Статья: «Музыкальное воспитание в семье».

  • docx
  • 08.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А. 13 Статья.docx

 

                           Статья: «Музыкальное воспитание в семье».

Музыкальное воспитание детей в семье — это процесс, направленный на приобщение ребёнка к музыкальному искусству, развитие музыкальных способностей и формирование положительного отношения к музыке. В семье ребёнок получает разнообразные музыкальные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности. 
Цели:

- Обогащение духовного мира ребёнка музыкальными впечатлениями. Формирование интереса к музыке, передача традиций своего народа, формирование основ музыкальной культуры.

- Развитие музыкальных и творческих способностей в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). 

- Содействие общему развитию детей средствами музыки. Например, музыка помогает расширить представления о чувствах, сформировать эстетические чувства, развить умственные способности. 

Методы

В музыкальном семейном воспитании применимы, например:

- Наглядно-слуховой метод — ребёнок привыкает к звучанию не только развлекательной, но и народной и классической музыки, обогащает слуховой опыт. 

- Наглядно-зрительный метод — дома можно показать книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, традициях и обрядах, познакомить с изображениями предметов быта, одежды.

- Словесный метод — краткие беседы о музыке помогают ребёнку настроиться на её восприятие, поддерживают возникший интерес.

- Практический метод — обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям позволяет ребёнку овладеть определёнными умениями и навыками исполнительства и творчества. 

Формы

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах — как развлечение, самостоятельное музицирование детей, фоновое звучание. Некоторые формы: 

·         Совместное слушание музыки и музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения).

·         Слушание музыки одновременно с другой деятельностью — тихими играми, рисованием. Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным, но полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений.

·         Музыка может звучать во время утренней гимнастики — в этом случае нужно подбирать лёгкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Средства

Для музыкального воспитания детей в семье можно использовать, например:

·         Аудиозаписи — детские альбомы Чайковского, Шумана, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Свиридова, отдельные детские пьески и песенки, музыкальные сказки.

·         Музыкальные игры — например, «Пропой своё имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?».

·         Чтение сказок и рассказов — это помогает развить умение эмоционально переживать музыку, поскольку выраженный словесно сюжет и переживания героев детям более понятны.

·         Пойте вместе с детьми, познакомьте их с музыкальными инструментами, включайте им музыку, которая соответствует их возрасту, и Вы увидите, как музыкальные занятия благотворно воздействуют на Ваших детей.

·         О пользе пения для детей

·         Пение для многих детей является любимым занятием. Но мало кто знает о том, как пение влияет на организм человека. А оказывается, что петь – очень полезно! Причем, как для детей, так и для взрослых. Причин этому несколько:

·         - Пение улучшает настроение, т.к. во время пения в головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин.

·         - В процессе пения в организм поступает больше кислорода, а вследствие этого улучшается кровообращение, нормализуется сердцебиение и давление, улучшается общее самочувствие.

·         - Пение повышает иммунитет. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла.

·         -Пение стимулирует речевую активность и эффективно устраняет речевые нарушения (например, заикание).

·         Это далеко не полный перечень полезных свойств пения.

·         Поэтому пойте вместе с ребенком, а чтобы это приносило пользу, придерживайтесь следующих советов:

·         • Учите ребенка петь спокойно, не кричать, не напрягать голосовые связки. Чрезмерные нагрузки могут травмировать их.

·         • Отдавайте предпочтение детским песням, а не «взрослым» современным. Так вы привьете ребенку хороший музыкальный вкус. Детские песни созданы специально для детей, их тексты понятны для детей, а мелодии удобны для исполнения.

·         • Не позволяйте петь в холодную и сырую погоду. Так ребенок может легко простудиться и заболеть.

·         • Не позволяйте ребенку долго кричать, пищать и визжать, это вредно для голосовых связок.


 

Скачано с www.znanio.ru