Статья на тему: "Групповая форма работы как средство формирования УУД в начальной школе".

Статья на тему: "Групповая форма работы как средство формирования УУД в начальной школе".

docx
13.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Групповая форма работы как средство формирования УУД в начальной школе.docx

Групповая форма работы как средство формирования УУД

в начальной школе

 Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.

Групповая форма работы является  одним из эффективных способов формирования УУД  (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

 Групповая форма обучения – это такая форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы примерно из трех или пяти учащихся для совместной учебной работы

Целью групповой работы -  активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи работы в группах при формировании УУД:

1.      Активная познавательная деятельность;

2.      Выработка привычки работать вместе;

3.      Умение наладить контакты и распределить роли;

4.      Развитие опыта самостоятельной деятельности в рамках группы;

5.      Обучение в ситуации успеха;

6.      Развитие межличностных отношений;

7.      Умение выстроить отношения и избежать конфликтов.

Работая в группах, ребята качественнее и быстрее усваивают материал, отвечают совместно за результат, проводят самопроверку и взаимопроверку. Групповой работой может охвачен весь класс, так и его часть, тогда как все остальные дети выполняют какие-то другие задания.

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет  
1. По желанию
2.Случайным образом
3.По определенному признаку
4.По выбору «лидера».
5. По выбору педагога.

 


1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
 Группа, формируемая по принципу случайности.

Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.

 3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. 

4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.  

5. По выбору педагога.
 Группа сформировалась и у каждого участника своя роль

Роль в группе

-организатор - отвечает за работу группы в целом;

-спикер - выступает перед классом с готовым решением группы;

-секретарь - записывает высказанные идеи и решения;

-критик - высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

контролер - проверяет все ли поняли принятое решение.

Или

· чтец - читает вслух;

· секретарь – записывает что-то от лица группы;

· докладчик – у доски рассказывает, что решила группа;

· хронометрист - следит за временем.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

 

 

 

 

 

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1.     Он может контролировать.

2.     Организовывать.

3.     Оценивать работу учеников.

4.     Участвовать в работе группы.

5.     Предлагать участникам разные варианты решений.

6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

Памятка "Правила работы в группах".

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

 

В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

- сообщение о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

 

Этапы работы

1 этап – сплочение группы.

Используются игры и элементы психологического тренинга.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Количество детей в кругах одинаковое. Участник, который стоит во внешнем круге, говорит своему партнеру из внутреннего круга фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…» (например, что мы живем на одной улице). Участник внутреннего круга отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, что у нас разный рост). Затем по команде учителя участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами. Так продолжается пока все участники внешнего круга не повстречаются с участниками внутреннего круга. После завершения упражнения каждый участник рассказал, что он нового узнал о своих партнерах.

Игру «Путанка».

Цель: поддержание коллективного единства

 Водящий выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящего приглашают в комнату. Он распутывает, также не разжимая рук у запутавшихся.

Игру «Модифицированное зеркало».

Водящий изображает кого-то из членов группы, а группа угадывает, кого изображает водящий.

Все эти мероприятия помогли мне сплотить коллектив и лучше узнать каждого ребенка.

2 этап - сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы.

Специфика  класса в том, что в одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики.  Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

 

3 этап – работа в парах.

  В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения:

- как сидеть за партой,

- при разговоре смотри на собеседника,

- тихо говори в паре,

-называй товарища по имени,

-как соглашаться,

- как возражать,

-как помогать,

- просить о помощи,

-внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.

В детском опыте такой формы общения еще не было, вызывается любая пара к доске и на примере показывается как нужно работать.

Русский язык.

 

Задание на доске:  лес, лесок, лесничий

                                игровая, игрушка, игра

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы какая? какой?.

Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно  ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

3 этап   

1.Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).       Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

 -Скажи напарнику, как ты его понял.

4 этап - это групповая работа

 

Чего не стоит делать при организации групповой работы:

нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

-разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

-групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

-нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

-нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Недостатки группового обучения:

- в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

- могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;

- учебный материал, в результате - слабые ученики с трудом усваивают, а учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном.

- сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;

- трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Положительные стороны работы в группах:

1.     Повышенная мотивация детей;

2.     Эффективность усвоения знаний;

3.     Снижение тревожности и улучшение отношений;

4.     Востребованность и актуальность новых УУД.


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)