Статья на тему: Дидактическая игра и ее компоненты

  • doc
  • 18.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей школьного возраста. Через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой»[
Иконка файла материала Дидактическая игра и ее компоненты.doc

Дидактическая игра и ее компоненты

Рассмотрим несколько определений понятия «дидактическая игра» в различных источниках. В педагогическом словаре продемонстрировано следующее определение понятия «дидактическая игра». «Дидактическая игра это аналогия спонтанной детской деятельности, преследующая дидактические цели (не всегда очевидным образом для учеников). Дидактическая игра имеет свои собственные правила и требует постоянного наблюдения и окончательной оценки. Она предназначена как для отдельных лиц, так и для групп учеников, а роль педагогического лидера имеет широкий диапазон: от главного организатора до наблюдателя. Основная его задача это стимулирование интереса, усиление вовлеченности учеников в выполняемые действия, стимулирование их творчества, спонтанности, сотрудничества и конкуренции. Если педагог хорошо справляется со своей задачей, ученики начинают использовать разные знания и способности и применять собственный жизненный опыт. Некоторые дидактические игры имитируют реальные ситуации» [11]. Н.А. Мишечкина в своей статье указывает: «Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей школьного возраста. Через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой»[8]. По мнению Д. Б. Эльконина игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [10]. Многие педагоги трактовали понятие «игра» с разнообразных сторон. Ш.А. Амонашвили писал: «Игра - это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры» [2]. Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [5]. По мнению Ф. Н.Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности [3]. «Дидактическая игра - это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод - это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения определенных дидактических целей» [6]. Блинова Т.Л. формулирует понятие дидактическая игра так: «Специально организованная форма совместной деятельности учителя и учащихся в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общеобразовательного опыта, в которых складывается и совершенствуется самоуправление поведением ребенка и формируется индивидуальный опыт учащихся по решению познавательных и личностных проблем» [4]. Для определения понятия дидактическая игра, которая будет обеспечивать достижение метапредметных результатов обучения, составим (таблицу 1), с помощью которой проанализируем покомпонентно каждое из определений.

Таблица 1.

Соотнесение компонентов определений понятия дидактическая игра с авторами.

Как видно из (таблицы 1) ни в одном из определений не упоминается достижение метапредметных результатов обучения. Таким образом, было принято решение использовать сконструированное определение, которое  было адаптировано с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Под понятием дидактическая игра будем понимать: специально организованную форму деятельности, включающую как учителя, так и учащихся, направленную на достижение определенной дидактической цели, в воссозданных условиях с целью воспитания различных сторон личности и овладения универсальными учебными действиями, входящими в состав метапредметных результатов обучения. Беря во внимание всё вышеперечисленное, можно рассматривать дидактическую игру как метод обучения. Данное определение ограничивает определенную стандартную структуру дидактической игры.

Наиболее важными компонентами структуры дидактической игры являются:

• Постановка игровой цели.

• Планирование.

• Создание игровой среды.

• Сам процесс игры.

• Оценка игровых результатов.

На (рисунке 1) представлена их возможная взаимосвязь.

Рисунок 1.

Рассмотрим определение понятия «игровая среда». Игровая среда - это материальная среда (необходимые средства и оборудование). Компонентом этой среды является сама игра, ее правила, задачи, процедура и форма взаимодействия между учениками и учителем. Самая важная часть игровой среды - это ученики и учитель. Ученики применяют свой опыт, знания и навыки в математике для каждой игры. Учитель обычно выполняет контрольную и организационную функции. Его основная задача - это обеспечить плавный и успешный ход игры. Игровая среда должна мотивировать учеников и побуждать их к активному участию в игре, для совершения попыток достичь целей игры [7]. Правила игры должны гарантировать, что успешное выполнение поставленных задач приведет к достижению цели игры. Правила игры определяют характер и форму деятельности учеников, организуют их. Элементы игры, такие как конкуренция или стремление добиться лучших результатов, обычно скрыты в правилах. Окончательная оценка игры предназначена для проверки достижения образовательной цели. Ее задача заключается в вознаграждении учеников и мотивировании их на другие виды деятельности. Определим понятие «игровые цели». Дидактические цели игры определяются образовательной целью, которую необходимо достичь в игре. На основе данной цели выбирается подходящий тип и форма дидактической игры. Использование игры в качестве метода обучения имеет смысл только тогда, когда она позволяет достичь определенных целей обучения. Перейдем к разбору значения понятия «процесс игры». Процесс игры - это проведение дидактической игры, основанной на деятельности учеников и учителя. Необходимо, чтобы эта деятельность была интересна ученикам и побуждала их быть активными. Игра должна соответствовать возрасту учеников, их навыкам и удовлетворять их потребности. В то же время она должен быть ориентирована на достижение образовательной цели [9].  Оценка игровых результатов предназначена для проверки достижения образовательной цели. Ее задача заключается в вознаграждении учеников и мотивировании их на другие виды деятельности. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и, соответственно, приобретает черты игровой учебной деятельности.

Беря во внимание структуру, можно выделить основные компоненты дидактической игры: • Идея.

• Правила.

• Оборудование.

• Реализуемые задачи.

• Игровые действия.

• Игровые результаты.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей; - определение формы и места проведения; - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

- подготовка к игре педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи [1]. Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (показ краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности обучаемых. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность [7].

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе [9]. Требования при организации дидактических игр:

- простота и понятность правил игры. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала

- доступно пониманию школьников.

В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально;

- сложность игры должна соответствовать возрасту обучаемых. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание;

- удобство использования учебного материала. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании;

- обязательный контроль за результатами игры. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым; - активное участие в игре каждого обучаемого. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, кратко; - игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль [8]. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении [7]. Имея в виду все вышеупомянутое, можно сказать, что дидактическая игра - это средство обучения, поэтому она может применяться при закреплении различного программного материала и проводиться на всевозможных школьных занятиях. В дидактической игре формируются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными  предметами, для получения собственного опыта. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями. [7].

 

Список используемой литературы Отечественная научная литература:

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя» //М., 2010, С 159;

2. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике» // М., 2001, С 463;

3. Блехер Ф. Н. «Дидактические игры и занимательные упражнения» // М., 2013, С. 413;

4. Блинова Т.Л. «Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе» // Екатеринбург, 2003, С. 208;

5. Выготский Л. С. «Психология развития ребенка» // М., 2004, С. 512; 8

6.Зелина Л., Нелесовская A. «Система обучения принципы и методы обучения» // Факультет образования Палацкого университета. – 1993;

7.Крейчова Э.,Вольфова М. «Дидактические игры в математике» // М., 1994, С. 134;

8.Мишечкина Н.А. «Применение дидактических игр в обучении математике»// М., 2018, С. 115-118; 24. Салаватова С.С.

9.Хуторской А.В. «Метапредметное содержание образования» // М., 2007, С.159-182;

10. Эльконин Д. Б. «Психология игры» // М., 1999. С. 360; Электронный ресурс: 11.Pedagogický slovník. EditedbyJanPrůcha - EliškaWalterová - Jiří Mareš. 4., aktualiz. vyd. Praha: Portál, 2003. 322 s. ISBN 80-7178-772-8; Нормативно-правовые акты: 55