«Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания»
Из опыта работы учителя
истории и обществознания Шуваловой И.А.
Нужно, чтобы ученики,
по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Исторические аспекты проблемного обучения и его сущность.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке, общаться, жить в ладу с самим собой, в обществе.
Развитие личности зависит не только от врожденных способностей человека, социального окружения, но и от его собственной позиции, его мироощущения. Большая роль в воспитании этих качеств отводится, в частности, урокам истории и обществознания.
Это вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) призван разрешить эту проблему путем формирования общих и профессиональных компетенций, приобретая которые обучающийся научится успешно действовать в учебной и профессиональной деятельности.
Компетентностный подход к обучению позволяет обучающемуся овладеть различными мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развивает творческое мышление.
Объяснительно-иллюстративный метод не позволяет решить эту задачу, поэтому преподаватель на своих занятиях должен использовать различные педагогические технологии.
Достаточно действенным способом активизации мышления обучающихся на уроках истории и обществознания является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроках, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы активизирует мыслительную деятельность обучающихся и поддерживает глубокий познавательный интерес.
Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем. Эта технология не способствует отработке навыков, требует больших затрат времени.
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Проблемное обучение- что это? Вот как отвечает на этот вопрос Н.Г. Дайри: обучение является проблемным, если оно «всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения».
Так, постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорийской школе. В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф. Бэкона. Эмпиризм критически относится к истинам, имеющим «словесное» происхождение, он требует истины путем изучения действительности.
В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
Первостепенное значение среди методов и приемов обучения занимают эвристическая беседа, проблемное изложение, дедуктивный подход. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.
М.И. Махмутов считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения .
Наиболее важными, на наш взгляд, функциями проблемного обучения являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала.
Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимися осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо научить учащихся решать поставленные задачи. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания приоритет должен отдаваться моделированию, воссозданию практических проблемных ситуаций и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в проблемном обучении.
Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
1) возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
2) выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
3) доказательство гипотезы;
4) проверка правильности решения проблемы
Правила создания проблемных ситуаций.
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить такое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ученика. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил.
Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
1) учитель сам ставит и решает проблему;
2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
3) обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя ;
4) ученики самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
Актуальность опыта заключается в том, что использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания творческой самореализации.
Основной идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении социальных проблем через уроки истории и обществознания.
Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика. Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение учителем методологией проблемного обучения и современными педагогическим технологиями образования и воспитания учащихся.Большое значение для создания на уроке ситуации успеха как для ученика, так и для учителя, на мой взгляд, имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения.
Моя педагогическая деятельность базируется на определённых принципах и соответствующих им методах и приёмах, средствах и формах обучения и воспитания, о которых речь пойдёт ниже.
Цели и задачи педагогического процесса.
«Мышление начинается
с проблемной ситуации».
С.Л. Рубинштейном
Основная цель: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности обучающегося, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков).
Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:
Задачи:
- Дать ученикам прочные и глубокие знания по предметам.
- Вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение.
- Научить исследовательской деятельности.
- Содействовать творческому развитию каждого ученика.
- Воспитывать у детей любознательность, самостоятельность.
- Развивать интеллектуальные способности.
Принципы педагогической деятельности.
Принцип научности. Этот принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории:
- рассмотрение всякого исторического явления в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счёте, стало; нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций;
- рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон;
- рассмотрение историко-экономических процессов с учётом социальных интересов различных слоёв населения, различных форм их проявления в обществе;
- рассмотрение того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Принцип наглядности. Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».
Реализовать данный принцип помогает использование на уроках ИКТ. Это позволяет мне сэкономить массу времени, которое раньше затрачивалось на меловые записи и рисунки на доске и позволяет на уроке работать с различным текстовым и наглядным материалом.
Например, анализ картины В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» позволяет не только представить трудности. которые преодолела русская армия, но и понять чувства, настроения и переживания людей. Это дает целостное видение происходящего и вызывает много ассоциаций и раздумий.
Принцип прочности знаний. Поскольку человеку свойственно забывать информацию, учитель должен добиваться прочных знаний, умений и навыков.
Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся.
На длительность сохранения знаний влияют многие объективные и субъективные факторы, условия обучения и жизни ребенка вне школы. Проблема прочности обучения состоит в том, чтобы усилить действие положительных факторов и снизить роль отрицательных.
Для того, чтобы добиться прочных знаний в своей работе использую таблицы, кластеры, тестовые задания. Например, по ходу изучения темы «Государство, его признаки и формы», сначала составляется кластер «Государство», а контроль осуществляется путем составления развернутого плана ответа «Государство» (задание 28. ЕГЭ по обществознанию)
Личностно-деятельностный принцип. Суть принципа — в организации процесса обучения таким образом, что приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытие ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
Так, например, изучение темы « Крещение Руси» проходит через анализ видеоматериала. Происходит обсуждение личности в истории, направленность преобразований князя Владимира.
Принцип вариативности. Суть принципа — в развитии у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблем, в умении осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется данный принцип, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации — ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант.
Так, изучая в курсе истории России ХХ в. тему «Февральская буржуазная революция», ставлю проблемную задачу: Была ли альтернатива Октябрю 1917 г.?
Благодаря исследованию вероятных версий этих причин учащиеся в конечном итоге выбирают из них наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.
Принцип креативности. Принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение. Одной формой активизации познавательной деятельности учащихся, развития у них творческих способностей является написание эссе по обществознанию и по истории.
«Всегда везде для всех да будет правый суд» (П. Корнель),
«Самый важный плод усилий человека - его собственная личность» (Э. Фромм)
Принцип практической ориентации. Суть принципа в связи теории с практикой. Работая на проблемном уроке с историческими источниками, газетными публикациями, видеоматериалами, картами и т.д., учащиеся приобретают умения и навыки практической деятельности
При изучении темы в 10 классе «Миф и познание мира», я предлагаю вспомнить мифы Древней Греции и ответить на вопросы:
- Почему древнегреческие мифы интересны нашим современникам?
- Какие знания мы получаем при прочтении мифов?
Методы и приёмы педагогической деятельности.
Метод обучения представляет собой систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечить достижение педагогических целей.
М.И. Махмутов в зависимости от способа представления учебного материала (проблемных ситуаций) и степени активности учащихся выделял шесть методов: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод и метод программированных заданий.
Монологический метод
Это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
При монологическом методе необходимо обращать особое внимание на приёмы, усиливающие его возможности. Среди таковых я использую:
Приём проблемного изложения — применительно к монологическому методу характеризуется спорадическим возникновением проблем. Так, излагая в старших классах тему " Новая экономическая политика», ставлю по ходу работы перед учащимися следующие познавательные (проблемные) задания:
- В чём сущность Новой экономической политики?
- В чём проявились экономические и социальные противоречия НЭПа?
- Каковы причины свёртывания НЭПа?
Приём создания проблемной ситуации — в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции.
Был ли царь Алексей Михайлович " Тишайшим"?
Коллективизация - трагедия крестьянина труженика?
Решаются они самими детьми при помощи учителя следующим образом: уяснение и постановка проблемы; формулирование вариантов решения; оценка их предпочтительности; выбор средств оптимального решения.
Приём дискуссии — вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем. Тема: Коллективизация - трагедия крестьянина труженика или благо?
Дискуссию целесообразно проводить в заключительной части урока, когда ученики уже познакомились с причинами перехода к коллективизации, её сущностью и результатами.
Эвристический метод предполагает проведение эвристической беседы с решением познавательных задач. Открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.
Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать эвристический метод от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.
Так, при изучении в шестом классе темы «Образование средневековых городов» ставится проблема:
Почему стали возникать средневековые города?
Если учащиеся не могут уцепиться за какую-нибудь определенную мысль, то задаю вопрос, который подтолкнет к рассуждению:
Как успехи в хозяйстве привели к отделению ремесла от сельского хозяйства и образованию городов?
Этот более конкретный вопрос начинает активизировать мышление учащихся. Затем формулирую вопросы более узкого характера:
- Какие успехи в хозяйстве были в Европе в Х1V-ХV веках?
- Почему с успехами в хозяйстве появляются люди, специализирующиеся на каком-то отдельном ремесле («умельцы»)?
- Почему «умельцы» уходят из деревни?
- Кто еще селится в этой местности?
Таким образом, в результате беседы создается такая логическую цепочку, которая приводит к ответу на заданный вопрос о возникновении городов.
Перед учителем истории и обществознания встаёт важная задача через каждый урок прививать детям любовь к своему Отечеству, через примеры истории формировать нравственную оценку того или иного исторического события, учить детей иметь своё собственное мнение. В рамках воспитания патриотизма и гражданственности я провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия по теме Великая Отечественная война. В апреле 2015г., к 70-летию Победы в Великой отечественной войне, было подготовлено и проведено открытое мероприятие "У войны не женское лицо».
Планирую продолжить работу по данной теме в дальнейшем.
Ставлю перед собою следующие задачи:
1. Повысить уровень подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию;
2. Развитие творческого потенциала учащихся через привлечение учащихся к участию в конкурсах по истории и обществознанию;
3. Воспитывать в каждом ребёнке желание стать исследователем.
4. Создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать знания.
Работа по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников формирование таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикет речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.
Результаты педагогической деятельности Шуваловой И.А.
за аттестационный период.
С данной методической проблемой выступала на методическом семинаре и провела мастер-класс по теме «Реализация проблемно – диалогической технологии на уроках истории в 5 классе (ОС-2100)». На международной научно-практической конференции 53-и Евсевьевские чтения сделала сообщение по теме: «Современные подходы в работе с одаренными детьми». На педагогическом совете выступила с докладом «Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания».
I. Результаты качества знаний по истории и обществознанию за аттестационный период.
в 2013-2014 уч.г - 72%
в 2014-2015 уч.г – 72%
в 2015-2016 уч.г – 75% ,
в 2016-2017 уч.г – 74%, что в среднем составляет 73%
II. Результаты ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.
Предмет |
ЕГЭ (2015-2016 учебный год) Количество-42 чел. |
ОГЭ (2017-2017 учебный год) Количество-86 чел. |
Обществознание |
Средний балл – 61 Качество знаний – 65,3% |
Средний балл – 4 Качество знаний – 69,8% |
III. Результаты участия обучающихся в муниципальном и региональном этапах Всероссийской предметной олимпиады по обществознанию и праву.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП |
||||
ФИ участника |
Класс |
Обществознание |
Право |
Учебный год |
Заикина А.
|
10 |
призер |
призер |
2014-2015
|
Дербеденева А.
|
7 |
призер |
|
2014-2015
|
Миняева Е. |
11 |
призер |
призер |
2015-2016
|
Юртаева В. |
11 |
призер |
призер |
2015-2016
|
Мелешкина А. |
11 |
призер |
|
2015-2016
|
Ульянкина Е. |
8 |
призер |
|
2015-2016
|
Мельникова А. |
11 |
|
призер |
2015-2016
|
Ульянкина Е. |
9 |
призер |
|
2016-2017
|
Новикова А. |
9 |
|
призер |
2016-2017
|
Ульянкина Е. |
10 |
призер |
|
2017-2018
|
Кукаев И. |
10 |
|
призер |
2017-2018
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП |
||||
Миняева Е. |
11 |
призер |
призер |
2015-2016
|
IV. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам.
Название |
ФИ участника |
класс |
результат |
Учебный год |
Республиканская Олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву.(Центризбирком РМ). |
Новикова А. |
8 |
I место |
2014-2015
|
Заикина А. |
10 |
II место |
2014-2015
|
|
Миняева Е. |
11 |
I место |
2015-2016
|
|
Мелешкина А. |
11 |
II место |
2015-2016
|
|
Ульянкина Е. |
9 |
I место |
2016-2017
|
|
Региональная открытая олимпиада школьников по обществознанию. (МГПИ им. М.Е. Евсевьева). |
Миняева Е. |
10 |
призер |
2014-2015
|
Юртаева В. |
10 |
призер |
2014-2015
|
|
Мелешкина А. |
10 |
призер |
2014-2015
|
|
Конкурс, посвященный Дню Конституции РФ. (МГУ им. Н.П. Огарева). |
Команда- ЗаикинаА., Миняева Е., Мелешкина А., Дергачев В. |
10 |
II место |
2014-2015
|
VI Международная олимпиада по основам наук. Обществознание. |
Коновалова А. |
10 |
Диплом I степени |
2014-2015
|
IV Всероссийская олимпиада по обществознанию. (Центр развития мышления и интеллекта). |
Коновалова А. |
10 |
Диплом победителя II степени |
2014-2015
|
Всероссийский конкурс по истории «Золотое Руно». |
Забиякин А., Новикова А., Святкина Д., Вихляева А., Аникина Е., Луканова С., Асерина Д.
|
7 |
I место в России, I место в Регионе |
2014-2015
|
Республиканская олимпиада школьников по праву. (МГПИ им. М.Е. Евсевьева). |
Кутузова М. |
11 |
призер |
2015-2016
|
Новикова А. |
9 |
I место |
2016-2017
|
|
Республиканская образовательная Интернет-викторина для школьников «История и культура мордовского края». (Поволжский центр культур финно-угорских народов). |
Замкин А. |
5 |
победитель |
2016-2017
|
Адамчук К. |
5 |
призер |
2016-2017
|
|
Борисов В. |
5 |
призер |
2016-2017
|
|
Симдяшкина Е. |
5 |
призер |
2016-2017
|
|
Республиканский конкурс Эссе школьников, посвященный Дню Конституции. (МГПИ им. М.Е. Евсевьева). |
Хомякова Е. |
11 |
II место |
2015-2016
|
Муниципальный этап республиканского межведомственного конкурса сочинений « Территория права» |
Миняева Е |
11 |
победитель |
2015-2016
|
Республиканский конкурс научных и творческих работ «Права детей –забота государства». (Государственный комитет РМ по делам юстиции и МГИ). |
Юртаева В. |
11 |
III место |
2015-2016
|
Олимпиада «Россия в электронном мире». (Управление делами президента РФ и Президентская библиотека им.Б.Н. Ельцина) |
Миняева Е. |
11 |
призер |
2015-2016
|
VII Всероссийская предметная олимпиада по обществознанию (Центр поддержки талантливой молодежи). |
Мелешкина А. |
11 |
III место |
2015-2016
|
Олимпиада «Школьное многоборье» (Международный проект VIDEOUROKI) |
Разуменкова Д. |
6 |
Диплом I степени |
2016-2017 |
Список используемой литературы.
1. Алексашкина, Л.Н. Н.И. Ворожейкина «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории» Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4. – С. 14
2. Дайти Н.Г.. Основное усвоить на уроке. -М.: Просвещение, 1987
3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
4. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.— 80 с.
5. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с. – (Высшее образование)
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2006. – 288 с.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
8. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1975
9. Махмутов М.И. Проблемное обучение . Основные вопросы теории.М.: Педагогика, 1975
10. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М, 1988. – 184 с.
11. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.