УДК 37.026:811.161.1
Изучение местоимений в начальном курсе русского языка
Исаева Л.А., кандидат филологических наук., доцент,
Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный.
e-mail: lora.isaeva.68@mail.ru
Абдулкаримова П.Б., студентка 3 курса магистратуры ИД и 30,
Чеченский государственный педагогический университет, г.Грозный, Россия, e-mail: pema.12@mail.ru
Изучение местоимений в начальном курсе русского языка
Аннотация. Местоимения составляют весьма своеобразную категорию слов в системе частей речи. По значению, способам изменения и синтаксической роли в предложении они соотносятся с именами существительными, прилагательными и числительными.
Одна из задач изучения темы «Местоимение» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным.
Ключевые слова: местоимения, учебная деятельность, младшие школьники, уроки русского языка.
Place of study for the initial Russian language course
Isaeva L.A., candidate of philological sciences, associate professor,
Chechen State Pedagogical University, Grozny.
email: lora.isaeva.68@mail.ru
Abdulkarimova P.B., 3rd year master’s student ID and 30,
Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: pema.12@mail.ru
Annotation. Pronouns constitute a very unique category of words in the system of parts of speech. According to their meaning, methods of change and syntactic role in a sentence, they correlate with nouns, adjectives and numerals.
One of the objectives of studying the topic “Pronoun” is to eliminate speech errors associated with the use of pronouns, both in students’ oral and written speech. Besides everything, the use of pronouns in speech is a matter of style. In this regard, the teacher’s task is to bring to the consciousness of students the stylistic function of personal pronouns - to eliminate unnecessary repetition of the same word. At the same time, it is necessary to teach children to use pronouns correctly. So, if the pronoun is located far from the word that is being replaced, then the pronoun becomes incomprehensible. If the same pronoun is repeated several times in a row, then it becomes as undesirable as a repeated noun. Then the noun should be replaced not with a pronoun, but with a synonym for this noun.
Key words: pronouns, educational activities, primary schoolchildren, Russian language lessons.
В современных исследованиях актуальным стало изучение теоретических основ начального курса морфологии в школе. Это исследование пытается выявить роль местоимения в структуре русской части речи и определить наиболее эффективные методы обучения местоимения у младших школьников.
Русский язык занимает важное место в школьной программе, и морфология, изучающая грамматические характеристики слов, является важной её частью. Теоретические аспекты морфологии изучаются уже в начальной школе, включая информацию о грамматических классах слов, образовании форм, и морфологических категориях.
Части речи представляют собой важный объект обсуждения в лингвистике. Каждая из них имеет свои функции, которые помогают нам выражать мысли ясно и красочно. В современном русском языке части речи разнообразны и классифицируются по различным признакам, используя морфологический, лексико-грамматический и историко-типологический подходы. Особое внимание уделяется местоимению, которое указывает на предметы, лица, признаки и количество, не называя их напрямую.
В области обучения русскому языку в начальной школе постоянно проводятся исследования с целью улучшения учебного процесса. Современное обучение русскому языку представляет собой многообразный подход. Для этого используются разнообразные учебные материалы, в которых представлены различные методы изучения морфологии, которые также могут быть полезными для развития учеников в других предметах [1, c. 304].
Эффективное обучение морфологии в начальной школе требует от учителя глубокого понимания теоретического материала, учета сложности морфологических тем, и понимания особенностей учеников младшего школьного возраста. Конечной целью является развитие способности детей к правильному определению основных частей речи и использованию определенных критериев при их анализе: лексическое значение, грамматические признаки, изменяемость и синтаксическая роль в предложении.
Местоимения - это часть речи, которая заменяет существительные или указывает на них без конкретного упоминания. Изучение местоимений в начальном курсе русского языка играет важную роль, так как они являются основой для формирования связных и грамматически правильных предложений. Изучение местоимений в начальном курсе русского языка помогает учащимся строить правильные предложения, понимать принадлежность и указывать на предметы и лица в пространстве. Это важный этап в освоении грамматики и обогащении словарного запаса [4, c. 440].
Местоимения позволяют строить грамматически правильные предложения и обеспечивают связность текста. Они помогают избегать повторений существительных и делают речь более легкой для понимания. Учение различных видов местоимений также обогащает словарный запас учащихся и помогает им точнее и богаче выражать свои мысли. Знание местоимений способствует формированию навыков грамотного общения, так как они играют важную роль в повседневном языке.
Методика преподавания местоимений в средней школе требует дальнейшего развития и усовершенствования. Учебная программа для начальной школы уже включает изучение местоимений. Изучение местоимений как части речи включает анализ общего смысла слов, их грамматических характеристик и функции в предложении. Изучение местоимений как лингвистического явления способствует повышению интереса детей к предмету и обогащению их словарного запаса.
Для успешного обучения морфологии в начальной школе и подготовки учеников к дальнейшей образовательной ступени важно определить методические условия и решить возникающие проблемы.
Местоимения имеют свои особенности: они не называют объекты, а указывают на них относительно говорящего (личные местоимения), обладают общностью смысла и грамматическими свойствами, такими как род и число. Это абстрактное понятие и многообразие языковых проявлений, объединенных в категорию "местоимения", делают его трудным для освоения в начальной школе. Учебники определяют местоимения как слова (я, ты, он, она, мы, вы, они) указывающие на объекты, но не называющие их. В учебном процессе уделяется внимание пониманию грамматических характеристик местоимений и их важной роли в языке. Для лучшего усвоения материала используются загадки, диалоги и тексты с местоимениями различных лиц и чисел. Анализируя тексты, учащиеся определяют синтаксическую роль местоимений в предложении и осознают их значение для обозначения лица говорящего и собеседника. Они также запоминают личные местоимения единственного и множественного числа, что важно для правильного использования глаголов в предложениях [2, c. 296].
Изучение местоимений в начальном курсе русского языка играет важную роль и имеет значимость для формирования правильной и грамматически верной речи. Местоимения являются частями речи, заменяющими существительные, их употребление позволяет избегать повторений в тексте и делает речь более лаконичной и разнообразной. Это позволяет учащимся научиться правильно выбирать и склонять местоимения в соответствии с родом, числом, падежом и лицом. Это важно для правильного построения предложений, согласования местоимений с другими частями речи и понимания их роли в предложении. Знание местоимений также важно для развития навыков чтения и понимания текста. Зная значения различных местоимений, учащиеся могут более легко понимать содержание прочитанного текста и составлять свои собственные предложения на основе прочитанного материала. [3, c. 728].
Для младших школьников наибольшей сложностью является формирование предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соблюдение этих грамматических норм в речи. Часто дети нарушают эти нормы:
- употребляют «подошел к ей, к ему» вместо «к ней, к нему», опуская звук «н»;
- при образовании местоимений женского рода 3-го лица в родительном падеже с предлогами типа «у неё», «от неё», «для неё» используют разговорные формы: «у ней», «от ней», «возле ней» и др.;
в) допускают ошибки в словосочетаниях, образованных по способу управления.
Знание местоимений также помогает учащимся строить правильные предложения и проверять согласование местоимений с другими частями речи, такими как глаголы, прилагательные и существительные. Это способствует формированию грамматически корректной речи и развитию навыков грамотного письма. Изучение местоимений также способствует развитию навыков чтения и понимания текста. Знание различных типов местоимений (личные, вопросительные, указательные и др.) помогает учащимся правильно интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте, и лучше понимать взаимосвязи между разными частями предложения.
Более того, изучение местоимений также способствует развитию коммуникативных навыков. Умение использовать местоимения помогает учащимся выражать свои мысли более точно и экономично, обращаться к другим людям, задавать вопросы и выражать своё мнение.
Для коррекции ошибок при изучении местоимений рекомендуется применять специальные устные и письменные упражнения, направленные на правильное использование предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соблюдение данных норм в устной и письменной речи. Особое внимание следует уделить появлению звука «н» у местоимений 3-го лица после глаголов.
Местоимения позволяют учащимся строить грамматически корректные предложения, избегая множественных повторений существительных. Это способствует формированию навыков грамотного языкового выражения. Местоимения помогают учащимся создавать связные тексты, обеспечивая логическую последовательность и непрерывность рассказа или высказывания. Использование местоимений позволяет экономить языковые ресурсы, так как они заменяют длинные и сложные выражения. Это делает язык более кратким и ясным. Изучение разных видов местоимений (личных, притяжательных, указательных, вопросительных, относительных) обогащает словарный запас учащихся и помогает им более точно и разнообразно выражать свои мысли. Знание местоимений помогает учащимся легче понимать тексты, так как они часто встречаются в литературе, научных работах и в повседневных общениях. Изучение местоимений способствует формированию навыков грамотного общения, что важно для успешного общения как в учебной, так и в повседневной жизни. Таким образом, изучение местоимений в начальном курсе русского языка имеет фундаментальное значение для развития языковых компетенций и обогащения коммуникативных навыков учащихся.
Список используемых источников:
1. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Ганапольская Е. В., Волошинова Т. Ю. – М.: Юрайт, 2019. – 304 с.
2. Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. – М.: Едиториал УРСС, 2020. – 296 с.
3. Мустайоки А., Сабитова З. К., Парменова Т. В. Функциональный синтаксис русского языка. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 728 с.
4. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 251 с. – ISBN 978-5-534-17270-6.
5. 5. Методика обучения русскому языку в начальной школе : учебник и практикум для вузов / под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с. — ISBN 978-5-534-15816-8.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.