Дата: Школа: Класс: 3 Кабинет:
|
Учитель: Меклер Д.И.
|
Конспект урока: «В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ — ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ»
Цели деятельности учителя:
· ознакомление детей с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи, а также с его ролью в нравственном благоустройстве внутреннего мира каждого человека в семье;
· формирование представления о необходимости такого центра в современном доме как места, где зримо выражается почёт и уважение членам семьи, друзьям, гостям, рождается чувство особой общности и духовного единения людей.
Планируемые результаты:
Предметные:
· знать роль и назначение красного угла в старинном доме;
· знать значение слов «икона», «лампадка»;
Личностные:
· проявлять уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
· проявлять интерес к истории своей семьи, формировать положительное отношение к учению;
· определять мотивы учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий
Оборудование: программа: «Перспектива»; учебник: Плешакова А.А. Окружающий мир. 3 класс (2 часть), рабочая тетрадь (2 часть), раздаточный материал, презентация.
№ п/п |
ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы |
Хронометраж |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
|
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
|
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
||||
1. |
Этап самоопределения к деятельности Словесный:
Наглядный: показ слайдов
|
1 мин |
Ветерок с березкой
шепчется, А кто этот волшебник? – Что такое природа? - На какие 2 большие группы делится природа? – Что относится к живой природе? - Каковы особенности объектов живой природы? Как называется наука, которая занимается изучением природы? Молодцы, вы уже знакомы со многими науками, но на этом изучение не окончено, мы идем дальше… |
Слушать отрывок из стихотворения.
Отвечать на вопрос.
Природа.
Живая и неживая Животные, растения, бактерии, грибы, человек |
Л.: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. |
Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог
Наглядный: показ слайдов
|
3 мин |
- Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? - Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью... Да, многие люди стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Кроме этого многим хочется известности, почитания и славы. Как стать известным, прославиться? - Наверное, можно совершить какой-нибудь подвиг, изобрести что-то, но и подвиг, и изобретение должны быть полезны людям. - Чем известны эти люди? (Фото А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина) Известными людьми становятся герои, изобретатели, путешественники, но для этого прежде всего нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд. И что-то еще… - А что нужно вы поймете, если соберете из данных слов известную пословицу. (Нищий, больного, здоровый, счастливее, короля) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Так что же человеку нужно для счастья? - Приходилось ли вам болеть? - Чем больной человек отличается от здорового? (Фото больного и здорового человека) - Что такое здоровье? - Попробуйте из данных слов и выражений собрать определение термина “Здоровье”. - Для чего же нужно знать строение своего организма?
|
Ввести диалог с учениками. Слушать ответы.
Работать в группе “Здоровый нищий — счастливее больного короля”
Слаженная работа, органы, человек, внутренние, внешние (Здоровье - это слаженная работа всех органов человека, как внешних, так и внутренних).
|
Л.: желание приобретать новые знания. Р: принятие и сохранение учебной задачи. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевых высказываний. |
3. |
Постановка учебной задачи Словесный: беседа Наглядный: показ слайдов
Физминутка Практический: показ движений.
|
3 мин |
Сегодня на Земле живет 7 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться. Даже между близнецами обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково. - Посмотрите друг на друга. - Какие части тела вы можете назвать? (Голова, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги) - Как одним словом назвать грудь, спину, живот? (Туловище). Ребята, у всех ли вас одинаковые размеры рук, ног? А что единое, целое у человека? (Зависит здоровье человека). Сегодня на уроке мы попытаемся открыть тайны главного чуда света- человека. Откройте учебник с. 121. Прочитаем заголовок нового раздела, с чем познакомимся. А теперь определим учебную задачу урока, используя слова-помощники. Познакомиться… Узнать… С чем сегодня познакомимся?
1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте. 2. Покажите, где находится ваша шея. 3. Положите руки на свою грудную клетку. 4. Дотроньтесь до спины впереди стоящего товарища 5. Погладьте себя по животу. 6. Поднимите правую руку вверх. 7. Спрячьте левую руку за спину. 8. Согните правую ногу в колене. 9. Топните левой ногой.
|
Организм.
Формулировать тему урока и учебные задачи. |
К.: умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации Р.: определять цель учебной деятельности самостоятельно |
4. |
Первичное усвоение новых знаний Словесный: беседа
Практический: работа с карточками
Наглядный: показ слайдов
|
5 мин |
- Ваше тело хорошо вас слушается, а знаете ли вы, какая сложная работа происходит в это время внутри вашего организма? - На протяжении тысячелетий представления о строении, функциях и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. В Средние века церковь запрещала изучать строение тела человека, поэтому ученые делали это в тайне под страхом смерти. - Большой толчок для развития знаний о человеке дало изобретение микроскопа и открытие рентгеновских лучей. Так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней. (Фото рентгеновского аппарата и микроскопа) - И все же, человеческий организм устроен так сложно, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить законы и противоречия. - Изучением человека занимаются специальные науки. Выберите из данных наук те, которые могут изучать человека. (Анатомия, биология, зоология, экология, психология). - Откройте учебник на стр. 123 и попробуйте найти определение наук. Соедините на листах название науки с ее определением. Анатомия – наука, изучающая строение организма. Физиология – наука, изучающая работу органов человека. Гигиена - наука о здоровье. - Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно.
|
Слушать текст.
Анатомия, биология, зоология, экология, психология
Работать в карточках индивидуально.
|
Л.: понимать точку зрения ученика и принимать ее. П.: подведение под понятие. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков. П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. |
6. |
Первичное проверка понимания Наглядный: показ слайдов
Практический: работа с книгой, чтение, ответы на вопросы
|
5 мин |
Давайте представим себя ученымии отправимся в мир открытий и знаний. В теле человека 12 главных систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. - Каждый орган выполняет определённую работу. Расскажите, какую работу выполняют названные вами органы. - Как вы думаете, эти органы можно отнести к одной системе? Общую ли работу они выполняют? Сердце, конечно же, непосредственно не участвует в переваривании пищи. А вот зубы, желудок и некоторые другие органы выполняют общую работу и поэтому образуют систему. - Целью нашей работы является знакомство с основными системами органов человека. Какие же системы органов есть в организме человека? Работу человеческого организма обеспечивают 6 основных систем: У нас в классе есть ученые которые подготовили научные доклады о системах органов. Давайте послушаем, что они нам расскажут. Ученый 1 (Непомнящая В) Пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи. Органы пищеварения: рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник. Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережевываем ее зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где ее переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там заканчивается ее переваривание. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения,- желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. А мы с вами с вами давайте на минуту превратимся во врачей и подумаем, что нужно делать, чтобы эта система функционировала хорошо и была здорова. Учёный 2.Леонова В. Кровеносная система обеспечивает движение крови в организме. Органы кровообращения- сердце, сосуды. Сердце есть у каждого человека. Сердце - это мотор, который постоянно работает. Оно подобно насосу подает кровь ко всем органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать. Ученый 3. Середина А. Нервная система Управляет деятельностью всего организма нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Ко всем органам тела от головного и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы всем органам тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости. Советы врача: Не нервничать по пустякам. Научиться снимать напряжение. Заниматься спортом. Давайте успокоим свою нервную систему. РЕЛАКСАЦИЯ: Давайте закроим глазки и послушаем звуки природы. Остальные учёные свою работу продолжат на следующий урок.
- Есть ещё одна система органов в теле человека. Это – выделительная система. - К ней относятся органы мочеполовые и кожа. - При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму вещества в виде мочи и кала. - А кожа выводит ненужные организму соли в виде пота.
|
Лёгкие – орган дыхания, желудок – орган пищеварения, сердце – перекачивает кровь по сосудам.
на экране - сердце, зубы, желудок.
Учитель вывешивает на доску: Дыхательная, нервная, кровеносная, опорно-двигательная, пищеварительная и выделительная. .
Повешать на доску Обеспечивает переваривание пищи
Озвучивают правила здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, физические упражнения.) |
П.: отбирать необходимые для решения учебные задачи информацию в тексте учебника; извлекать информацию из прочитанного материала. К.: формировать собственное мнение и позицию. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков. П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. |
7. |
Первичное закрепление Практический:
|
7 мин |
Какая наука занимается изучением работы органов? - Всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы? (Нет. Церковь запрещала анатомировать умерших. Учёные делали это тайно в течение многих веков. Но благодаря им сегодня врачи могут оказывать помощь больным, производить операции) - Великим русским учёным-физиологом был Иван Петрович Павлов. Давайте послушаем об этом ученом сообщение. (Яковлев И). - Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства. - Наука о сохранении и укреплении здоровья называется ГИГИЕНОЙ.
|
Физиология
Уч. с. 125 |
П.: обращаться к ранее полученным знаниям, совершенствовать их. Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий. |
8. |
Информация о домашнем задании Словесный: беседа, инструктаж по выполнению домашнего задания. |
3 мин |
Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом) (В здоровом теле здоровый дух) - Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать). Давайте поговорим, каким мы хотим, чтобы было наше здоровье. Какое оно? Крепкое, хорошее, надежное, дорогое. Что нужно делать, чтобы его сохранить? Беречь, исследовать, ухаживать что для нас наше здоровье, как вы к нему относитесь? Здоровье это наше богатство.
|
|
К.: построение речевого высказывания. П.: осознанное построение речевого высказывания. К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
9. |
Рефлексия деятельности Словесный: объяснение
Наглядный: показ слайдов
Практический:
|
3 мин |
Пришло время подвести итоги. Посмотрим, насколько тема урока была вам интересна и как вы умеете внимательно слушать. - Почему каждому из нас важно знать, как устроен организм человека? ( Учащиеся дополняют ответ на вопрос). Я сегодня на уроке узнал____________________________________ Я буду теперь знать_________________________________________
|
Оценить свою деятельность.
|
Р.: анализировать собственную работу на уроке.
|
Нищий больного здоровый счастливее короля
Анатомия наука, изучающая строение организма.
Физиология наука о здоровье.
Гигиена наука, изучающая работу органов человека
Обеспечивает переваривание пищи
Обеспечивает движение крови в организме
Управляет деятельностью всего организма
Обеспечивает организм кислородом
Обеспечивает опору и движение организму
Выводят ненужные организму вещества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.