Баева Е.А. (kataybaeva@yandex.ru)
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ (ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ)
Baeva Ekaterina
COMPUTER TECHNOLOGIES AS THE MEANS OF THE GIFTED CHILDREN’S DEVELOPMENT
_________________________
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Устанская средняя общеобразовательная школа» Нижегородской области Уренского района.
Большую роль в раннем развитии одаренности детей играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними мы применяем индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные). На собственном опыте обучения детей можно сделать вывод, что наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является применение современных информационно-коммуникационных технологий.
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
электронные энциклопедии и справочники;
тренажеры и программы тестирования;
образовательные ресурсы Интернета;
DVD и CD с картинками и иллюстрациями;
видео-и аудиотехника;
научно-исследовательские работы и проекты.
В наше время широко применяются электронные учебники и пособия для мультимедийного проектора. Хочется рассмотреть все плюсы применения данных технологий как средства развития одаренности детей на любой стадии обучения.
Электронный учебник выполняет две основные функции:
является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация процесса, в том числе и самообразование учеников.
Чем же помогут данные средства ИКТ в развитии одаренности детей? Во-первых, Интернет делает электронные учебники доступным из
практически любой точки мира. Кроме того, они существенным образом обогащают традиционные формы обучения, так как позволяют включать в него огромное количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания.
Электронный учебник необходим, потому что он:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т. п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.
Каковы преимущества электронного учебника по сравнению с традиционными (печатными) учебниками?
1. Возможность наполнения мощными наглядными средствами. Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, различные активные элементы типа регистрационных форм, тестовых интерактивных заданий, других мультимедийных возможностей.
2. Компактность хранения огромных массивов информации. Электронные книги и другие издания имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками по количеству, разнообразию и полноте содержащейся информации. Так, на одном диске CD-ROM объёмом 650 Мб помещается около 4000 книжных томов, что соответствует большой домашней библиотеке!
3. Удобство редактирования. Если преподаватель имеет по своему предмету учебную информацию в электронной форме, он достаточно быстро перекомпоновывает её, вносит изменения и исправления.
4. Доступность. Преподаватель может в любой момент разместить весь учебник или его компоненты и исправления на web-странице в Интернете или на образовательном сервере учебного заведения для одновременного доступа к ней всех своих студентов.
5. Интерактивность. Студенты, в свою очередь, самостоятельно пополняют такой электронный учебник своими работами.
6. Удобство обращения. Система поиска поможет каждому пользователю почти мгновенно «открывать» в таком учебнике любой материал.
7. Вариативность в исполнении. Электронному учебнику можно придать любую удобную для чтения форму —цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению.
8. Дешевизна. Создание и оформление учебника в принципе не предусматривает специальных расходов (кроме наличия компьютера и времени на его создание).
9. Вечность. Если рукописи, по известной поговорке, не горят (но, во всяком случае, тлеют), то электронный учебник, созданный в цифровом формате, практически вечен, не боится износа и старения.
10. Мобильность. Материал из электронного учебника может оперативно рассылаться по электронной почте, записываться на компакт-диске или помещаться на образовательном web-сайте и в Интернете.
Электронный учебник, являясь полифункциональным средством, способен заменить некоторые из традиционных средств обучения, что положительным образом скажется на развитии ребенка. Принцип |
Дидактический (методический) план |
Технический план |
Принцип личностного целеполагания ученика |
В состав ЭУ включаются материалы, предполагающие самоопределение учащегося по отношению к изучаемым темам и основным понятиям, задания на постановку индивидуальных целей разных уровней. Возможно также соотнесение целей с индивидуальной образовательной траекторией. |
Электронный учебник интегрируется с персональной компьютерной базой данных, в которую заносятся цели ученика, данные о характере его занятий с учебником и т. п. |
Принцип выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории |
Выбор образовательных компонентов из предлагаемого в ЭУ набора, а также создание собственных элементов своей образовательной траектории. |
Конструирование индивидуальной образовательной траектории программными средствами. Одновременная презентация обучаемыми разных работ по одному и тому же вопросу. |
Принцип метапредметных основ содержания образования |
Включение в ЭУ метапредметов или отдельных метапредметных тем, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов. |
Ссылки на ресурсы Интернета по метапредметным темам. |
Принцип продуктивности (творческости) обучения |
Направленность на приращение к известным знаниям новых, на сотворение обучаемыми образовательного продукта. |
Включение в ЭУ творческих заданий, интерактивных программ |
Принцип первичности образовательной продукции ученика по отношению к изучаемому материалу (сначала создай сам, потом изучи стандарты) |
Личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области, применение эвристических методов обучения. |
Расположение материала в ЭУ в определенной последовательности, когда обучаемому, например, представляется совокупность фактов, которые он сравнивает с уже имеющимися знаниями, а потом излагает собственные выводы и сопоставляет их с научными выводами. |
Принцип ситуативности обучения |
Создание или использование образовательных ситуаций: представление примеров, явлений, фактов из жизни или окружающего мира и их анализ обучаемым на основе полученных знаний. |
Компьютерное моделирование ситуаций или включение в ЭУ ситуативных заданий. |
Принцип образовательной рефлексии |
Осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений. |
Анкетирование, графическое изображение происходящих изменений, промежуточные оценки при выполнении тестовых заданий. |
Литература
1. Дистанционный курс ЦДО «Эйдос» «Электронный учебник: педагогические основы разработки». Ведущий: Андрианова Г.А., канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник ИСМО РАО, г. Москва.
2. Хуторской А.В. Электронный учебник. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторской. —М: ИОСО РАО, 2000. —304 с.
3. Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании / Т.С. Буторина, Е.В. Ширшов // Тезисы докладов семинар (7 сентября 2000 года, г. Москва). —М.: изд-во МЭСИ, 2000. —140 с.
4. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография / Л.Х. Зайнутдинова. —Астрахань: изд-во «ЦНТЭП», 1999. —364 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.