Статья на тему: Деловая игра как средство формирования профессиональных умений у студентов, обучающихся по специальности «Гостиничный сервис»
Оценка 4.7

Статья на тему: Деловая игра как средство формирования профессиональных умений у студентов, обучающихся по специальности «Гостиничный сервис»

Оценка 4.7
doc
22.05.2020
Статья на тему: Деловая игра как средство формирования профессиональных умений у студентов, обучающихся по специальности «Гостиничный сервис»
Статья Симакиной М.Н..doc

М.Н. Симакина,

преподаватель, ГБПОУ Архангельской области «Архангельский государственный многопрофильный колледж», г. Архангельск

 

Деловая игра как средство формирования профессиональных умений у студентов, обучающихся по специальности «Гостиничный сервис»

 

В настоящее время сфера образования в нашей стране находится на такой стадии, когда качество современного образования определяется тем, насколько выпускники средних специальных учебных заведений обладают необходимыми профессиональными умениями, общими профессиональными компетенциями.

Профессиональные умения — это способность квалифицированного специалиста осуществлять практические действия в профессиональной сфере на основе усвоенных знаний. Профессиональные умения — это профессионально значимые комплексы навыков и знаний. Переход от профессиональных навыков к умениям и далее к их творческому использованию ведет к формированию профессионального мастерства.

Конкурентоспособная личность должна обладать многими развитыми качествами, такими, как самостоятельность, организованность, умение решать творческие задачи, проектировать собственную деятельность, быть готовой к ускоренной адаптации, к изменениям в производстве и социальном пространстве.

Использование в учебном процессе метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у студентов умения и навыки решения профессиональных задач. Для формирования профессиональных умений у будущих специалистов в учебном процессе применяют деловую игру, которая позволяет развивать:

ñ умения свободного пользования накопленными теоретическими знаниями, а также профессиональным практическим опытом;

ñ умения понимания профессиональных проблем и поиска подходов к их решению;

ñ умение самостоятельно или в команде пользоваться имеющимися знаниями для решения проблемных ситуаций в условиях, моделирующих профессиональную деятельность.

Кроме того, игра активизирует мыслительную деятельность студентов, направляет их творческий потенциал на решение профессиональных ситуаций, способствует адаптации к будущей профессии, так как перед студентами ставится общая задача, которая требует применения профессиональных компетенций. Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников.

По Бельчикову Я.М., Бирштейн М.М.  «Деловая игра метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости».

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году  М.М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Применение деловых игр преследует следующие цели:

ñ  формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

ñ  воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

ñ  передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;

ñ  обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

ñ  воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

ñ  обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем (Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М., 1989):

ñ  Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

ñ  Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

ñ  Распределение ролей между участниками игры.

ñ  Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

ñ  Наличие управляемого эмоционального напряжения.

ñ  Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

ñ  Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

ñ  Коллективная выработка решений участниками игры.

ñ  Многоальтернативность решений.

ñ  Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

Следует отметить, что деловая игра имеет определенную технологию реализации:

ñ I этап — подготовка. Начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта и состоит из последовательных операций:

1.     Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2.     Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.

3.     Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.

4.     Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.

ñ II этап – проведение – процесс игры. Ход игры четко определен. Корректировать действия участников может только ведущий (преподаватель), если они уходят от главной цели игры.

ñ III этап – анализ, обсуждение и оценка результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия.

Игра является отличным плацдармом для проявления потенциала менеджеров. Что может быть лучшей возможностью для того, чтобы в конкретной ситуации, без скидок на «недобросовестных конкурентов», «капризных клиентов» да «нерадивых подчиненных», отделить реальные возможности конкретного сотрудника от того образа, который он несет?

В своем опыте мы используем деловые игры в процессе преподавания профессиональных модулей и междисциплинарных курсов по специальности «Гостиничный сервис», в процессе прохождения учебной практики по различным тематикам: «Деловое общение», «Как разрешить конфликт в трудовом коллективе», «Деловое совещание», «Поселение гостей в гостиницу», «Ведение телефонных переговоров», «Бронирование мест и номеров в гостинице» и др.  С их помощью можно определить:

ñ уровень деловой активности студента;

ñ наличие тактического и (или) стратегического мышления;

ñ скорость адаптации в новых условиях;

ñ способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

ñ стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и др.

Деловые игры позволяют получить представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно. Практически в любой деловой игре, проводимой в рамках того или иного профессионального модуля по специальности «Гостиничный сервис», моделируется реальная профессиональная ситуация, требующая управленческого решения. Кроме того, деловые игры имеют такие составляющие, которые принципиально отличают их от всех других технологий, прежде всего тем, что они имеют операциональный сценарий или блок-структуру, в которые заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. участник игры видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

В процессе использования деловой игры как средства развития профессиональных умений у студентов, осваивающих специальность «Гостиничный сервис» целесообразно учитывать следующие рекомендации:

ñ Должная организационно-техническая подготовка к деловой игре дает возможность руководителю игры обеспечить максимальную отдачу от участия в ней привлекаемых специалистов и требует от них четкого соблюдения всех методических указаний в данной игре.

ñ Проигрывание любого периода должно давать определенные результаты, анализ которых позволит участникам выработать позицию в отношении принятия решений в следующем периоде деловой игры. Результативность, относительная законченность игрового периода важна также для подведения итогов работы участников группы.

ñ Оценка деятельности игроков делается по двум составляющим: за качество принятых решений и за соблюдение временного режима (регламента) игры,

ñ Обсуждение результатов деловой игры имеет главной целью подвести участников к пониманию тех наиболее эффективных решений, которые возможно было принять в данной ситуации, сформировать определенную линию поведения для будущих ситуаций, увязать имитируемый процесс с реальными производственными отношениями и проблемами, закрепить полученные знания.

Имитация ситуации деятельности осуществляется в реальном учебном процессе. Участник игры анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи реально, и, следовательно, происходит освоение новой профессиональной информации и развитие умений. Деловая игра является коллективным средством обучения и развития, поэтому при выработке решений в группе и при анализе или критике решений других групп на ней отрабатываются навыки сотрудничества и делового партнерства, формируются личностные и деловые умения и навыки, в частности у обучаемых развиваются базовые профессиональные компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список информационных источников

1.      Баркалов, С.А. Деловые имитационные игры в организации и управлении: учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Баркалов, В.Ф. Бабакин, А. В. Щепкин. - М.: Ассоц. строит. вузов, 2003.199 с.

2.      Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб.пособие для студентов вузов по специальностям «Педагогика и психология» и «Педагогика» / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2009.191 с.

3.      Резник, С.Д. Управление персоналом: практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации / С.Д. Резник. И.А. Игошина, К.М. Кухарев. - М. : ИНФРА-М, 2002.212 с.

4.      Шаронова, С.А. Деловые игры : учеб. пособие / С.А. Шаронова. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2005. - 166 с.





М.Н. Симакина, преподаватель,

М.Н. Симакина, преподаватель,

Кроме того, игра активизирует мыслительную деятельность студентов, направляет их творческий потенциал на решение профессиональных ситуаций, способствует адаптации к будущей профессии, так как перед студентами ставится…

Кроме того, игра активизирует мыслительную деятельность студентов, направляет их творческий потенциал на решение профессиональных ситуаций, способствует адаптации к будущей профессии, так как перед студентами ставится…

Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников

Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников

Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т

Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления

Игра является отличным плацдармом для проявления потенциала менеджеров

Игра является отличным плацдармом для проявления потенциала менеджеров

В процессе использования деловой игры как средства развития профессиональных умений у студентов, осваивающих специальность «Гостиничный сервис» целесообразно учитывать следующие рекомендации: ñ

В процессе использования деловой игры как средства развития профессиональных умений у студентов, осваивающих специальность «Гостиничный сервис» целесообразно учитывать следующие рекомендации: ñ

Список информационных источников 1

Список информационных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020