Педагогический совет
18.11. 2019г.
Выступление подготовила Синюк Е.М.
учитель истории и обществознания,
заместитель директора
Тема: Современные методы и технологии для повышения мотивации к обучению и вовлеченности в образовательную деятельность.
Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
Этапы учебной деятельности.
Учитель и ученик в учебной деятельности проходят 3 этапа:
1. ориентировочно-мотивационный
2. операционно-исполнительный
3. рефлексивно - оценочный
Чему учу своих учеников
1 ориентировочно - мотивационный
учащийся должен сам сформулировать для себя
цель и основную учебную задачу
2 операционный
ученик планирует совместно с учителем свои
действия и возможности в решении этой задачи
3 рефлексивный
ученик умеет оценить свою деятельность, произвести самооценку полученного результата.
Некоторые темы не вызывают затруднений у учащихся. Например, тема урока «Нашествие монголо-татар». Учащиеся говорят, на уроке мы должны узнать, о походах монголо-татар на Русь, о борьбе русского народа с монголо-татарами, о последствии для Руси монголо-татарского нашествия.
Я усложняю деятельность учащихся на этом этапе урока – необычно обозначив тему урока, например, «О, русская земля! Уже ты за холмом», или использую прием «Верите ли Вы, что …», начинаю урок с занимательной истории.
Предоставление свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. В моей практики имеется разнообразие форм и методов организации деятельности учащихся, где учащимся предоставляется свобода выбора.
Например, по теме урока «Экономическое развитие СССР в 30 годы»
учащимся предлагаются задания на выбор - составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала.
Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий.
Первый уровень – обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех.
Второй уровень – тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету.
Третий уровень - это творческое задание - сочинение, работа с документами.
Групповая работа используется мною и на практических занятиях.
Группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу.
Например, в 10-м классе проводится практическое занятие по теме «Внутренняя политика Николая 1», группы ребят работают по темам
«Личность Николая 1», «Русское общество в эпоху Николая 1», «Система государственного управления (военные и чиновники)»,
«Государственного управления III отделение», «Крестьянский вопрос».
В конце занятия делаются выводы.
Данное занятие требовало большой подготовки. Учащимся был В 10-ом классе проведено практическое занятие «Быт и развлечения дворян 18 века».
дан алгоритм
работы:
1 План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.
2 Интерьер господского дома.
3 Предметы в доме.
4 Мода во второй половине XVIIIв.
5 Прически, предметы туалета.
6 Питание в XVIII в.
7 Развлечения русских дворян столичные и деревенские
Этап рефлексии важен для психологически грамотной организации мотивации учебы.
Я ориентирую своих учеников при обучении на индивидуальные достижения.
Вопросы:
1 Как я усвоил материал?
2 Как я работал?
3 Со всеми заданиями справился на
Оцени свою деятельность, ответив на вопросы да, нет
Вопросы:
да
нет
1 Получил прочные знания
2 Мало, что понял, необходимо поработать
3 Со всеми заданиями справился сам
4 Работа была неинтересная
С учетом разных начальных условий для каждого
конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.
Что можно сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.
Мне хотелось бы остановиться на тех приемах мотивации, которые я использую на уроках истории.
Я использую, «прием проблемное обучение». Проблемное обучение - обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций. Используя проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе.
Составляю вопросы таким образом, чтобы не ответить на них совсем, промолчать было бы просто невозможно, и чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов.
Например, если раньше при изучении темы «Средневековый город» в 6-ом классе, детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где в средневековом городе лучше жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Например, в 6-м классе по теме «Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы.
Нестандартные формы опроса, воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока.
«Да или нет?». Опрос всего класса по рядам, поочередно. Задаю вопросы на которые можно ответить да или нет. Учитывается дисциплина, ведется открытый подсчет баллов на доске. Всему ряду, давшему наибольшее количество правильных ответов, оценки не выставляются, но разрешаются дополнения короткими рассказами учащихся, которые учитель и оценивает.
«Вопрос другу». Можно данную форму опроса использовать после традиционного, когда учащиеся не успевшие ответить, но имеющие желание это сделать, приглашаются встать со своего рабочего места и класс по домашнему материалу задает вопросы (обычно 5-6). Данная форма позволяет ученикам учиться, слушать друг друга более внимательно, вникать в вопрос, учиться его задавать.
«От первого лица». Учащимся дается задание при прочтении материала домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого человека, о котором упоминается в материале.
Тема: «Жители Египта».
«Интервью». Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо.
«Дай пять». Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогут следующее понятия:
централизованное государство,
сословно-представительная монархия,
парламент,
генеральные штаты,
Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения.
Прием «Крепкий орешек». Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его.
Игровые формы занятий чаще применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Часто на уроках провожу игры «Чистая доска», «Найди соответствие»,
Примером игрового элемента, который применяю при актуализации опорных знаний, является игра «Веришь - не веришь». Задача учащихся - определить истинные из них
Игра «Домино» вырезаю небольшие прямоугольники одинакового размера, разделяю наполовину, на обеих частях записываю часть текста определения, понятия, либо дату и ответ. Данные карточки раздаю учащимся. Игру начинает тот, у кого карточка «пусто—пусто».
Пользуюсь приемом составление синквейна. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.5 класс
Тема: Свободное время.
Время
Незаметное, быстротечное
Убегает, теряется, тянется
Невозможно остановить его
вечность
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.