Статья на тему: «Формы и методы эстетического воспитания младших школьников»
Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравственным, трудовым, умственным и физическим трудом. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего развития. Ключевые слова: эстетика, воспитание, младшие школьники. Тематическая рубрика: Начальная школа. В современных условиях большое значение имеет формирование нового подхода к эстетической деятельности детей, который является содержательной стороной, а принцип создания чего-то нового и ценного не только для данного ребенка, но и для других, оказывается ведущем в обучении младших школьников. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, один из первостепенных источников эстетических норм является искусство, поскольку искусство содержит, прежде всего, средства для развития и формирования всесторонне развитого человека, умеющего видеть красоту, понимать, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное. Приобщение детей к духовным ценностям (моральные, религиозные, нравственные, этические убеждения) развивает в них духовные потребности и эстетические чувства [1]. Возможности эстетического воспитания обучающихся предоставляемые учебным планом и программой в общеобразовательных учреждениях ограниченны. В настоящее время для эстетического воспитания детей применяются разные виды деятельности: индивидуальное и хоровое пение, театрально-игровая деятельность (драматическая, музыкальная), изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество и так далее [3]. Эстетическое воспитание одно из главных средств развития духовно-нравственного, культурного человека на основе эстетических ценностей, способного понимать их через создание новых, оригинальных, субъективно значимых образов (в танце, рисунке, лепке, аппликации и т.д.). Эстетическое воспитание решает социально значимые вопросы занятости и организации досуга детей, создает хорошие условия для развития творческих и профессиональных интересов обучающихся в самых разнообразных областях искусства. Создание нового подхода к эстетической деятельности детей, является важнейшей содержательной стороной. Актуальность ее связана с тем, что принцип создание чего-то нового и ценного, т.е. творческая деятельность, становится в настоящее время ведущим в обучении детей. Положительный результат разностороннего эстетического воспитания зависит от уровня освоения различных видов эстетической деятельности и чувства необходимости и восторга от нее. Для осуществления эстетического воспитания применяются разные методы и формы. Под формами воспитания понимается внешнее выражение этого процесса, а именно подбор метода воспитания [5]. Формы эстетического воспитания можно разделить на массовые (основные), дополнительные и формы художественно-эстетического воспитания (индивидуальная деятельность по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие). Под массовыми (коллективной, групповой) формами эстетического воспитания рассматриваются те мероприятия, которые осуществляются без предварительной диагностики уровня эстетической воспитанности младших школьников и наличие специальных знаний и навыков не обязательно так как , их задачей является охват наибольшего количества детей. К массовым формам эстетического воспитания относятся: тематические театрализованное представление (концерты), проведение праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), конкурсов (плаката, рисунка на асфальте), смотров и просмотров, викторин, выставок детского творчества. Перечисленные мероприятия способствуют выявлению детей, обладающих специальными творческими способностями, усиливающие их эстетические чувства, потребности. Дополнительные формы эстетического воспитания организуются в свободное и удобное для младших школьников время, к ним можно отнести групповые и индивидуальные посещения концертов, спектаклей, занятия (в том числе и самостоятельные) музыкально-эстетическим, художественно-эстетическим обучением, организацию тематических экскурсий. К формам художественно-эстетического воспитания относится изучение младшими школьниками теории и истории музыки, искусства и культуры в целом. Создается нерегулируемая индивидуальная, самостоятельная деятельность младших школьников (в виде домашних заданий и рекомендаций), такая как чтение книг, по указанным вопросам, просмотр кинофильмов, телевизионных передач, посещение музеев с конкретным целевым направлением на углубление своих познаний в интересующей области творчества, организуются выезд на летнюю художественную практику (пленэр). Самой важной активной и вариативной формой формирования учебного процесса эстетического воспитания младших школьников являются учебные занятия, целенаправленного взаимодействия литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства и др. Более совершенной и результативной формой урока эстетической направленности, педагоги дополнительного образования считаю урок-образ, сформированный по законам конкретного вида искусства, опирающиеся на законы восприятия этого вида искусства. Прежде всего, уроки-образы различаются целостностью эстетической и духовной деятельностью педагога и обучающегося, где младший школьник являются не зрителем, а участником и соавтором урока. Первостепенную роль на уроке-образе играет стиль и манера общения педагога. Метод воспитания - это способ влияния на сознание, волю, чувства, поведение обучающихся для того, чтобы выработать у них определенные качества [2]. Для формирования эстетического воспитания, применяются разные методы: - наглядные, словесные, практические; - объяснительно-иллюстративные; - проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С помощью этих методов осуществляется формирование эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающем мире и искусстве, познавательной деятельности обучающихся, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление, а также происходит развитие практических навыков в овладении эстетической деятельностью. Ведущими методами для решения задач эстетического воспитания являются: - показ (метод иллюстрации или так называемый наглядный метод), как метод воспитания применяется при первичном ознакомлении с предметом эстетической действительности; - наблюдение, один из основных эмпирических методов исследования психических процессов и явлений, основными принципами которого является организованное и целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего мира и обретение содержания воспринятого, иначе говоря, это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятие; - объяснительно-иллюстративный (относятся к словесным методам), отличается хорошо организованным, в определенной последовательности передаче готовой информации, иначе говоря педагог, доводит до обучающихся преобразованную информацию, педагогически адаптированную; - анализ, это метод исследования, который включает в себя рассмотрения предмета путем мысленного или практического разложения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на составные части, термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще; - примеры непосредственного влияния (личный пример педагога, пример товарищей, положительный пример) [4]. При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел передать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Для решения задач эстетического воспитания, которые связаны с формированием навыков эстетической деятельности, требуются практические методы, такие как: - показ; - упражнение через практическое задание, которые создают и расширяют опыт обучающихся в разных видах деятельности; - объяснение; - метод поисковых ситуаций, один из активных методов обучения, выражающийся в том, что изложение учебного материала представляется как проблема, требующая от обучающихся самостоятельного разрешения ее. Этот метод используется для усвоения новых знаний и отработки определённых навыков [5]. Для успешного воспитательного процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо использовать разнообразные формы и методы работы. Таким образом, в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста используются все известные в педагогической науке и практике методы - наглядные, словесные, практические, объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной формирование эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающем мире и искусстве, познавательной деятельности детей, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление, а также происходит развитие практических навыков в овладение эстетической деятельностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.