СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Оценка 4.7

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Оценка 4.7
docx
06.02.2024
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: "ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЙ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
статья на публикацию .docx

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЙ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Исаева Л.А., кандидат филологических наук., доцент,

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный.

e-mail: [email protected]

 

Абдулкаримова П.Б., студентка 2 курса магистратуры ИД и ЗО,

Чеченский государственный педагогический университет,

г.Грозный, Россия, e-mail: pema.12@mail.ru

          

Аннотация. Данная статья посвящена основным подходам к изучению местоимений в начальной школе на уроках русского языка. Местоимения играют важную роль в построении предложений и выражении отношений между предметами и лицами.

Актуальность данной статьи обусловлена несколькими факторами. Во-первых, изучение местоимений является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе при изучении русского языка. Местоимения имеют большое значение в формировании правильной и грамматически корректной речи у детей. Правильное использование местоимений способствует ясности и эффективности выражения мыслей и идей. Во-вторых, изучение местоимений может представлять сложности для учащихся, особенно для тех, кто только начинает изучать русский язык. Недостаточное владение местоимениями может привести к ошибкам в построении предложений и неправильному передаче значений. Поэтому актуальность статьи состоит в предоставлении педагогам и учителям начальной школы надежных и эффективных подходов и методов обучения местоимениям. Целью исследования является определение основных подходов к изучению местоимений, которые применяются на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: изучение местоимений, русский язык, начальная школа, методика обучения, эффективные подходы.

          

MAIN APPROACHES TO TEACHING PRONOUNS IN PRIMARY SCHOOL RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

 

Isaeva L.A., candidate of philological sciences, associate professor

Chechen State Pedagogical University, Grozny.

e-mail: [email protected]

Abdulkarimova P.B., student of the 2nd year of the master's program

 Chechen State Pedagogical University,

Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Annotation. This article is devoted to the main approaches to the study of pronouns in primary school in Russian language lessons. Pronouns play an important role in the construction of sentences and the expression of relations between objects and persons.

The relevance of this article is due to several factors. Firstly, the study of pronouns is an integral part of the educational process in primary school when learning Russian. Pronouns are of great importance in the formation of correct and grammatically correct speech in children.

The correct use of pronouns contributes to the clarity and effectiveness of the expression of thoughts and ideas. Secondly, learning pronouns can be difficult for students, especially for those who are just starting to learn Russian. Insufficient possession of pronouns can lead to errors in the construction of sentences and incorrect transmission of meanings. Therefore, the relevance of the article is to provide teachers and primary school teachers with reliable and effective approaches and methods of teaching pronouns.

The purpose of the study is to determine the main approaches to the study of pronouns that are used in Russian language lessons in elementary school.

Keywords: learning pronouns, Russian language, primary school, teaching methods, effective approaches.

 

Местоимения являются грамматическими категориями русского языка, которые заменяют существительные или указывают на них. Они играют важную роль в построении предложений, обозначении предметов, лиц и понятий, а также в установлении связей между ними.

В начальной школе изучение местоимений является одной из ключевых задач в рамках обучения русскому языку. Основная цель состоит в формировании навыков правильного использования местоимений и развитии языковых навыков у учащихся.

На уроках русского языка в начальной школе учащиеся знакомятся с различными типами местоимений, такими как личные, притяжательные, указательные, вопросительные и неопределенные. Они учатся распознавать местоимения в тексте, определять их роль и функцию в предложении, а также правильно выбирать и использовать соответствующие местоимения в своей речи.

Для обучения местоимениям в начальной школе используются различные методы и приемы. Они включают в себя объяснение правил использования местоимений, выполнение упражнений на их заполнение, анализ текстов и создание собственных предложений с использованием местоимений. Также применяются игры и интерактивные активности, которые способствуют активному участию учащихся и помогают им закрепить знания.

Изучение местоимений в начальной школе имеет важное педагогическое значение. Оно способствует развитию коммуникативных навыков у учащихся, обогащает их словарный запас и помогает сформировать грамотную и грамматически правильную речь.

В целом, изучение местоимений в русском языке на начальной школьной ступени направлено на развитие языковых навыков и формирование у учащихся грамотности в использовании местоимений, что является важным фундаментом для успешного общения и продолжения обучения русскому языку.

Далее охарактеризуем основные подходы к изучению местоимений в русском языке в начальной школе.

Основные подходы к изучению местоимений в русском языке на начальной школьной ступени включают следующие методы и стратегии:

1. Объяснение правил является одним из основных подходов к изучению местоимений в русском языке на начальной школьной ступени. При этом подходе учителя предоставляют учащимся основные правила и принципы использования местоимений.

Во время объяснения правил, учителя обычно освещают следующие аспекты:

1) Определение местоимений: Объясняется, что местоимения – это слова, которые заменяют существительные или указывают на конкретные лица, предметы, места или времена. Учащиеся узнают, что местоимения используются для избежания повторений и упрощения речи.

2) Различные типы местоимений: Учащиеся знакомятся с различными типами местоимений, такими как личные, притяжательные, указательные, вопросительные и относительные. Учителя объясняют, как каждый тип местоимений выполняет свою уникальную функцию в предложении.

3) Грамматические формы местоимений: Учащиеся узнают о различных грамматических формах местоимений, таких как именительный, родительный, дательный, винительный и т. д. Учителя объясняют, как правильно выбирать формы местоимений в зависимости от их грамматической роли в предложении.

4) Правила согласования: Учащиеся узнают о правилах согласования местоимений с существительными, а также с числительными и глаголами. Учителя объясняют, как правильно выбирать формы местоимений, чтобы они согласовывались с другими словами в предложении.

5) Примеры использования: Важной частью объяснения правил является предоставление примеров использования местоимений в разных контекстах. Учителя приводят предложения и диалоги, в которых демонстрируется корректное использование местоимений.

Объяснение правил является первым шагом в изучении местоимений и помогает учащимся понять основные принципы и правила их использования. Это обеспечивает базовое понимание местоимений и служит основой для более глубокого изучения и практики.

2. Упражнения на заполнение пропусков являются эффективным методом для закрепления и практики использования местоимений в русском языке на начальной школьной ступени.

Эти упражнения помогают учащимся активно применять изученные правила и закреплять навыки выбора и использования правильных форм местоимений в контексте предложений.

Примеры упражнений на заполнение пропусков с местоимениями:

1) Заполните пропуски подходящими местоимениями:

   а) ... девочка играет в парке.

   б) Он и ... сестра смотрят фильм.

   в) Знаешь ли ты, где ... телефон? [4, с. 24].

Заполним пропуски подходящими местоимениями:

а) Моя девочка играет в парке.

б) Он и его сестра смотрят фильм.

в) Знаешь ли ты, где мой телефон?

В этих предложениях использованы личные местоимения «Моя», «его» и «мой» для указания на конкретных людей или вещи в контексте предложений.

2) Выберите правильное местоимение, чтобы заполнить пропуски:

   а) Учитель дал ... (мне/моему) задание.

   б) Мы пойдем в кино вместе с ... (нами/нам).

   в) Он пригласил ... (ее/ей) в кино [4, с. 25].

Выберем правильные местоимения, чтобы заполнить пропуски:

а) Учитель дал мне задание.

б) Мы пойдем в кино вместе с нами.

в) Он пригласил ее в кино.

В этих предложениях использованы личные местоимения в соответствующих формах: «мне» вместо «моему» в предложении (а), «нами» вместо «нам» в предложении (б), и «ее» вместо «ей» в предложении (в).

3) Заполните пропуски местоимениями в нужной форме:

   а) Я видел этот фильм. Он ... (интересный).

   б) Она купила новые кроссовки. ... (Он/Она) очень довольна.

   в) Мы заказали пиццу. Теперь ... (она) будет доставлена [4, с. 27].

Заполним пропуски местоимениями в нужной форме:

а) Я видел этот фильм. Он интересный.

б) Она купила новые кроссовки. Она очень довольна.

в) Мы заказали пиццу. Теперь она будет доставлена.

В этих предложениях использованы местоимения «он» и «она» в соответствующей форме, чтобы указать на определенные объекты или людей в контексте предложений.

Упражнения на заполнение пропусков с местоимениями помогают учащимся развивать навыки правильного выбора и использования местоимений в соответствии с контекстом.

3. Анализ текстов является важной частью изучения местоимений в начальной школе на уроках русского языка. Данный анализ позволяет учащимся разобрать текст на составляющие его элементы, включая местоимения, и понять их роль и функцию в контексте.

В процессе анализа текстов учащиеся могут выполнять следующие задачи:

1) Идентификация местоимений: Ученики должны определить, какие слова в тексте являются местоимениями. Это может быть выполнено путем обращения внимания на слова, которые заменяют имена существительные или указывают на людей, предметы или места.

2) Определение типов местоимений: Ученики могут выделить различные типы местоимений, такие как личные, притяжательные, указательные, вопросительные и относительные местоимения. Это помогает им понять различия в использовании и функциях каждого типа местоимений.

3) Анализ роли местоимений: Ученики могут определить, какие предметы или лица заменяются местоимениями в тексте. Это помогает им понять, как местоимения способствуют ясности и экономии речи.

4) Изучение согласования: Учащиеся могут обратить внимание на согласование между местоимениями и теми словами, которые они заменяют.

Они могут анализировать соответствие по роду, числу и падежу, чтобы понять, как правильно выбирать формы местоимений.

Анализ текстов позволяет учащимся активно применять изученные правила и принципы использования местоимений на практике. Это помогает им развивать навыки восприятия и понимания текстов, а также уверенность в использовании местоимений при чтении и написании на русском языке [2, с. 31-35].

4. Создание собственных предложений отличный способ практиковать использование местоимений в русском языке. Вот несколько шагов, которые могут помочь вам создавать свои предложения:

1) Выберите существительное, которое будет центральным словом в вашем предложении. Можете выбрать предмет, животное, человека или абстрактное понятие.

2) Определите форму существительного в соответствии с его родом, числом и падежом. Это поможет вам выбрать правильное местоимение.

3) В зависимости от рода, числа и падежа существительного, выберите подходящее местоимение, которое будет заменять его в предложении. Обратите внимание на правильную форму местоимения.

4) Постройте предложение используя выбранное местоимение в предложении, заменяя существительное. Обратите внимание на правильную грамматическую конструкцию предложения и порядок слов.

5) Проверьте свое предложение на правильность использования местоимений и грамматическую корректность. Исправьте ошибки, если они есть.

- Моя подруга сделала фотографию. Она выложила ее в социальные сети.

- Я прочитал интересную книгу. Она захватывает с самого начала.

- Мой брат купил себе новый ноутбук. Он очень мощный и стильный.

- Мы с семьей съездили на пикник. Мы провели его в парке, он был очень веселым.

- Ты слышал новую песню? Она стала очень популярной.

- Они построили новый дом. Он выглядит очень современно и уютно.

Практика создания собственных предложений поможет вам лучше запомнить и применять местоимения в различных контекстах. Это также поможет развить вашу способность строить грамматически правильные предложения и использовать местоимения естественным образом [4, с. 30].

5. Игры и интерактивные задания помогают учащимся запоминать и применять местоимения в игровой форме. Это делает процесс изучения более интересным и привлекательным для детей.

Игры и интерактивные активности являются эффективным способом обучения и закрепления знаний о местоимениях в начальной школе. Они делают процесс изучения более интересным, вовлекающим и запоминающим. Вот несколько примеров игр и активностей, которые можно использовать для изучения местоимений:

1) Местоименная эстафета: Разделите класс на две команды. Подготовьте карточки с предложениями, в которых нужно заменить существительные местоимениями. Участники команды должны бегать к доске и заменять существительные на местоимения, а затем бежать обратно и передавать эстафету следующему участнику. Команда, выполнившая больше заданий за определенное время, выигрывает.

2) Местоименная викторина: Подготовьте вопросы о местоимениях, включающие знание правил согласования и правильного использования местоимений.

Проведите викторину в классе, где ученики отвечают на вопросы и зарабатывают баллы за правильные ответы. Это поможет им повторить и закрепить правила использования местоимений.

3) Местоименная игра «Чей это предмет?»: Подготовьте набор картинок с различными предметами. Покажите каждую картинку и задайте вопрос: «Чей это предмет?» Ученики должны использовать местоимения для описания, кому принадлежит предмет. Например: «Это его книга» или «Это ее ручка». Эта игра поможет ученикам практиковать правильное использование местоимений в контексте владения.

4) Местоименная головоломка: Подготовьте головоломку, где ученикам нужно решить задание, заполнив пропуски в предложениях с помощью правильных местоимений. Например: «Кто взял мои карандаши? – Это ______ карандаши». Ученики должны использовать свои знания о местоимениях, чтобы правильно заполнить пропуски.

Игры и интерактивные активности помогают детям активно участвовать в процессе обучения и развивать навыки использования местоимений [3, с. 20-25].

6. Дифференцированный подход в изучении местоимений в начальной школе означает, что учителя принимают во внимание различные потребности и уровни учащихся и предлагают разнообразные стратегии и методы обучения, чтобы соответствовать их индивидуальным особенностям. Вот некоторые примеры дифференцированных подходов:

1) Групповая работа: Учителя могут организовывать групповые задания, где учащиеся с разным уровнем подготовки сотрудничают друг с другом. Это позволяет старшим ученикам помогать младшим и создает атмосферу взаимопомощи и сотрудничества.

2) Индивидуальные задания: Учителя могут предоставлять индивидуальные задания, которые соответствуют конкретным потребностям и уровню каждого ученика.

Некоторым ученикам может потребоваться дополнительная практика, тогда как другим нужно более сложные задания для расширения их знаний.

3) Использование различных материалов и ресурсов: Учителя могут предлагать разнообразные материалы для изучения местоимений, включая картинки, аудиозаписи, видео и интерактивные приложения. Это помогает учащимся с разными типами обучения воспринимать информацию и практиковать использование местоимений.

4) Опорные материалы и подсказки: Учителя могут предоставлять опорные материалы, такие как таблицы с правилами использования местоимений или списки примеров, чтобы учащиеся могли обратиться к ним при необходимости. Это помогает им запомнить правила и применять их в практике [5, с. 22-25].

Дифференцированный подход позволяет учителям адаптировать обучение местоимениям под индивидуальные потребности каждого ученика, что способствует более эффективному усвоению материала и повышает общий успех всех учеников в классе.

Все эти подходы совместно способствуют эффективному изучению местоимений в русском языке на начальной школьной ступени.

Они помогают учащимся понять основные концепции местоимений, развивают навыки их использования и способствуют формированию грамотной речи.

В завершении нашей статьи можно подчеркнуть важность изучения местоимений в начальной школе на уроках русского языка. Местоимения играют значимую роль в формировании корректной и грамматически правильной речи у детей, а также в построении предложений и выражении отношений между предметами и лицами. Эффективное изучение местоимений требует применения разнообразных подходов и методов, таких как объяснение правил, упражнения на заполнение пропусков, анализ текстов, создание собственных предложений, игры и интерактивные активности.

Изучение местоимений в начальной школе является важным этапом развития языковых навыков у детей и создает прочную основу для дальнейшего изучения русского языка. Педагоги и учителя начальной школы должны стремиться к использованию современных и эффективных подходов, которые позволят учащимся уверенно и грамотно использовать местоимения в своей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1. Бунеева, Е.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования [Текст] / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 3. – С. 3-5.

2. Вердиева, Л.Т. Формирование орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Л.Т. Вердиева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 12-4. – С. 31-35.

3. Грушников, П.А. Работа словом на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / П.А. Грушников. – М.: Просвещение, 2012. –С.  20-25.

4. Данилов, М.А., Есипов Б.П. Дидактика [Текст] / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957. – С. 24-30.

5. Дворецкая, А.В. Использование наглядного материала при формировании орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / А.В. Дворецкая // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 3-2. – С. 22-25.

6. Канакина В.П., Горецкий В.П. «Русский язык. 4 класс. Часть 1. Учебник».  Издательство Мнемозина,  2018. ISBN: 978-5-408-01124-1.

7. Канакина В.П., Горецкий В.П. «Русский язык. 4 класс. Часть 2. Учебник».  Издательство Мнемозина,  2018. ISBN: 978-5-408-01124-1.

8. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 468 с.

9. Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1-4 класс. Справочник. Издательство просвещение/дрофа 2022.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕСТОИМЕНИЙ

Annotation. This article is devoted to the main approaches to the study of pronouns in primary school in

Annotation. This article is devoted to the main approaches to the study of pronouns in primary school in

Изучение местоимений в начальной школе имеет важное педагогическое значение

Изучение местоимений в начальной школе имеет важное педагогическое значение

Объяснение правил является первым шагом в изучении местоимений и помогает учащимся понять основные принципы и правила их использования

Объяснение правил является первым шагом в изучении местоимений и помогает учащимся понять основные принципы и правила их использования

Заполним пропуски местоимениями в нужной форме: а)

Заполним пропуски местоимениями в нужной форме: а)

Определите форму существительного в соответствии с его родом, числом и падежом

Определите форму существительного в соответствии с его родом, числом и падежом

Проведите викторину в классе, где ученики отвечают на вопросы и зарабатывают баллы за правильные ответы

Проведите викторину в классе, где ученики отвечают на вопросы и зарабатывают баллы за правильные ответы

Дифференцированный подход позволяет учителям адаптировать обучение местоимениям под индивидуальные потребности каждого ученика, что способствует более эффективному усвоению материала и повышает общий успех всех учеников в…

Дифференцированный подход позволяет учителям адаптировать обучение местоимениям под индивидуальные потребности каждого ученика, что способствует более эффективному усвоению материала и повышает общий успех всех учеников в…

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2024