Как сделать урок интересным?
Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Может и должен! Но преподавание для этого нужно построить прежде всего как курс развития речи и мышления.
Арсенал приемов, обеспечивающих успешное достижение названных целей, достаточно обширен. Назовем некоторые из них.
Почти на каждом уроке может быть использован текст, который под диктовку записывается учащимися. В зависимости от цели урока и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом. Воспитательное воздействие связного текста бесспорно. При этом текст наглядно показывает взаимосвязь и взаимодействие всех элементов грамматики. Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии, вызывают у ребят интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее.
Если на разных этапах урока поговорить о взволновавших детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как что-то лично им необходимое, интересное.
Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные задачи.
Игровые моменты могут возникнуть практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм. Задания для синтаксических, морфологических и других турниров могут готовиться детьми самостоятельно. Например, дома ученики подбирают примеры из стихотворений, иллюстрирующие то или иное правило, формулируют их на основе задания и на уроке предлагают одноклассникам. Задания могут быть разнообразными: найти слова с переносным значением, определить спряжение глагола, выделить основу предложения.
«Музыкально-литературный диктант» поднимает урок на более высокий эмоциональный уровень. Тематически объединенный с текстом, используемым на уроке, такой диктант выполняет эстетическую функцию, он обостряет восприятие школьниками поставленной перед ними проблемы и «погружает» их в текст художественного произведения. Затем дети выполняют грамматические задания.
Прием «открытия темы» опирается на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, в интересной форме поставленную учителем. Стимулирует творческую деятельность детей совпадение формулировок правил, выведенных в процессе беседы с учителем, которые даны в учебнике.
На всех этапах урока большое значение имеет личность и слово учителя. Слово учителя- традиционное объяснение нового материала или беседа по прйденному- может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Ученикам предлагается написать диктант-сказку, киносценарий, репортаж с места событий .
Устойчивость любого знания определяется прочностью «фундамента» и «плавностью» соединения несущих конструкций. Фундамент данной системы работы на уроке русского языка – личность учителя, способность связать в единое целое все элементы урока и через интерес, любовь к предмету добиться результатов: научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по- доброму мыслить.
Предложенные формы работы и стиль общения с учащимися могут сообщить импульс дальнейшей самостоятельной творческой деятельности учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.