Статья на тему: "Использование вузовских технологий обучения в преподавании русского языка в школе"
Оценка 5

Статья на тему: "Использование вузовских технологий обучения в преподавании русского языка в школе"

Оценка 5
docx
22.10.2021
Статья на тему: "Использование вузовских технологий обучения в преподавании русского языка в школе"
3.docx

Использование вузовских технологий обучения в преподавании русского языка в школе

 В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: лекции-дискуссии, лекции-консультации, лекции-беседы, лекции с обратной связью.

   Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Назовем некоторые основные моменты, связанные с современным пониманием возможностей школьной лекции на уроке русского языка.

   Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». Рассмотрим особенности школьной лекции, схожей  с вузовской:

    во-первых, лекция дает возможность учителю преподнести материал блоком, экономя время на уроке;

   во-вторых, лекция помогает изложить сложную научно-учебную проблему;

   в-третьих, лекция учит школьника рассуждать  аргументированно.              

   Лекционную технологию обучения имеет смысл  применять, начиная с 8-9 класса. Для лекции могут быть предложены такие темы: 8 класс- «Второстепенные члены предложения», 9 класс- «Сложноподчиненное предложение», 10 класс- «Текст», 11 класс- «Стили речи».

   Классическая школьная лекция имеет структуру.

1.     Актуализация темы, определение задания.

2.     Слушание лекции.

3.     Работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

4.     Обсуждение выполнения заданий.

5.     Подведение итогов.

6.     Рекомендация дополнительной литературы.

    В школе используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция –консультация, лекция –беседа, лекция с обратной связью.

   Лекция-дискуссия нужна учителю тогда, когда он ставит целью урока не только развивать критическое мышление учащихся , их  креативность, но и совершенствовать их коммуникативные умения. Например, в 9 классе он может организовать ее по темам, которые повторяются и осмысливаются в конце учебного года: «Роль языка в жизни общества» , «Место русского языка среди языков мира».Учитель, понимая явную дискуссионность вопроса, может провести лекцию-дискуссию. Читая лекцию, учитель делает продолжительные интервалы в изложении блоков материала для того, чтобы школьники свободно высказывались по заинтересовавшим их проблемам. В конце лекции-дискуссии обязательно звучат выводы.

     Лекция-консультация организуется, если учитель ставит цель способствовать усвоению теоретического материала, формировать коммуникативное умение правильно формулировать вопросы. В таком случае половину учебного  времени учитель отводит на лекцию, а в оставшееся время отвечает  на вопросы. Например, после чтения лекции на тему «Официально-деловой стиль речи» вопрос может быть таким «Может ли в официальных бумагах присутствовать описание?» В заключение лектор подводит итоги.

    Лекция-беседа наиболее часто используется в школьной аудитории. Ее назначение состоит в том, чтобы привлечь внимание учеников к важным вопросам в процессе общения. Учитель побуждает школьников искать ответы на поставленные вопросы, размышлять вместе с ним. Коммуникативная направленность лекции-беседы придает обучению личностный характер. Для организации лекции-беседы подходит практически любой программный материал по русскому языку в старших классах. Лектор может считать свою задачу выполненной, если он слышит, как ученик говорит: по моему мнению, я полагаю, я считаю.

    Лекция с обратной связью дисциплинирует учащихся, активизирует их внимание, делает процесс запоминания эффективным. Учащиеся знают, что получат вопросы с вариантами ответов, которые нужны учителю для того, чтобы проверить степень осведомленности аудитории и не давать лишнюю информацию в лекционном материале. Если ответы слабые, лектор подробно излагает материал и в конце повторяет вопросы. Лекцию с обратной связью удобно проводить в компьютерном классе, так как использование компьютера значительно сокращает время на получение и обработку информации учителем.

     Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка , мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: они обеспечивают мыслительную активность каждого учащегося, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний.

                                                           Литература

1.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Воронеж: Издательство «Учитель», 2001.

2.     Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-методическое пособие для учителей, методистов, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов -на-  Дону: Издательство «Учитель», 2003.

3.     Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПБ.: КАРО, 2005.

 


 

Использование вузовских технологий обучения в преподавании русского языка в школе

Использование вузовских технологий обучения в преподавании русского языка в школе

Лекция-дискуссия нужна учителю тогда, когда он ставит целью урока не только развивать критическое мышление учащихся , их креативность, но и совершенствовать их коммуникативные умения

Лекция-дискуссия нужна учителю тогда, когда он ставит целью урока не только развивать критическое мышление учащихся , их креативность, но и совершенствовать их коммуникативные умения

Литература 1. Кульневич

Литература 1. Кульневич
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2021