, модуль включает в себя целевой план действий (функциональность), банк информации (учебное содержание) и методическое руководство по достижению поставленных целей  (Шамова, 1994).

П.А. Юцявичене даёт следующее определение: «модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» (Юцявичене, 1990)

В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой одним из значений слова «модуль» является «отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации» (Ожегов, Шведова, 1999).

 

 

Особенности модульного обучения

Технология модульного обучения - это одна из систем организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплин без ущерба для полноты изложения и глубины материала.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Именно оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется главная ее суть – ориентировочная основа деятельности.

При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т.е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует.

В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому ученику видеть уровень усвоения знаний.

Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с определенной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и определенной помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать модульную программу, состоящую из комплексной дидактической цели и отдельных модулей, от качества которых зависит эффективность обучения.

Чтобы составить модульную программу или отдельный модуль, учителю прежде всего необходимо разработать этапы модуля:

1. Выделить стержневые (главные) идеи курса.

2. Формируется комплексная дидактическая цель, которая имеет два уровня:

а) уровень усвоения учебного содержания учеником;

б) использование учебного содержания в практике, а также для изучения учебного материала в будущем.

3. Выделение интегрирующих дидактических целей.

4. Формируются модули ,которые в совокупности и обеспечивают достижение комплексной дидактической цели.

Теоретический анализ литературных источников позволил выделить следующие особенности модульного обучения:

*    https://kvadmetry.ru/wp-content/uploads/2017/10/taiped.jpgсущность состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы над модулем;

*    ведущими принципами модульного обучения являются принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы;

*     модульная технология состоит модульной программы и модульного урока;

*     содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с комплексной дидактической целью (Третьяков, Сенновский, 2001);

*     ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознавать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях;

*     меняется форма общения ученика и учителя. Учитель выступает консультантом, помощником в решении поставленных целей.

В модульной программе прописаны цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Это программа деятельности для ученика по изучению определённой темы. Учитель знакомит учеников с модульной программой.

 

Структура модульного урока

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает,  что все уроки в модульной программе должны быть модульными.

Составляется модульный урок по следующему алгоритму:

*    формулировка темы урока;

*    определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;

*    деление учебного содержания на отдельные логически завершенные

*    учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;

*    подбор необходимого фактического материала;

*    определение способов учебной деятельности учащихся;

*    отбор методов и форм преподавания и контроля;

*    составление модуля данного урока;

*    подготовка необходимого количества копий текста урока (Гульчевская, 2003).

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого, цель не будет достигнута. Каждый УЭ должен иметь свою цель. Учебных элементов не должно быть много, но обязательны следующие:

УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения, включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме;

УЭ-1 – задания по овладению новым материалом.

УЭ-2 – отработка учебного материала.

УЭ-n (где n- номер последнего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания ( оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (Шамова, 1994)

Модульный подход имеет много преимуществ перед традиционным как в отношении учащихся, так и в отношении учителей, но есть и определённые трудности. Некоторые из преимуществ и трудностей отмечает Г.Ю. Ксезонова (2000).

Преимущества модульного обучения

Преимущества для учащихся:

*    каждый точно знает, что он должен усвоить, в каком объёме и что должен уметь после изучения модуля;

*    каждый может самостоятельно планировать своё время, эффективно использовать свои возможности;

*    учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе.

Преимущества для учителя:

*    возможность концентрировать своё внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

*    своевременная идентификация проблем в обучении • выполнение творческой работы, заключающейся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании им возможной помощи.

 

 

Трудности модульного обучения

Основные трудности для учащихся:

*    ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;

*    ученики должны выполнять большой объём самостоятельной работы;

*    ученики сами несут ответственность за своё обучение.

Основные трудности для учителей:

*    необходимость изменения привычного образа мыслей и действий, так как необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;

*    необходимость изме­нения структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целенаправленной и результативной работы каждого ученика;

*    большая трудоёмкость конструирования модулей, их материалоёмкость;

*    необходимость высокой педагогической и методической квалификаций, наличия специальных учебных пособий.

Таким образом, традиционные методы и приемы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимися усвоить знания по программному материалу. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствуют высокому уровню специальных профессиональных навыков, изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.

Модули в учебный процесс целесообразно вводить постепенно: начинания с отдельных уроков, курсов, предметов и с конкретных учащихся с хорошо сформированными навыками самоуправления учебной деятельности в старших классах технологию модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс.

Модульное обучение ориентировано, прежде всего, на активную учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех “само” – самопланирования, самоанализа, самоконтроля.

 

Методические рекомендации

1. Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

2. Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т.к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

3. Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

4. Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

5. Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения. Например, лекционную систему можно сочетать с модульной.


Мы вязнем в технологиях, когда нашей целью являются вещи, которые просто работают

Мы вязнем в технологиях, когда нашей целью являются вещи, которые просто работают

Кукосян, Князева, 2001) В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам

Кукосян, Князева, 2001) В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам

Особенности модульного обучения

Особенности модульного обучения

Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение?

Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение?

Третьяков, Сенновский, 2001); ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке

Третьяков, Сенновский, 2001); ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке

Каждый УЭ должен иметь свою цель

Каждый УЭ должен иметь свою цель

Трудности модульного обучения

Трудности модульного обучения

Методические рекомендации 1.

Методические рекомендации 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023