СТАТЬЯ
на тему:
“Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе”
Несмотря на то, что экология как наука появилась почти 2 века назад, интересовались еютолько учёные, и долгое время экологическому воспитанию не уделялось должного внимание, и люди не задумывались о вреде, который наносит природе их деятельность в промышленной сфере.
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Подразделяется на экологию растений, экологию животных, экологию человека.[14]
В современном мире в настоящее время перед человеком остро встают экологические проблемы такие как: истощение озонового слоя,сокращение биологического разнообразия, широкое использование химических и токсичных веществ, тяжелых металлов, вырубка лесов, кризис ресурсов пресной воды и так далее. Вследствие этого люди задумались и пришли к выводу, что сейчас как никогда необходимо осуществлятьэкологическое воспитание. Начинать экологическое воспитание надо уже с начальной школы, так как младшие школьники эмоционально восприимчивы и хорошо поддаются педагогическому влиянию. Также стоит отметить, что большинство родителей современных школьников уже являются приверженцами экологии, то есть носителями тех ценностных экологических установок в аспектах, которых родители хотят, чтобы формировались и развивались и их дети. Поэтому семья и школа в этом смысле должна идти в одном русле.
Исследованиями данного вопроса в настоящее время заняты представители разных наук: экологии, психологии, педагогики. Например, В. А. Ясвин, Е.К. Берюхова, В.О.Вавилов, Н.А.Рыжова, Л.П. Симонова, Коломина Н. В.
Какое содержание в наукеподразумевается под термином экологическим воспитанием?
Ожегов С.И. - советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор даёт такое определение экологическому воспитанию: Экологическое воспитание – это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.[19]
Д. Н. Кавтарадзе связывает определение экологического воспитания с проблемой безопасности: экологическое воспитание – это основа национальной безопасности, оно направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания. [11]
С. Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание детей предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе».[13]
Таким образом, единого понимания содержания термина «экологическое воспитание» в литературе не находим. Однако авторы едины в том, что в это понятие должны входить знания о природе и нравственное отношение к ней.
Для осуществления экологического воспитания в образовательном процессе в начальной школе есть широкие возможности, в частности, на уроках окружающего мира. В программе этого предмета есть такие разделы, как:
1 класс – Раздел «Почему и зачем?» темы «Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек», «Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли»
2 класс – Раздел «Природа» темы «Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения»,«Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.) ».
3 класс – Раздел «Как устроен мир» тема «Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы».
4 класс – Раздел «Земля и человечество» темы «Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга». [15]
Изучение данных разделовпозволяют сформировать представления об экологических понятиях, но не формируют экологические умения, они не знакомят детей с экологически правильным поведением, а только дают о них представления. Информирование детей, несомненно, также очень важно, но нужно искать пути, способы и средства для развития экологического воспитания, экологически правильного поведения, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, пониманию важности приумножения естественных ресурсов.
Только новое поколение, экологическому воспитанию которого уделялось большое внимание с начальной школы сможет спасти планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором она прибывают сейчас.
Вопрос об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений обсуждался на ЗаседанииГосударственного совета, который прошел 27 декабря 2016 года в Москве, Кремль. Речь шла о том, что экология – это прежде всего знание.Борис Александрович Дубровский также подчеркнул, что это знание наша система образования должна давать не факультативно, а в качестве базовой дисциплины.[22]
Также С.В. Орлов упомянул о том, что уже очень много школьников могут дать фору взрослым, потому что по многим вопросам экологическое воспитание, которое проходит в школах, дают свои результаты. [22]
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в блоке предметных результатов по обществознанию и естествознанию (Окружающий мир)ставит перед учителем задачи:
· понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
· сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
· осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. [1]
Этим определяется актуальность темы исследования: «Экологическое воспитание младших школьников на уроке окружающего мира в начальной школе».
Проблемой исследования стал вопрос: каковы возможности предмета «окружающий мир» для осуществления экологического воспитания в начальной школе.
Целью исследования стало изучение методов и средств, используемых на уроках окружающего мира, для осуществления экологического воспитания младших школьников на этих уроках.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности организации образовательного процесса на уроках окружающего мира в соответствии с ФГОС НОО
2. Проанализировать исследовательские подходы к понятию «экологическое воспитание»
3. Выявить особенности экологического воспитания младших школьников
4. Описать психологические особенности младшего школьника как субъекта экологического воспитания
5. Описать методы и средства экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира
Объектом исследования являетсяпроцесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методы и средства экологического воспитания у младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования:реферативный анализ психолого-педагогической литературы.
Глоссарий:
Образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. [12]
Экологическое воспитание— это становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. [19]
Экологическая культура— это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей. [2]
Младший школьный возраст- период жизни от 6-7 до 10-11 лет, соответствующий периоду обучения в 1-4 классах; один из основных периодов психического и физического развития детей, в том числе формирования у них различных двигательных навыков, тонких координаций движений, развития основных физических качеств и физических способностей, чему способствуют физическое воспитание и занятия физической культурой. [21]
Процесс развития— это процесс становления личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. [10]
Метод воспитания - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. [17]
Средства воспитания - «инструментарий» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. [3]
1.Понятие «экологическое воспитание»
В настоящее время вопросы экологии являются актуальными, так как появляются всё новые и новые и проблемы, что свидетельствует о том, что нужно уделять внимание осуществлению экологического воспитания, выводить его на новый уровень.
Существуют различные подходы к определению понятия «экологическое воспитание».
По мнению А. Н. Захлебного «экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение».[7]
Ожегов С.И. - советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор, даёт другое определение экологическому воспитанию: целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. [19]
Д. Н. Кавтарадзе связывает определение экологического воспитания с проблемой безопасности: экологическое воспитание – это основа национальной безопасности, оно направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания. [11]
С. Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание детей предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе».[13]
Согласно И. Д. Звереву, «экологическое воспитание – это становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие».[9]
Однако какие же требования предъявляет ФГОС к экологическому воспитанию в начальной школе?
Во-первых, необходимо способствовать осознанию ценности, целостности и
многообразия окружающего мира, своего места в нем.
Во-вторых, нужно формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
В-третьих, также важно уделить время формированию познавательного интереса и бережного отношения к природе;
В-четвертых, нужно также уделить время становление, экологической грамотности, экологической культуре, экологическому мышлению;
В-пятых, важно сформировать у детей навыки здорового и экологически
целесообразного образа жизни. [1]
Помимо требований, которые предъявляет ФГОС к экологическому воспитанию в начальной школе, нужно знать и осознавать особенности экологического воспитания, которые присуще современной начальной школе.
Урочная деятельность направлена на достижение трех групп образовательных результатов – личностных, предметных и метапредметных.
Основная задача урока по определенному предмету — дать ребенку опыт предметной деятельности, сформировать предметные знания и способы действия в данной предметной области. Личностные результаты урока связаны, прежде всего, с формированием ценностного отношения к знаниям, к процессу учения. Метапредметные результаты урока зависят от того, в какой степени предметная деятельность строится на основе универсальных учебных действий, насколько изучаемые понятия могут быть использованы в других дисциплинах (являются межпредметными), насколько универсальны избранные формы и методы учебной работы
Предметные результаты урока «Окружающий мир» включают знания экологических связей.Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, важно дать детям понять, что человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.
Связь между природой и человеком невероятно важна, ведь она проявляется в той многообразной роли, которую природа играет не только в материальной, но также и в духовной жизни. Однако важно помнить и осознавать, что эта связь проявляется и в обратном воздействии человека на природу. Воздействие это может быть как положительным (охрана природы, очистка, переработка мусора, сохранение редких животных и т.д.), так и отрицательным (вырубка лесов, загрязнение воды, уничтожение растений, браконьерство и т.д.). И важно дать детям понимание того, что хорошо, а что плохо влияет на природу, от, которой зависит всё человечество.
Получая знания на уроках окружающего мира в начальной школе, обучающиеся усваивают нормы и правила экологического поведения, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.
Однако нужно понимать, что нормы и правила могут быть плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания, способствующие формированию личностных результатов урока, связанныхпрежде всего с формированием ценностного отношения к знаниям, к процессу учения.
Проблема соотношения обучения и воспитания или проблема воспитывающего обучения имеет особое значение и несколько вариантов рассмотрения. Согласно И.А. Зимней, можно выделить четыре различные позиции: 1) воспитание неотрывно от обучения, оно осуществляется через содержание, формы и средства обучения. Воспитание входит в учебный процесс и определяется как воспитывающее обучение; 2) воспитание осуществляется в образовательном процессе, но вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, другие учреждения – клубы, компании); 3) воспитание осуществляется вне образовательного процесса семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит стихийное обучение; 4) воспитание осуществляется и другими (не образовательными) общностями, сопровождается стихийным и/или целенаправленным обучением и научением. Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает; однако, исследователями выделяются особые различия в осуществлении воспитания и обучения.[16]
Применительно к условиям экологического воспитания необходимо учитывать следующее:
· экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с постепенным усложнением и углублением знаний и умений, желательно с использованием местного природного материала (бросового природного материал).
· это постоянное активное, посильное для детей младшего школьного возраста вовлечение в природоохранительную деятельность.
Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, но для этого нужно всегда учитывать и соблюдать условия экологического воспитания.
2. Цель и задачи экологического воспитания в начальной школе
А.Н. Захлебный считает, что целью экологического воспитания являются формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности. [8]
И.Т. Суравегина определяет цель экологического воспитания как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления». [24]
Значит, можно говорить, что целью экологического воспитания в начальной школе является формирование человека нового типа, то есть человека с новым, экологически правильным мышлением, у которого будут знания о природе, гуманное и ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности, который будет готов к природоохранительной деятельности, человека способного жить в гармонии не только с окружающими людьми, но и с окружающей природой.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).[26]
Для реализации задач экологического воспитания важно понимать, как их можно осуществить. Для этого такая форма обучения, как урок, который в свою очередь может строиться по-разному, например, можно использовать такие формы как: театрализация, инсценированные, просмотр кинофильмов, экскурсии, походы, олимпиады по экологии, выставки работ из вторсырья, экологические акции, встречи с экологами, проекты, КТД и многое другое.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету окружающий мир должны отражать:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыслаучения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувстви т.д. [1]
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения междуобъектами и процессамии т.д. [1]
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету окружающий мир:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающегоповедения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.[1]
Для осуществления экологического воспитания в начальной школе есть широкие возможности, в частности, на уроках окружающего мира. В программе этого предмета УМК "Школа России" есть такие разделы, как:
1 класс – Раздел «Почему и зачем?» темы «Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете».
2 класс – Раздел «Природа» темы «Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека»,«Отрицательное влияние людей на растения и животных».
3 класс – Раздел «Как устроен мир» тема «Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы».
4 класс – Раздел «Земля и человечество» темы «Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга». [15]
Таким образом, в итоге развитие у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, облагораживать природную среду.
3.Психологические особенности младшего школьника как субъекта экологического воспитания
Младший школьный возраст -это возраст с 7 до 11 лет.
Ведущим видом деятельности в отличие от дошкольника является учение, а познавательная деятельность направлена на познание начал наук.
Ведущим видом внимания является непроизвольное, произвольное внимание формируется в процессе учебной деятельности. Внимание младшего школьника сохраняет черты дошкольника; узкий объём, слабое распределение, неустойчивость, отвлекаемость. Дети 1-го, 2-го класса не умеют направлять своё внимание на основное, главное, поэтому очень чувствительны к деталям. Повышенная эмоциональная возбудимость является причиной того, что дети обращают внимание на яркие черты внешнего облика, нежели на суть рассказа. С развитием и совершенствованием мышления младшие школьники в большей степени становятся способными сосредотачивать своё внимание на главном, основном, существенном.
Память младшего школьника вначале непроизвольная, а потом она становится более произвольной (связано это с формированием у младшего школьника приёмов осмысленного запоминания). Объём памяти значительно увеличивается, но лучше материал воспроизводится не сразу, а через некоторое время (отсроченное воспроизведение). Преобладает механическое запоминание, но появляется тенденция к осмысленному запоминанию, для чего ребёнок прибегает к ассоциациям, и индивидуальным техникам.
Мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Наглядно-действенное мышление младший школьник использует, если перед ним встаёт задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало. Наиболее часто используется наглядно-образное мышление, хотя ещё в дошкольном возрасте намечается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Воображение (фантазия) – психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.
С возрастом воображение становится всё более управляемым процессом, и образы его возникают в связи с задачами деятельности ребенка. Основой обучения является воссоздающее воображение, поэтому главная задача учителя развивать этот вид воображения.[5]
Что касается самооценки, то от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается особенность переоценивать себя, значит, адекватность возрастает. Также у младшего школьника возрастает критичность. Происходит переход от конкретной, ситуативной самооценки (здесь и сейчас) к более обобщенной. Обобщенная самооценка предполагает наличие способности к рефлексии, к анализу собственной деятельности. Возрастает самостоятельность самооценки.
Если обратить внимания на особенности эмоций младших школьников, то, как правило, у детей 7-10 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, весёлое, бодрое настроение. Дети по самой природе своей большие оптимисты. Подвижность, многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребёнка и приводит к ярким эмоциональным откликам. Но эта сила переживаний связана у детей младшего школьного возраста с большой неустойчивостью эмоций. Характерным для младшего школьного возраста является недостаточное умение управлять своими чувствами, сдерживать или не показывать их. Умение владеть своими эмоциями развивается постепенно. Большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей оказывает школьное обучение. Теперь его переживания связаны главным образом с успехами или неуспехами в учёбе, с похвалой или неодобрением учителя. Импульсивность поведения на первом году обучения ещё часто проявляется. Чувства обычно ярко проявляются в речи ребёнка, мимике и пантомимике. К 3-4 классу начинает проявляться большая сдержанность в проявлении чувств. Моторные импульсивные реакции, характерные для дошкольника и первоклассника, начинают заменяться речевыми. К 3 классу заметно развивается речевая выразительность, обогащается интонация.
В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные, праксические.
В младшем школьном возрасте развиваются волевые черты: самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в себе, самоконтроль. Волевое поведение в 1классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко 2-3 классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребёнка.[25]
Также важно отметить основные новообразования в младшем школьном возрасте.
Во-первых, произвольность психических процессов. У младших школьников 1-2 классов все процессы носят непроизвольный характер, т.к. они не могут самостоятельно поставить перед собой цель и приложить волевые усилия для её достижения. К концу 4-го класса все процессы становятся произвольными, то есть целенаправленными, управляемыми.
Во-вторых, внутренний план действий (умственные действия). Каждое психическое действие проходит в своём развитие ряд этапов. Чем больше “шагов” своих действий может предусмотреть ребёнок, тем более успешно он будет контролировать выполнение действий.
В-третьих, рефлексия – способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности.
В-четвёртых, самоконтроль. Самоконтроль формируется на основе контроля. Контроль – это сличение с образцом, образец задаёт учитель первоначально и требует развёрнутого словесного разъяснения, а дальше действия контроля уходят во внутренней план и превращаются в самоконтроль.
Эти новообразования формируются в учебной деятельности, и они должны быть сформированы к концу младшего школьного возраста.[18]
Также не стоит забывать о сензитивных периодах. Сензитивные периоды – это особо чувствительные периоды, когда условие для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными. Что касается возраста от 7 до 11 (младший школьный возраст), то он сензитивен к учебной деятельности. [4]
Уже в 1 классе у ребёнка должно быть сформировано внеситуативно-личностное общение, то есть учитель, взрослый является образцом для подражания, его требования выполняются, а на критику не обижаются. [5]
Николаева С.Н. считает, что, учитывая все психологические особенности младшего школьника, реализация задач экологического воспитания должна проходить в несколько этапов:
1 этап – это изучение качество и свойствприродных объектов в отдельности, то есть, не акцентируя внимания на связях, которые существуют между ними. Без данного этапа не обойтись, так как он является основой, “фундаментом”, который впоследствии поможет обучающимся при изучении природных объектов на следующих этапах.
2 этап – это изучение объектов природы в их взаимосвязи. На данном этапе происходит понимание того, какие существуют связи в природе.
3 этап – это изучение процессов природы, природные изменения. На данном этапе происходит понимание того, что влияет на природу, как наши действия сказываются на ней, происходит понимание, того, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живём.[6]
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младшие школьники уже готовы в начальной школе воспринимать экологические знания, их эмоциональная восприимчивость, авторитет учителя и подражательность будут этому способствовать.
Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трёх этапах.
Если рассматривать трудности экологического воспитания, которые могут возникнуть в начальной школе то, прежде всего это то, что конечным результатом должно стать не только овладения экологическими знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости к природе, развитие чувства ответственности за сохранение природы, формирование умения видеть ценить и сохранять красоту. А раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить видеть её – непростое дело.
Также важно отметить, что экологическое воспитание младших школьников будет успешным только при условии взаимосвязи различных типах и видах познавательной деятельности обучающихся, то есть при использовании в работе индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работе.
Нельзя забывать и о проблеме практической деятельности. Ведь в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Поэтому очень важно создавать условия, при которых ребёнок сможет реализовать себя в природоохранительной деятельности посильной для младшего школьника.
Также актуальна проблема выбора методов, форм и средств, повышающих эффективность экологического воспитания. Педагог должен чётко понимать, какие методы, формы и средства подходят для данного класса, а какие – нет. Ведь всегда нужно помнить, что дети разные, поколения сменяются очень быстро и нельзя использовать одни и те же методы, формы и средства на каждом этапе обучения, во всяком случае, дифференцировать их набор в зависимости от возраста.
Таким образом, младший школьный возраст – это наиболее удачный период, когда необходимо начинать заниматься экологическим воспитанием для того, чтобы сформировать экологические знания, бережное отношение ко всему живому и ответственное отношение к природе.
4.Методы и средства экологического воспитания на уроках окружающего мира в начальной школе
Государственная программа А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» УМК «Школа России»представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.[15]Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единство природы и человека. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде.Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе. Большое место отводится вопросам охраны природы.
Разделы программы предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические и творческие работы.
Возможные темы и разделы УМК «Школа России», способствующие экологическому воспитанию младших школьников в начальной школе:
1 класс – Раздел «Почему и зачем?» темы «Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек», «Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли»
2 класс – Раздел «Природа», темы «Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения», «Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.)».
3 класс – Раздел «Как устроен мир» тема «Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы».
4 класс – Раздел «Земля и человечество» темы «Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга». [15]
Программа УМК «Начальная школа 21 века» по предмету окружающий мир. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов, при этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе -представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт.[20]
Авторы выделяют следующие задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей, формирование элементарной экологической культуры; воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; развитие интереса к окружающей жизни.
Одним из ценностных ориентиров программы является - ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.[20]
Возможные темы и разделы УМК «Начальная школа 21 века»,способствующие экологическому воспитанию младших школьников в начальной школе:
1 класс – Раздел «Родная природа» темы «Красота природы»,«Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка)», «Природа и фантазия».
2 класс – Раздел «Мы — жители Земли» темы «Охрана растений и животных леса», «Охрана водоемов и рек», «Роль человека в сохранении природных объектов», «Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли».
3 класс – «Раздел Земля - наш общий дом» темы «Значение воды для жизни на Земле», «Охрана воды от загрязнения», «Значение воздуха для жизни на Земле»,«Охрана воздуха». Раздел «Растительный мир Земли» темы «Растения и человек», «Охрана растений». Раздел «Животный мир Земли» темы «Животные - часть природы», «Роль животных в природе»,«Животные и человек», «Охрана животных».
4 класс – Раздел «Человек - живое существо» темы «Человек - часть природы», «Природа - источник существования человека», «Зависимость жизни и благополучия человека от природы».[20]
Анализируя данные программы, можно сделать вывод, что в программе А. А. Плешакова учащимся в достаточном количестве даётся представление о связях в природе, о том, как всё взаимосвязано и о том, что уничтожение одного компонента природы влечёт за собой гибельные последствия, которые будут влиять на все оставшиеся компоненты природы, в том числе и на человека.
Такое знакомство с законами охраны природы очень важно для учащихся младших классов, так как именно в этом возрасте начинается формирование экологически грамотной личности.
Подробнее хотелось бы остановиться на методах и средствах экологического воспитания на уроках окружающего мира в начальной школе.
Процесс экологического воспитания может включать в себя следующие виды деятельности:
‒ сюжетно-ролевые игры, которые отражают многообразные события в природе или деятельность взрослых, направленную на созидание природы;
‒ практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых существ в зеленой зоне детского учреждения (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);
‒ создание изо-продукции в рамках впечатлений, полученных от общения с природой или деятельности людей в природе;
‒ общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, которая включает наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);
‒ реализация экспериментов: практическая познавательная деятельность с объектами природы, которая сопровождается наблюдением, высказываниями. Положительный эффект от такого эксперимента с живыми существами (объектами) может быть только в том случае, если все действия учитывают потребности живых объектов и не наносят им вред.
‒ речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);
‒ наблюдение, экскурсии в природу, что является автономной, самостоятельной познавательной деятельностью, что обеспечивается получением информации о природе и деятельности людей в природе;
‒ просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе. [6]
‒решение экологических задач и ситуаций – данная деятельность будет способствовать лучшему пониманию связей в природе, а также пониманию того, что от человека также зависит будущее природы.[23]
В зависимости от средств обучения могут осуществляться и разные формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины, КВН, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Заключение
Экологическая обстановка и экологические проблемы, которые сейчас остро стоят перед современным миром, ставят перед человечеством важную задачу – сохранить гармонию в природе и спасти её, научив будущее поколение заботиться о ней, то есть поколение экологическому воспитанию, которого будет осуществляться уже начиная с начальной школы.
Психологический особенности детей младшего школьного возраста (7-11 лет) позволяют сделать процесс экологического воспитания наиболее успешным, т.к. дети данного возраста любознательны, восприимчивы, легко поддаются педагогическому влиянию, ярко и эмоционально откликаются.
Так как в начальной школе у младших школьников ведущей деятельностью является – учение, то урок наиболее полно способствует экологическому воспитанию младших школьников.
В заключение данной работы можно сделать следующий ряд выводов:
1. экологическая обстановка в современном мире требует, чтобы процесс экологического воспитания начался как можно раньше, то есть уже с начальной школы
2. Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе школы.
3. Для успешного процесса экологического воспитания необходима программа, которая в полной мере обеспечит организацию познавательной, творческой, практической деятельности обучающихся и даст понимания того, что в мире существуют определённые связи, что всё взаимосвязано и влияет друг на друга.
4. На уроке в полной мере можно осуществить процесс экологического воспитания, важно учитывать возрастные особенности детей, а также необходимо подбирать методы и средства, которые в полной мере будут способствовать экологическому воспитанию.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. №2357)
2. АКАДЕМИК. Словарь ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://professional_education.academic.ru/2828/ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ_ВОСПИТАНИЕ
3. Акимова, Т.А. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: учебник для студентов вузов/ Т.А. Акимова. В.В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 496 с.
4. БордовскаяН.В.Педагогика. Учебное пособие/Бордовская Н.В., Реан А.А. - СПб: Питер, 2015 – 304 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 199 с.
6. ГонинаО.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О. О. Гонина. – М.: Флинта : Наука, 2014. - 271 с.
7. Грецкая Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - c. 37-39
8. Захлебный, А.Н. Научно – технический прогресс и экологическое образование/А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. – 2015. – № 12. – С.10 – 12.
9. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.Н. Захлебный, И.Т.Суравергина. М.: Феникс, 2011. 422 с.
10. Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 2015, с. 173-183.
11. ИНФОУРОК. Рабочая программа по окружающему миру УМК школа 21века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya_programma_po_okruzhayuschemu_miru_umk_shkola_21_veka-287996.htm
12. Исмаилова З. К., Байбаева М. Х., Сапаров А. Б. Основные категории педагогики — развитие, воспитание, обучение, образование // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 937-940.
13. Кавтарадзе Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития / Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудный; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования. – М.: ФИРО, 2012. - 63 с.
14. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 719 с.
15. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. ВОЗРАСТ ШКОЛЬНЫЙ МЛАДШИЙ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/vozrast-shkolnyi-mladshii.html
16. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок.1000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под ред. Проф. Л.И. Скворцова – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование,2020.– 1376 с.
18. Окружающий мир. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Плешаков. - 3-е изд., дораб. - Москва: Просвещение, 2019. - 214 с.
19. Официальные сетевые ресурсы Президента России. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602
20. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 3-е издание, пересмотренное. – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2010. – 448 с.
21. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н., Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013 - 576 с.
22. Субарь В. Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskoe-vospitanie-na-urokah-okruzhayuschego-mira-i-literaturnogo-chtenija-v-nachalnoi-shkole.html
23. Экология и мир :Метод.пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.booksite.ru/fulltext/1239782/text.pdf
24. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. учрежд. высш. проф. Образования/ Д.Б. Эльконин; ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – 384 с.
25. BookReader. Психологические механизмы волевой регуляции (В. А. Иванников) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=590049&pg=2
26. Studwood. Содержание, сущность и задачи экологического воспитания школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1338863/pedagogika/soderzhanie_suschnost_zadachi_ekologicheskogo_vospitaniya_shkolnikov
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.