СТАТЬЯ НА ТЕМУ: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ (ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ (ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ)

Медиа
docx
27.11.2019
Публикация на научной конференции Архангельск..docx

 

 Баева Е.А. (kataybaeva@yandex.ru)

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ (ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ)

Baeva Ekaterina

COMPUTER TECHNOLOGIES AS THE MEANS OF THE GIFTED CHILDREN’S DEVELOPMENT

_________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Устанская средняя общеобразовательная школа» Нижегородской области Уренского района.

Большую роль в раннем развитии одаренности детей играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними мы применяем индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные). На собственном опыте обучения детей можно сделать вывод, что наиболее эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной, компетенции является применение современных информационно-коммуникационных технологий.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

 электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

 электронные энциклопедии и справочники;

 тренажеры и программы тестирования;

 образовательные ресурсы Интернета;

 DVD и CD с картинками и иллюстрациями;

 видео-и аудиотехника;

 научно-исследовательские работы и проекты.

 

В наше время широко применяются электронные учебники и пособия для мультимедийного проектора. Хочется рассмотреть все плюсы применения данных технологий как средства развития одаренности детей на любой стадии обучения.

Электронный учебник выполняет две основные функции:

 является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

 выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация процесса, в том числе и самообразование учеников.

 

Чем же помогут данные средства ИКТ в развитии одаренности детей? Во-первых, Интернет делает электронные учебники доступным из

практически любой точки мира. Кроме того, они существенным образом обогащают традиционные формы обучения, так как позволяют включать в него огромное количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания.

Электронный учебник необходим, потому что он:

 облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т. п.;

 допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

 освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

 предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

 дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

 выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

 

Каковы преимущества электронного учебника по сравнению с традиционными (печатными) учебниками?

1. Возможность наполнения мощными наглядными средствами. Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, различные активные элементы типа регистрационных форм, тестовых интерактивных заданий, других мультимедийных возможностей.

2. Компактность хранения огромных массивов информации. Электронные книги и другие издания имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками по количеству, разнообразию и полноте содержащейся информации. Так, на одном диске CD-ROM объёмом 650 Мб помещается около 4000 книжных томов, что соответствует большой домашней библиотеке!

3. Удобство редактирования. Если преподаватель имеет по своему предмету учебную информацию в электронной форме, он достаточно быстро перекомпоновывает её, вносит изменения и исправления.

4. Доступность. Преподаватель может в любой момент разместить весь учебник или его компоненты и исправления на web-странице в Интернете или на образовательном сервере учебного заведения для одновременного доступа к ней всех своих студентов.

5. Интерактивность. Студенты, в свою очередь, самостоятельно пополняют такой электронный учебник своими работами.

 

6. Удобство обращения. Система поиска поможет каждому пользователю почти мгновенно «открывать» в таком учебнике любой материал.

7. Вариативность в исполнении. Электронному учебнику можно придать любую удобную для чтения форму —цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению.

8. Дешевизна. Создание и оформление учебника в принципе не предусматривает специальных расходов (кроме наличия компьютера и времени на его создание).

9. Вечность. Если рукописи, по известной поговорке, не горят (но, во всяком случае, тлеют), то электронный учебник, созданный в цифровом формате, практически вечен, не боится износа и старения.

10. Мобильность. Материал из электронного учебника может оперативно рассылаться по электронной почте, записываться на компакт-диске или помещаться на образовательном web-сайте и в Интернете.

 

 

Электронный учебник, являясь полифункциональным средством, способен заменить некоторые из традиционных средств обучения, что положительным образом скажется на развитии ребенка. Принцип

Дидактический (методический) план

Технический план

Принцип личностного целеполагания ученика

В состав ЭУ включаются материалы, предполагающие самоопределение учащегося по отношению к изучаемым темам и основным понятиям, задания на постановку индивидуальных целей разных уровней. Возможно также соотнесение целей с индивидуальной образовательной траекторией.

Электронный учебник интегрируется с персональной компьютерной базой данных, в которую заносятся цели ученика, данные о характере его занятий с учебником и т. п.

Принцип выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории

Выбор образовательных компонентов из предлагаемого в ЭУ набора, а также создание собственных элементов своей образовательной траектории.

Конструирование индивидуальной образовательной траектории программными средствами. Одновременная презентация обучаемыми разных работ по одному и тому же вопросу.

Принцип метапредметных основ содержания образования

Включение в ЭУ метапредметов или отдельных метапредметных тем, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

Ссылки на ресурсы Интернета по метапредметным темам.

Принцип продуктивности (творческости) обучения

Направленность на приращение к известным знаниям новых, на сотворение обучаемыми образовательного продукта.

Включение в ЭУ творческих заданий, интерактивных программ

Принцип первичности образовательной продукции ученика по отношению к изучаемому материалу (сначала создай сам, потом изучи стандарты)

Личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области, применение эвристических методов обучения.

Расположение материала в ЭУ в определенной последовательности, когда обучаемому, например, представляется совокупность фактов, которые он сравнивает с уже имеющимися знаниями, а потом излагает собственные выводы и сопоставляет их с научными выводами.

Принцип ситуативности обучения

Создание или использование образовательных ситуаций: представление примеров, явлений, фактов из жизни или окружающего мира и их анализ обучаемым на основе полученных знаний.

Компьютерное моделирование ситуаций или включение в ЭУ ситуативных заданий.

Принцип образовательной рефлексии

Осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений.

Анкетирование, графическое изображение происходящих изменений, промежуточные оценки при выполнении тестовых заданий.

 

Литература

1. Дистанционный курс ЦДО «Эйдос» «Электронный учебник: педагогические основы разработки». Ведущий: Андрианова Г.А., канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник ИСМО РАО, г. Москва.

2. Хуторской А.В. Электронный учебник. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторской. —М: ИОСО РАО, 2000. —304 с.

3. Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании / Т.С. Буторина, Е.В. Ширшов // Тезисы докладов семинар (7 сентября 2000 года, г. Москва). —М.: изд-во МЭСИ, 2000. —140 с.

4. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография / Л.Х. Зайнутдинова. —Астрахань: изд-во «ЦНТЭП», 1999. —364 с.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)