Статья на тему: «Формирование ключевых компетенций посредством проектной деятельности»
Оценка 4.7

Статья на тему: «Формирование ключевых компетенций посредством проектной деятельности»

Оценка 4.7
docx
10.01.2023
Статья на тему: «Формирование ключевых компетенций посредством проектной деятельности»
Статья на тему.docx

Статья на тему: «Формирование ключевых компетенций посредством проектной деятельности»

 

"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. 

Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, 

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать."

Ян Амос Коменский 

 

Успешность человека в современной жизни, в большинстве своем, определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: составить ближайший и дальнейший план действий и идти к поставленной цели, привлекая все  необходимые ресурсы. 

Сегодняшняя начальная школа не может и не хочет оставаться в стороне от процессов совершенствования образования, происходящих в России. Наша новая школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевые компетенции, которые и определяют современное качество содержания образования. 

Учителю необходим переход от непосредственной передачи знаний к созданию необходимых условий для самого активного познания и получения детьми практического опыта. Учащимся – переход от традиционного усвоения информации к самому активному её поиску, критическому переосмыслению, умению применить на практике. Главной проблемой учителя, как говорится в Законе об образовании РФ, является «... поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы». К этим методам, безусловно, можно отнести метод проектов и исследовательского обучения, которые не являются новыми в педагогической практике. 

В настоящее время учителя в начальной школе все чаще стремятся предлагать детям задания, включающие их в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. 

Ученики начальной школы по природе своей юные исследователи и создатели своих мини-проектов. Они с большим интересом принимают участие в различных исследовательских делах. От организации процесса исследования зависит дальнейший успех. 

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности младших школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные выводы. Порой недостаток фундаментальных знаний не позволяет ребятам правильно оценить результат своего проекта или исследования, особенно если результат получился отрицательным. Осторожная помощь и поддержка педагога здесь необходима не только для того, чтобы выявить все возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование. 

В процессе организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными и интересными, в первую очередь, для ребёнка. Проектная и исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. 

В настоящее время работа над проектами в начальной школе осуществляется во всех УМК. Я работаю по УМК «Школа России». Авторами очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. Хочу привести примеры проектных задач, которые, по мнению авторов УМК «Школа России», помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы: 

1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Украшаем класс к Новому году», «Чайный сервиз», «Речной флот», «Математика вокруг нас. Числа в поговорках, пословицах и загадках», 

2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде». 

3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки». 

4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь». 

Уже в 1 классе началась моя работа над формирование ключевых компетенций у обучающихся посредством проектной деятельности. Так, большой интерес вызвал у ребят проект по математике «Математика вокруг нас. Числа в поговорках, пословицах и загадках». Дети с помощью родителей подготовили самые разнообразные проекты на эту тему. Это были и книжки-малышки в форме цифры, и ярко оформленные рисунки с загадками и поговорками. На подготовительном этапе мы с ребятами обсудили то, каким может быть данный проект, что там должно быть, как он может выглядеть. В день защиты проекта ребята с удовольствием слушали друг друга, отгадывали загадки, принимали активное участие в обсуждении лучших проектов. 

Увлекательным и интересным получился проект по окружающему миру «Моя семья». Всегда интересно рассказывать то, о чём и ком знаешь больше всего. Это, конечно, самые близкие тебе люди. Дети узнали о родителях своих одноклассников, их профессиях, семейных традициях.

В 1 классе проект выполняется за 1,2 урока, во 2 классе – за одну - две недели, и постепенно, начиная со второго полугодия 2 класса, в 3 и 4 классах мы с ребятами переходим к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Дети могут самостоятельно выбирать темы своих проектов, а тем, кто затрудняется в выборе или формулировке темы на помощь приходит учитель, а также родители, которые, зная интересы детей, могут направить ребёнка к выполнению того или иного проекта. 

А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят и индивидуальные, и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. В результате проектной деятельности на уроках и во внеурочное время стимулируется творчество детей, их самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых. 

Ученики моего класса – активные участники  научно-практических конференций уже с 1 класса. Например, ученица моего класса Букаева Полина подготовила работу "Левое или правое? Загадки человеческого мозга". Ее заинтересовал вопрос: почему 1 девочка из нашего класса пишет левой рукой, а остальные - правой? Как это влияет на успеваемость. Была а проведена тщательная и кропотливая работа по изучению левополушарных и правополушарных ребят. Кроме того, мы проводили занятия с ребятами нашего класса по развитию обоих полушарий мозга. Данная проектная работа была представлена на Республиканской научно-практической конференции младших школьников "Про-Движение", где удостоилась 3 места. Данная работа также была показана на III Всероссийской научно-исследовательской конференции с международным участием "На пороге открытий", где получила диплом лауреата 1 степени.

В 2020 и 2021 году в связи с эпидемиологическими сложностями приходилось работать над проектами только в условиях своего класса. Однако, данная вид деятельности не был забыт. Совместно с ребятами своего класса мы провели несколько кратковременных проектов, таких как "Школьная форма будущего", Золотое кольцо России" и т.д.

4 класс - это период, когда учащиеся самостоятельно могут работать тем той проблемой, которая заинтересует их. Большую работу над своим исследованием провел Арслангареев Денис. Его заинтересовал вопрос безопасности дорог нашего города. Так появилась исследование "Дорога в школу без опасности". Ученик проанализировал оснащенность пешеходных переходов около образовательных учреждений города и их безопасность для детей. Сделаны выводы и внесены предложения по улучшению качества дорожной безопасности. Данная работа была высоко оценена как на уровне города, так и достойно представлена на всероссийском конкурсе: 3 место в городской научно-практической конференции "Интеллект будущего", 1 место в республиканской  научно-практической конференции младших школьников "Про-движение" в секции "Дорога. Безопасность", 3 место на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева.

Автор проекта «Лингвистический анализ названий улиц города Белебея» Букаева Полина изучила такую науку как топонимика, выяснила, как появляются названия улиц, исследовала их с точки зрения их морфологических признаков, способов образования, узнала, в честь каких  видных деятелей России, Башкортостана и почетных жителей Белебея были названы улицы нашего города. Эта работа была удостоена следующих наград: 1 место в городской научно-практической конференции "Интеллект будущего", 1 место на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева.

Кроме того, благодаря использованию на уроках проектов можно показать "продукт" своей деятельности. На уроках ОРКСЭ достаточно часто можно применять данную работу, т.к. именно здесь для детей происходит глубокое изучение основных мировых религий. Во время знакомства со священными сооружениями религий мы разработали информационные буклеты о Мечетях и Храмах г.Белебея. Несколько учеников побывали в них, сняли видеоролики о внутренних убранствах, побеседовали с настоятелями храма и мечети. Данный урок дети провели "самостоятельно", учитель был только тьютором в поиске необходимой информации. Благодаря такой тщательной и продуктивной работе данный урок по теме "Священные здания и сооружения" был представлен на республиканском конкурсе "Лучший урок ОРКСЭ" и занял 2 место в номинации " Видеозапись урока с применением дистанционных образовательных технологий".

Я пришла к выводу, что использование проектно-исследовательской деятельности и на уроках, и во внеурочной деятельности формирует и совершенствует у учащихся все виды ключевых компетенций. Это говорит о позитивном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности. На практике, организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников способствует формированию универсальных учебных действий, таких как: 

- познавательные (умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель; умение выдвигать гипотезы и их обосновывать; предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет), сравнивать, обобщать, делать выводы). 

- коммуникативные (планировали учебное сотрудничество, согласовывали свои действия с партнерами, строили речевые высказывания, ставили вопросы, выступали перед аудиторией, тесно контактировали с родителями); 

- личностные (формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям). 

- регулятивные (умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи; составление плана работы и следование ему по достижению цели; сопоставление получающегося результата с исходным замыслом; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации; оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос). 

Хочется отметить, что дети стали с большим желанием выполнять задания на уроке, в том числе и проблемного характера, реже прибегать к помощи учителя. Освоение учащимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их проектно-исследовательской учебной деятельности. 

За годы работы над данной темой, я заметила положительные моменты в обучении и воспитании детей моего класса: 

- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку при ответе (обладают коммуникативной компетентностью); 

- уже есть моменты, когда они пытаются четко и ясно изложить свои мысли (общекультурная, учебно-познавательная компетенции); 

- стали активнее и самостоятельнее (коммуникативная, социально-трудовая компетенция); 

- не боятся высказать свою точку зрения (личностное самосовершенствование); 

- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в школе, дома, на улице) (коммуникативная, личностное самосовершенствование). 

Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника. Я буду рада этому поспособствовать! 


 

Статья на тему: «Формирование ключевых компетенций посредством проектной деятельности» "Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются

Статья на тему: «Формирование ключевых компетенций посредством проектной деятельности» "Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются

В 1 классе проект выполняется за 1,2 урока, во 2 классе – за одну - две недели, и постепенно, начиная со второго полугодия 2 класса,…

В 1 классе проект выполняется за 1,2 урока, во 2 классе – за одну - две недели, и постепенно, начиная со второго полугодия 2 класса,…

Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника

Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023