Необходимость самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения.
Понятие деятельности является общим основополагающим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения. Отсюда следует, что формирования деятельностных способностей возможно только при условии включения учащегося в самостоятельную учебную деятельность. Поэтому для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности.
В настоящее время классификация процессов деятельности и описание их понятий создано в российской методической школе такими авторами как: О. С. Анисимов, А. А. Дергач, Г. П. Щедровицкий и другими.
Основная задача преподавателя профессионального образования заключается в создании условий, побуждающих обучающегося к активной самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности. Такая деятельность формируется различными средствами, но наиболее распространенным из них считается самостоятельная работа. Ведь смена моделей образования затронула не только цели и задачи, стоящие перед профессиональным образованием, но и организацию деятельности преподавателя, разносторонность учебно-познавательной деятельности студентов, но и такой компонент процесса образования, как самостоятельная работа. В современных условиях, цели, формы, методы, объемы самостоятельной работы ориентируются на обучаемого, и строится с учетом его интересов, склонностей и возможностей. Порой, реализация педагогом потенциала самостоятельной работы обучающимся в практической деятельности недостаточна, несмотря на достаточный резерв дидактического материала и возможностей для самостоятельной работы. А ведь самостоятельная работа имеет большие возможности в достижении цели развития качеств личности.
Темп современной жизни резко увеличивается, поэтому очень важно уже со студенческой скамьи вводить обучающегося в этот ритм, и в течении одной пары он должен узнать, усвоить, понять и проанализировать материал, а с другой стороны этого времени недостаточно для полноценного и глубокого анализа темы, поэтому творческий подход может быть его продолжением при выполнении самостоятельной работы.
Одним из способов совершенствования процесса обучения является внедрение новых форм организации и содержания самостоятельной работы. Но это не самоцель, а одно из средств достижения главного – интеллектуального развития обучающихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
В связи с этим, опираясь на педагогический опыт и результаты эксперимента, проведенной Е. С. Шиндряевой, можно выделить главные цели преподавателя общепрофессиональных дисциплин:
1. Обоснование вида самостоятельной работы согласно изучаемого материала;
2. Правильное сочетание видов самостоятельной работы.
Самостоятельная работа это продолжение уроков, оно является связующим звеном между ними, т.к. информация, которую обучающийся получает во время классной работы в коллективе под руководством преподавателя, усваивается вне кабинета, а затем используется в последующих занятиях как предпосылка для усвоения нового материала. Эффективность самостоятельной работы обучающимся можно доказать тем фактом, что при ее выполнении обучающимся предоставляется большая самостоятельность в работе: например работа в своем темпе, использование различных способов запоминания информации, работа с определенными видами заданий для достижения качества усвояемости. А еще, для выполнения, например, исследовательской или творческой самостоятельной работы (доклад, учебный проект и др.), обучающемуся требуется привлечение знаний не только из разделов курса по какой-либо дисциплине, но и из других учебных предметов, что способствует расширению кругозора студента и усиления интереса к постижению других знаний.
Самостоятельная работа позволяет каждому обучающемуся работать в комфортном индивидуальном темпе, помогая развитию самостоятельности, способствует углублению знаний и их прочному усвоению, а также приучает к самостоятельному мышлению и применению полученных знаний, что, без сомнений, приводит к хорошим результатам в профессиональной и бытовой деятельности каждого студента, вышедшего во взрослую жизнь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.