«Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки»
Оценка 4.9

«Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки»

Оценка 4.9
doc
02.02.2023
«Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки»
Доклад Лены.doc

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ПОСЁЛКА ТУЛЬСКОГО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Изучение штрихов на начальном этапе обучения в классе скрипки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Подготовила:

                                                                                   Преподаватель по классу скрипки

                                                                                   ГБО ДО РА ДШИ п. Тульского

                                                                                   Е.В.Тимошенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

п.Тульский

 

      Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был неразрывно связан с развитием и совершенствованием штриховой техники. Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве. Наряду с другими инструментальными средствами музыкальной выразительности, такими, как звуковысотная интонация, громкостная динамика, агогика, штриховая артикуляция обладает самыми богатыми выразительными возможностями. Штрихи в скрипичном исполнительстве - явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательнозвуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание- Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи, произнесенной без артикуляции и оттенков речевой интонации, так и становление мелодической мысли неотделимо от особенностей ее произнесения на инструменте.

      Мастерское владение смычком - главное средство художественного воздействия на слушателя. Б. Асафьев писал: «Когда говорят про скрипача, у него скрипка поет - вот высшая ему похвала Тогда его не только слушают, но и стремятся слушать о чем скрипка поет» Такое воздействие зависит от умелого применения различных штриховых способов произнесения мелодии.

      Именно в начальном периоде обучения закладываются основы звукоизвлечения и штриховой техники скрипача. Этот этап является важнейшим и определяет во многом весь путь дальнейшего развития музыканта.

      Начальный период обучения включает следующие пели и задачи:

-     Музыкальное развитие, развитие внутреннего слуха.

-    Формирование навыков постановки рук на инструменте

-     Развитие элементарных игровых навыков.

-    Изучение элементарных штрихов (деташе, легато, начало работы над мартле и их чередование).

      Формирование штриховой техники начинающего скрипача

       Работа над штриховой техникой начинается с усвоения навыков рациональной постановки правой руки.

       Слово «Рациональность» (от лат. га1ю - разум) - «разумность, осмысленность, целесообразность». Применительно к скрипичной постановке, это означает осмысление процесса действия рук на инструменте, гармоничное приспособление рук и корпуса играющего для достижения наиболее совершенного звучания инструмента.

  В понятие «техника правой руки» входят следующие вопросы:

- звукоизвлечение;

- распределение смычка;

- несколько видов перехода смычка со струны на струну;

     - множество    различных    видов штрихов:     прилегающих,         отрывистых,

прыгающих, комбинированных и т. д.;

     - владение такими средствами художественной выразительности, как акценты, динамические оттенки и пр.

      Изучение штриховых приемов необходимо осуществлять в определенной последовательности - от постижения основных штриховых движений к более сложным. Скорость освоения различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от способностей ученика (при этом способность к исполнению сложнейших штрихов может не сочетаться с общей музыкальной одаренностью).

      Работать над штрихами советуют по-разному: на открытых струнах, на материале гамм, этюдов, пьес. Однако работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся, отшлифованный, и работать над ним уже в свете конкретно-художественных задач данного произведения.

Методы освоения основных типов штрихов начального периода обучения -легато, деташе н мартле

      Штрих (нем. Strich - черта, линия) - «выразительный способ исполнения, извлечения смычком того или иного характера звучания, музыкальной артикуляции. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка». С. Фейнберг писал, что «штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки».

     Скрипичные штрихи условно можно разделить на две группы: основные и производные. К основной штриховой группе можно отнести легато, деташе, мартене, сотие и спиккато.

     Начальный период обучения на скрипке предусматривает работу над освоением следующих штрихов: Detache, Legato, Маrtele. Далее подробно рассмотрим основные принципы работы над каждым из этих штрихов в отдельности.

     Detache (деташе)

     С французского языка этот штрих переводится, как «отделять» - означает «отдельное, прилегающее к струне движение смычка без его остановки в конце на каждой ноте». Это один из самых выразительных наиболее часто применяющихся штрихов. Он является первостепенным для развития всех остальных штрихов.

     Важнейшая особенность этого штриха состоит в большей или меньшей слитности, певучести звучания, что в первую очередь связано с плавным соединением звуков при смене направления смычка.

     Исходя из артикуляционных особенностей можно выделить три разновидности деташе:

     - певучее, слитное

     -декламационное (часто называемое «баховским»)
     -маркированное

     Начальный этап изучения штрихов связан с освоением слитного деташе.

     На начальном этапе обучения - 1 класс - работа над деташе ведется на материале сборника Якубовской «Вверх по ступенькам».

      Гамма Ре мажор (двойное деташе верхней частью смычка, нижней частью, целым смычком, соединением разных частей) Отрабатывается навык выравнивания звучания при помощи регулирования весового давления на струну. Изучение распределения смычка закрепляется на этюдах, таких, как № 11, 25 Баклановой.

     С самого начала работы над штрихом деташе необходимо обращать внимание ученика на ощущение веса руки. Смычок должен лежать на струне, рука свободная и мягкая, движение по струне легкие и плавные. «Вес смычка в нижней половине значительно больше, чем в верхней. Для сохранения равномерного звучания по всей длине смычка скрипач должен в верхней половине играть с несколько большим нажимом смычка на струну, как бы добавляя ему вес рукой при помощи указательного пальца. А при игре у колодки, приближаясь к ней, необходимо несколько облегчить нажим смычка на струну при помощи мизинца. Этой же цели служит и небольшой наклон трости к грифу при игре в нижней половине смычка, что дает сужение ленты волос, контактирующих со струной, и выпрямление наклона трости при игре в верхней половине смычка, дающее расширение ленты волос. Это изменение наклона трости происходит благодаря работе лучезапястного сустава».

     Декламационное деташе применяется в умеренных темпах, когда характер музыки требует более четкого произнесения каждого звука фразы. Способ исполнения этого штриха имеет свои особенности. Декламационное

деташе отличается иной артикуляцией смежных звуков - скорее разделительным, нон-легатным соединением. Эта разновидность штриха применяется в умеренных темпах, когда характер музыки требует более четкого произнесения каждого звука фразы. Подобное речевое артикулирование звуков свойственно исполнению скрипичных сочинений И.-С. Баха.

     О. Ридинг Концерт си-минор, III часть (3 цифра)

     Маркированное деташе применяется при исполнении музыки, энергичной по характеру, требующей скандирования каждого звука. Штрих этот характеризуется акцентировано-активной атакой, насыщенностью основной части звука и некоторым ослаблением к концу. При этом реально воспринимаемая пауза между звуками отсутствует. Важнейшую роль в освоении деташе (как и других основных штрихов) на начальном этапе обучения должно сыграть целенаправленное изучение этюдного материала.

     Комаровский Этюд Ре мажор (№15)

     В этом этюде четверти (опорные звуки мелодии) следует играть более быстрым проведением смычка. Восьмые - ограниченной скоростью. Чередуется и направление смычка относительно сильной доли. Ученику следует хорошо вслушиваться в звучание, сопоставляя восьмые, играемые «прямым» и «обратным» штрихом. Изучая эти этюды, следует обращать внимание на их мелодическую выразительность. В старших классах владение этим штрихом необходимо для художественно полноценного исполнения многих произведений, в частности первой части концерта И.-С, Баха.

     В учебном репертуаре младших классов школы имеются сочинения, требующие использования маркированного штриха. Например - «Концертино» А. Яньшинова, исполнение темы которого слитным звучанием потеряло бы свою художественную содержательность.

Поэтому знакомить ученика с приемом «маркирования» звука нужно довольно рано.

     Особенности работы над штрихом легато.

     Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей степени связана со штрихом легато, который, по словам Л. Ауэра, представляет собой «осуществление идеала мягкого, округлённого, непрерывного потока звуков».                Поэтому, как считал выдающийся педагог, данный штрих «должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным».

     Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приёма, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором увеличении плотности прилегания к ней в момент перехода. Иными словами, речь идёт о хорошей атаке звука на другой струне. Важное значение здесь имеет и подготовка пальца левой руки на этой струне. Притом палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остаётся на ней, пока оба звука не соединяться. Этот переход осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны.

     Важнейшее условие хорошего легато - умение рационально использовать длину всего смычка, его частей и отрезков - неотделимо от образно-художественного постижения смысла и строения музыкальной фразы.

     Помимо этого добавляются:

     -точное распределение смычка;

     -ритмичная и четкая работа пальцев левой руки;

     -хорошая артикуляция.

     Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приёма, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором увеличении плотности прилегания к ней в момент перехода. Притом палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остаётся на ней, пока оба звука не соединятся. Этот переход осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны.

     Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности - качеств, исконно присущих певческому голосу.

     В представлении ученика младшего возраста деташе и легато может ассоциироваться с разграничением понятий «говорить» и «петь».

     Такой сравнительный метод позволяет ещё на ранней стадии обучения приступать к систематическому изучению штриха легато (сначала по два, затем по четыре звука на одно движение смычка), используя материал мелодически целесообразных этюдов и пьес.

     Задача озвучивания разнообразных технических эпизодов в различных сочинениях тесно связана с воспитанием беглости пальцев. Возьмём для примера Упражнение №1 Шрадика  (2,4,8,16 нот легато)  и  Этюд  №28  Баклановой.

     Особенности работы над штрихом мартле.

     В переводе с французского - «ковать, бить молотком, отчеканивать» - это отрывистый штрих, во многом аналогичный ярко акцентированному деташе, но имеет свое характерное звучание, остановки (паузы) между нотами.

     Штрих мартле обычно исполняется в умеренных темпах, в пределах верхней половины смычка. Главная особенность звучания мартле состоит в острой, акцентированной атаке звука и наличии паузы, умелой координации хорошей атаки с быстрым проведением, а не от специального нажима на струну.

А.И. Ямпольский считал, что «смычок быстро проводится по струне именно в момент атаки звука».

     На начальном этапе работы над штрихом мартеле целесообразно выдерживать довольно долгие паузы между нотами, чтобы ученик успевал подготовить руку, постепенно сокращая их по мере освоения игрового движения.

     Основные требования:

     - исполняется в верхней половине смычка;

     - отрывистая атака звука;

     - наличие пауз между нотами.

     В работе над штрихом мартеле одинаково важны два момента - начало звука -яркая, острая атака, активный импульс движения руки вдоль струны, дающий возможность быстро и энергично провести смычок и окончание - резкое угасание звука, сообщающее ударный, отрывистый характер всему штриху.

     Между тем нажим смычка на струну и начальное движение его обязательно должны происходить в одно и то же время.

     Для того чтобы штрих получился острым, коротким и в тоже время легким, во время остановки смычка перед каждой новой нотой делать паузы. После акцента следует сразу же освобождать руку, отпуская нажим указательного пальца во время горизонтального проведения. Смычок не должен подпрыгивать, он остается лежать на струне.

     С. Шальман в своем пособии «Я буду скрипачом, 33 беседы с юным музыкантом» предлагает подготовительные упражнения на открытых струнах для освоения штриха мартеле.

     Методически целесообразный путь освоения штриха мартле - исполнение мелодической последовательности звуков деташе с паузами и постепенное обострение их атаки, сочетаемое с ускорением ведения смычка.

     Например, с этой целью возможно изучение пьесы М. Качурбиной «Мишка с куклой». В этой пьеске освоение штриха мартле проходит более эффективно благодаря сравнению его со штрихом деташе.

     Изучение штриха мартле развивает ученика технически, обогащает его штриховой опыт, способствует его музыкально-исполнительскому воспитанию.

     В этой пьеске освоение штриха мартле проходит более эффективно благодаря сравнению его со штрихом деташе.

     В дальнейшем мартле систематически изучается на специальных этюдах и этюдах, изложенных в ровном движении восьмых.

     Изучение штриха мартле развивает ученика технически, обогащает его штриховой опыт, способствует его музыкально-исполнительскому воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список литературы:

1.              Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке - М.: Музыка, 1965. - 215 с.

2.              Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача - К.: Музыкальная Украина - 1974. -           74с.

3.              Лесман И.А.Очерки по методике обучения игре на скрипке, М.: Музыка - 1964. -140с.

4.              Погожева Т.А. Вопросы методики обучения игре на скрипке. - М. : Музыка, 1966.-206 с.

5.              Судзуки Ш. Скрипичная школа. Япония. - 190 с

6.              Фишина Алина Игоревна. Особенности изучения штрихов в начальный период
обучения игре на скрипке.

7.              Фортунатов К.А. Юный скрипач (I выпуск). - М.: Советский композитор, 1988 -112с.

8.              Шальман С. М. Я буду скрипачом (33 беседы с юным музыкантом). - Л.:

9.   .Ширинский А.В. Штриховая техника скрипача, - М : Музыка, 1983. - 83 с.

10.  Якубовская В.А. Вверх по ступенькам, - Л.: Музыка, 1974. - 22 с.

11. Ямпольский И.К вопросам скрипичной техники. Штрихи Предисл. и Ред. В Ю. Григорьева - В кН. Проблемы муз педагогики/ Труды Моск. консерватория, М : Музыка, 1981. -68с.

12. .Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача. М.;. Музыка, 1968, - 325с.

 


ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был неразрывно связан с развитием и совершенствованием штриховой техники

Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был неразрывно связан с развитием и совершенствованием штриховой техники

Работать над штрихами советуют по-разному: на открытых струнах, на материале гамм, этюдов, пьес

Работать над штрихами советуют по-разному: на открытых струнах, на материале гамм, этюдов, пьес

А при игре у колодки, приближаясь к ней, необходимо несколько облегчить нажим смычка на струну при помощи мизинца

А при игре у колодки, приближаясь к ней, необходимо несколько облегчить нажим смычка на струну при помощи мизинца

Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приёма, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором…

Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приёма, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором…

Основные требования: - исполняется в верхней половине смычка; - отрывистая атака звука; - наличие пауз между нотами

Основные требования: - исполняется в верхней половине смычка; - отрывистая атака звука; - наличие пауз между нотами

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023