Четверикова Галина Васильевна, учитель биологии и химии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
Хохольского муниципального района Воронежской области
Статья на тему «Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии»
Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни К. Д. Ушинский
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Современное общество, в свою очередь, выдвигает новые требования к школе и к образовательной среде в целом, а социальные запросы определяют цели образования, такие как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию современного образования как «научить учиться». Поэтому перед школой стоит одна из главных задач – это формирование метаумений у обучающихся таких как:
Теоретическое мышление
Навыки переработки информации
Критическое мышление
Творческое мышление
Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их выборе.
В педагогической деятельности активно применяю следующие педагогические технологии:
Технология развития критического мышления (Основоположники: Дж.Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер )
Ø Технология проблемного обучения (Основоположник: Джон Дьюи )
Ø Технология развивающего обучения (Основоположник: Лев Семенович
Выготский)
Ø Кейс – технология (США, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета)
Ø Технология модульного и блочно-модульного обучения (США, Гарвардский университет)
Ø Проектные технологии (Основоположники: Джон Дьюи, Уильям Килпатрика и
др.)
Ø Игровые технологии (Основоположники: Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин и др.)
Ø ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач) (Основоположник: Генрих
Саулович Альтшуллер)
Остановлюсь более подробно на следующих технологиях:
1.Кейс – технология
Неотъемлемой частью современного урока является самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Одним из эффективных методов, позволяющим успешно решать эти задачи является кейс-метод.
Кейс -технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов, приёмов обучения, основанных на решении конкретных задач.
К кейс - технологиям относятся:
1. Метод инцидента
2. Метод разбора деловой корреспонденции
3. Метод ситуационного анализа
Модерация работы с кейсом. Для того чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь обучающихся в процесс анализа ситуации и принятия решений, класс делится на группы по 3- 5 человек, каждая группа выбирает себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы группы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения, именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его группы.
Данный метод я использую на этапе изучения нового материала.
Например, урок биологии в 8 классе по теме «Опорно-двигательная система».
Обратите внимание на слайд. Я обучающимся предлагаю текст, который содержит информацию по новой теме урока. И предлагаю следующее задание.
Задание. Познакомьтесь с информацией о скелете человека и выполните приведенные после текста задания. Заполните приведенную графическую схему, показывающую состав скелета человека:
Скелет человека (др.-греч. σκελετος — «высушенный») — совокупность костей организма, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. В составе скелета взрослого человека около 250 костей, из них 80 непарные, 85 парные. 23 кости образуют череп, 33-34 позвоночный столб, 25 - ребра и грудину, 64 - скелет верхних конечностей, 62 - скелет нижних конечностей. Кости скелета образованы костной и хрящевой тканями, которые относятся к хрящевым тканям. Состоят кости из клеток и межклеточного вещества. У взрослых людей на протяжении большей части жизни соотношение массы скелета и тела удерживается на уровне 20%. У пожилых и старых этот показатель несколько уменьшается. Сухой скелет человека весит 5-6 кг
После изучения текста и заполнения схемы у обучающихся формируются следующие метапредметные результаты: познавательные УУД
• извлечение необходимой информаций из текстов различных жанров;
• структурирование знаний;
• выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
• выделение объектов с точки зрения целого и частей.
Следующее здание, которое я предлагаю.
Задание: Ученик на уроке химии пролил на свой конспект по биологии «Скелет человека» кислоту, при этом часть текста оказалась испорчена. Какие шесть слов оказались полностью или частично разъедены кислотой?
После выполнения этого задания у обучающихся формируются следующие
метапредметные результаты: познавательные УУД
• извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;
• составление целого из частей с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов.
Урок химии в 9 классе по теме «Соединения серы». Я предлагаю обучающимся следующий кейс.
Кейс по теме «Соединения серы» 9 класс. Тип кейса: обучающий
Я предварительно обучающимся даю ссылки на Интернет- ресурсы для знакомства с материалом новой темы.
http://webelements.narod.ru/elements/facts/table-S/S.htm http://onx.distant.ru/elements/16-S_soed.html http://www.alhimikov.net/element/S.html http://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/neorg/uchpos/text/g3_5_24.html
Затем предлагаю выполнить задание.
Вопросы:
Проанализируйте текст и ответьте на следующие вопросы:
1. Что добывают местные жители?
2. Какие соединения образуются в «адском» озере? Как они образуются?
3. Запишите формулы этих соединений, их физические и химические свойства? (с кислородом, водой, металлами, гидроксидами, оксидами). Какие свойства проявляет сера в этих соединениях?
4. Можно ли лабораторным или промышленным способом получить эти соединения?
5. Какие еще знаете соединения серы, где могут в природе встретиться?
6. Как эти соединения влияют на организм человека и окружающую среду?
7. Как можно использовать эти соединения? Содержание кейса
Это место без преувеличения можно назвать адским - здесь, в кратере вулкана Иджен на острове Ява, расположено большое горячее озеро, по берегам которого местные жители в нечеловеческих условиях добывают самый нужный для их деревень и поселков неметалл.
В чаше из базальтовых серых стен расположено яблочно-зеленое озеро, над поверхностью которого тянутся желтые шлейфы. Озеро находится на высоте 2 386 метров над уровнем моря. Глубина его не велика - 212 метров. По берегам вокруг черных отверстий, напоминающих раскрытые зевы чудовищ, отливают золотом валики этого вещества. Такие же отверстия существуют в дне озера, поэтому его температура на поверхности составляет 60 градусов, а в глубине - свыше 200 градусов по Цельсию. Но, самое удивительное, - в каждом литре этой смеси содержится ещё и 5 граммов растворенного алюминия. Ученые подсчитали, что всего в озере растворено свыше 200 тысяч тонн этого металла.
«Дуновение» газов с высоким содержанием различных соединений вещества не позволяет подолгу находиться в этом месте. Пары вызывают острые приступы кашля, если не одевать на лицо маску.
Тем не менее, в кратере вулкана оно вручную добывается для промышленных нужд. Носильщики набивают по 70 - 80 кг сырья в специальные корзины, неся их в одну ходку. Дневная зарплата работника - около 5 долларов. Средняя продолжительность жизни индонезийского добытчика составляет 30 лет.
Кейс-технология применима, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления.
2.Технология проектного обучения.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых обучающиеся:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать; развивают аналитическое мышление.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовка. 2. Планирование.
3. Исследование.
4. Результаты и выводы.
5. Представление результатов.
6. Оценка результата и процесса.
Методику проектного обучения, я активно применяю как на уроках химии, так и на уроках биологии. Например, на уроке химии в 9 классе по теме «Галогены», а также на уроке биологии в 8 по теме «Витамины и их роль в организме человека». Информация, изучаемая на уроках, достаточно обширна; время урока ограничено, поэтому целесообразно изучение этих тем в рамках урока-проекта, где обучающиеся работают в группах.
Проектное обучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.
Активные методы обучения – это такие методы, которые необходимы для качественного проведения урока на высоком профессиональном уровне. У каждого урока должен быть определенный результат.
Результаты моих уроков определяется уровнем усвоения знаний. Поэтому я на каждом уроке важную роль отвожу этапу рефлексии, так как она дает возможность обучающимся оценить и осмыслить результаты собственной деятельности. На уроках использую такие формы рефлексии, как «Благодарю», ХИМС(– Хорошо…– Интересно…– Мешало…– Возьму с Собой), «Дерево знаний» и др.
Технологии, о которых я рассказывала, необычны по замыслу, организации, но вызывают живой интерес у обучающихся, так как не сковывают учебный процесс и оживляют атмосферу. Практиковать такие уроки необходимо, но не нужно превращать их в главную форму работы, следует помнить, «все хорошо в меру».
Исходя из выше изложенного, считаю, что я – счастливый учитель, потому что, работая в школе, иду на уроки с надеждой и радостью. Каждый урок для меня – это маленькое открытие, новая ступенька на бесконечном пути, так как в нашей профессии предела совершенства нет. Хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития.
Список литературы
1. Аргунова Е. Р. «Активные методы обучения»: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, И. Г. Жуков; Р. Ф. Маричев. - М.: ИЦПКПС, 2005. - 104 с.
2. Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.
3. Кавтарадзе Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения». Учебное пособие для учителей. – М, .1998.
4. Смолкин А.М. «Методы активного обучения» / А.М. Смолкин - М.: Высшая школа, 1991.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.