Инновационные приемы оценивания достижений обучающихся как условие реализации ФГОС
Изменения в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий; влекут за собой и изменение в системе оценивания. Необходим поиск таких способов оценивания, которые способствовали бы: индивидуализации учебного процесса, повышение учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
Оценивание – комплексный процесс по сбору, обработке и интерпретации информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания, а так же разработки корректирующих мероприятий, для решения возникающих проблем.
Особенность процедуры оценивания в современных условиях обучения состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Самооценка ученика должна быть дифференцированной, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В этом случае ребенок учиться видеть работу, как сумму многих умений, где каждое, из них имеет свой четкий критерий оценивания.
Содержательное самооценивание неотрывно от умения контролировать, поэтому в обучении используются особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. Таким образом, мы понимаем, что чтобы оценить кого – то надо научиться оценивать себя. Для этого с первых уроков использую прием:
«Светофор» - Выбрав один из трех цветов, обучающиеся делают пометку в тетради, на полях, рядом с выполненной работой. Зеленый (благополучие) – мне все ясно, я с этим справляюсь, я могу; желтый (неуверенность) – я не совсем в этом разобрался, нужно разъяснение; красный (тревога) – я этого не могу, мне трудно, нужна помощь.
Данный прием способствует развитию самостоятельной оценочной деятельности обучающихся: проведение элементарного анализа своей учебной деятельности, сравнение своей работы с образцом, обращение за помощью к товарищам или учителю. Может применяться на любом уроке или этапе урока.
Учитель, взяв тетради на проверку, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи, выстраивает коррекционную деятельность.
Для формирования навыков взаимооценки, использую элементы метода «Шесть шляп мышления» (желтая (оптимистическое мышление) шляпа – за что можно похвалить, синяя (стратегическое мышление) – на что нужно обратить внимание)
К положительным эффектам применения взаимооценивания можно отнести:
- расширение представления учеников о своих достижениях;
- формирование способности к диалогу и коммуникации;
- умение высказывать аргументированное суждение;
В конце каждого учебного периода учащиеся заполняют « Цветовые диаграммы»
Работа с диаграммами развивает навыки:
- работы с информацией (сбор и обработка);
- анализа своей учебной деятельности;
- постановки задач по улучшению своих результатов.
Использую метод игровых технологий обучения «Лицевой счет».
Каждый ученик зарабатывает учебные купюры «Молодец» определенного номинала. В конце недели идет подсчет финансового состояния. В конце четверти определяется состояние счета каждого обучающегося, что позволяет ему, продвинутся по лестнице успеха.
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.
Метод позволяет создавать игровую, творческую атмосферу, формировать регулятивные и коммуникативные учебные действия.
Таким образом, оценка знаний в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Методы, приемы и формы оценивания определяются учителем в зависимости от целей обучения, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.