Использование вузовских технологий обучения в преподавании русского языка в школе
В преподавании русского языка в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: лекции-дискуссии, лекции-консультации, лекции-беседы, лекции с обратной связью.
Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Назовем некоторые основные моменты, связанные с современным пониманием возможностей школьной лекции на уроке русского языка.
Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». Рассмотрим особенности школьной лекции, схожей с вузовской:
во-первых, лекция дает возможность учителю преподнести материал блоком, экономя время на уроке;
во-вторых, лекция помогает изложить сложную научно-учебную проблему;
в-третьих, лекция учит школьника рассуждать аргументированно.
Лекционную технологию обучения имеет смысл применять, начиная с 8-9 класса. Для лекции могут быть предложены такие темы: 8 класс- «Второстепенные члены предложения», 9 класс- «Сложноподчиненное предложение», 10 класс- «Текст», 11 класс- «Стили речи».
Классическая школьная лекция имеет структуру.
1. Актуализация темы, определение задания.
2. Слушание лекции.
3. Работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.
4. Обсуждение выполнения заданий.
5. Подведение итогов.
6. Рекомендация дополнительной литературы.
В школе используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция –консультация, лекция –беседа, лекция с обратной связью.
Лекция-дискуссия нужна учителю тогда, когда он ставит целью урока не только развивать критическое мышление учащихся , их креативность, но и совершенствовать их коммуникативные умения. Например, в 9 классе он может организовать ее по темам, которые повторяются и осмысливаются в конце учебного года: «Роль языка в жизни общества» , «Место русского языка среди языков мира».Учитель, понимая явную дискуссионность вопроса, может провести лекцию-дискуссию. Читая лекцию, учитель делает продолжительные интервалы в изложении блоков материала для того, чтобы школьники свободно высказывались по заинтересовавшим их проблемам. В конце лекции-дискуссии обязательно звучат выводы.
Лекция-консультация организуется, если учитель ставит цель способствовать усвоению теоретического материала, формировать коммуникативное умение правильно формулировать вопросы. В таком случае половину учебного времени учитель отводит на лекцию, а в оставшееся время отвечает на вопросы. Например, после чтения лекции на тему «Официально-деловой стиль речи» вопрос может быть таким «Может ли в официальных бумагах присутствовать описание?» В заключение лектор подводит итоги.
Лекция-беседа наиболее часто используется в школьной аудитории. Ее назначение состоит в том, чтобы привлечь внимание учеников к важным вопросам в процессе общения. Учитель побуждает школьников искать ответы на поставленные вопросы, размышлять вместе с ним. Коммуникативная направленность лекции-беседы придает обучению личностный характер. Для организации лекции-беседы подходит практически любой программный материал по русскому языку в старших классах. Лектор может считать свою задачу выполненной, если он слышит, как ученик говорит: по моему мнению, я полагаю, я считаю.
Лекция с обратной связью дисциплинирует учащихся, активизирует их внимание, делает процесс запоминания эффективным. Учащиеся знают, что получат вопросы с вариантами ответов, которые нужны учителю для того, чтобы проверить степень осведомленности аудитории и не давать лишнюю информацию в лекционном материале. Если ответы слабые, лектор подробно излагает материал и в конце повторяет вопросы. Лекцию с обратной связью удобно проводить в компьютерном классе, так как использование компьютера значительно сокращает время на получение и обработку информации учителем.
Итак, рассмотрев основные вузовские педагогические технологии, которые используются в современной школе при преподавании русского языка , мы можем сделать вывод об их несомненной ценности: они обеспечивают мыслительную активность каждого учащегося, развивают его самостоятельность, повышают авторитет знаний.
Литература
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Воронеж: Издательство «Учитель», 2001.
2. Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-методическое пособие для учителей, методистов, классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов -на- Дону: Издательство «Учитель», 2003.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПБ.: КАРО, 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.