О перечне и содержании характеристик справочных правовых систем и комплексов (СПС) , позволяющих осуществлять их оценку и выбор.
По мере развития и совершенствования СПС, все более возрастали требования пользователей к возможностям таких систем (по объему и составу обрабатываемых документов, по удобству работы и предлагаемому сервису, по оперативности и качеству обработки информационных материалов и т.д.).
В свою очередь, разработчики СПС, идя на встречу этим требованиям, старались изменить и дополнить те или другие характеристики и параметры этих систем.
Необходимо отметить, что любая разрабатываемая или модернизируемая система, находясь в реальных рабочих условиях фирмы или офиса, должна удовлетворять не только требованиям потенциальных пользователей, но и требованиям окружающей среды (например, требованиям соответствия системы уровню развития информационных технологий, складывающейся в стране и регионе экономической, правовой и кадровой обстановки) и других факторов.
В общих чертах, взаимосвязь требований, предъявляемых к СПС, и их параметров и характеристик, показана на рисунке 1.
Перечень параметров и характеристик СПС взят из [1].
Рис.1.
Для правильного выбора СПС необходимо выявить перечень их параметров и характеристик, наиболее существенных для оценки и сравнения таких систем.
Причем, по мере развития СПС, меняются и подходы к их оценке: так, например, многие показатели СПС приобрели «качественный» характер взамен «количественного».
Давайте рассмотрим каждую из этих характеристик и параметров несколько подробней.
Под ней понимается наличие в системе практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности данному пользователю. Таким образом, полнота – понятие субъективное и относительное, и ставить вопрос «Все ли документы есть в системе?» некорректно. Очевидно, что полноту информации, находящейся в системе, следует оценивать не с точки зрения абсолютного числа находящихся в ней документов, а с точки зрения пользователя: «Может ли данная система показать мне необходимый документ?».
Для более объективной оценки полноты информации, находящейся в системе, можно использовать отношение количества включенных в систему нормативных актов к числу реально существующих. Проблема состоит в том, как практически определить реальное количество правовых актов, принимаемых сегодня в различных органах власти?
Когда речь идет о количестве документов, то следует учитывать и разночтения относительно того, что считать "документом". Например, приложения к нормативному акту или разные редакции закона могут считаться отдельными документами. Часто под документами понимают газетные статьи, комментарии, консультации специалистов, документы местных органов власти. Таким образом, конкретное число документов в системе может выступать в качестве параметра СПС, но при этом важно, чтобы подавляющее большинство пользователей получало те документы, которые им необходимы.
Под юридической обработкой документов понимается совокупность юридических, информационных и технологических процедур по:
- Определению места документа в системе Российского законодательства (классификация, действие во времени и пространстве и т.д.).
- Выявлению взаимосвязей между документами и фиксация этих связей при помощи специальных средств (гиперссылки, создание редакций документов и т.п.).
Уровень информационных технологий, реализованный в системе
Под этим уровнем понимается соответствие программной оболочки СПС современному уровню разработки программных продуктов и требованиям операционных систем. Так, например, практически все современные СПС совместимы и позволяют вести совместную работу с такими приложениями MS OFFICE как MS WORD.
Уровень сервиса при работе с системой
Уровень сервиса, который может получить пользователь при работе с системой, складывается из:
Так, особенно в последние годы, интерфейс прикладных программ (и правовых, в частности) стал все более и более подчиняться стандартам (например, стандартам интерфейса фирмы Microsoft). Это обстоятельство выгодно и разработчику и пользователю. Для пользователя удобно привыкнуть один раз к стандартным интерфейсным решениям для того, чтобы избежать проблем, связанных с привыканием к нестандартному интерфейсу.
Удобство в работе создает и наличие качественного руководства пользователя, а также аппарата помощи и подсказок. О реализации систем помощи и справок в современных СПС разговор отдельный.
Возможность работы с СПС в сети давно уже стала ее необходимым атрибутом. Об удобствах для пользователя, которые он может получить, работая с сетевой версией СПС, лучше всего говорить на примере конкретной СПС .
В сервисное обслуживание, поддержку и сопровождение СПС, поставленную пользователю может входить:
- периодическое обновление и корректировка информационных баз системы пользователя;
- организация "горячей линии" (для ответов на вопросы пользователя);
- обучение пользователя приемам работы с системой и др.
- информационное обеспечение (буклеты, пособия, материалы конкурсов и т.п.)
Стоимость
Стоимость системы и услуг по ее сопровождению.
Могут быть и другие параметры и характеристики, например, такие как: стабильность фирмы-разработчика системы или возможности СПС по организации процедуры поиска, работы со списками найденных документов и с текстом документа.
Общий подход к оценке возможностей и эффективности таких систем и комплексов представляется следующим:
1) На первом этапе определяется перечень показателей и критериев (комплексных показателей) оценки СПС, с указанием веса каждого показателя или критерия в процентах. Сумма весов всех показателей и критериев составляет 100%.
2) На втором этапе все показатели разделяются на группы или разделы,
причем, каждому разделу присваивается свой вес, выражающий важность раздела относительно других разделов показателей оценки СПС. Все показатели и критерии заносятся в таблицу (смотрите, например, Таблицу 1.1).
Таблица 1.1.
Критерий |
Веса |
Варианты ответов |
1. Полнота базы данных |
19,3 % |
|
1.1 Всего документов |
5,7 % |
Кол-во |
1.2 Имеющих статус «Действует» |
3,0 % |
Кол-во |
1.3 Зарегистрированных в Минюсте РФ |
2,7 % |
Кол-во |
1.4 Принятых в текущем году |
2,5 % |
Кол-во |
1.5 Принятых в прошлом году |
1,8 % |
Кол-во |
1.6 Принятых в позапрошлом году |
1,0 % |
Кол-во |
1.7 Федеральных законов (всего) |
1,3 % |
Кол-во |
1.8 Федеральных законов (действующих) |
1,3 % |
Кол-во |
2. Достоверность документов базы данных |
10,7 % |
|
2.1 Количество прямых договоров с федеральными органами власти |
2,0 % |
Кол-во |
2.2 Ссылка на источник опубликования |
6,7 % |
0/1- нет/есть |
2.3 Гарантия от ошибок в документах, страховка пользователя |
|
0/1- нет/есть |
3. Актуализация базы данных |
5,00 % |
|
3.1 Время включения документа в систему с момента принятия документа (в днях) |
2,80 % |
Кол-во |
3.2 Максимальная частота пополнения системы у пользователя |
2,20 % |
2 – ежедневное, 1 - еженедельное |
4. Юридическая обработка документов |
12,50 % |
|
4.1 Действующая редакция документа |
2,70 % |
0/1- нет/есть |
4.2 Ретроспектива редакций документа |
1,70 % |
0/1- нет/есть |
4.3 Комментарии к документу |
1,20 % |
0/1- нет/есть |
4.4 Указание на противоречия в нормах разных документов |
1,50 % |
0/1- нет/есть |
4.5 Тематическая рубрикация документов |
1,00 % |
0/1- нет/есть |
4.6 Ситуации, ключевые слова |
1,00 % |
0/1- нет/есть |
4.7 Гипертекстовые ссылки в тексте документов |
1,70 % |
0/1- нет/есть |
4.8 Корреспонденты и респонденты документа |
1,70 % |
0/1- нет/есть |
5. Аналитические возможности правовой системы |
10,00 % |
|
5.1 Поиск по реквизитам |
2,80 % |
1 – 5 баллов |
5.2 Поиск по словам в названии и в тексте |
2,40 % |
1 – 5 баллов |
5.3 Поиск по словосочетаниям |
1,70 % |
1 – 5 баллов |
5.4 Поиск по тематическому классификатору |
0,80 % |
1 – 5 баллов |
5.5 Работа со списком документов |
0,80 % |
1 – 5 баллов |
5.6 Личные папки документов |
0,50 % |
1 – 5 баллов |
5.7 Работа с текстом документа |
1,00 % |
1 – 5 баллов |
6. Удобство работы с системой |
6,80 % |
|
6.1 Быстродействие |
1,00 % |
1 – 5 баллов |
6.2 Удобство работы с сетевой версией |
1,00 % |
1 – 5 баллов |
6.3 Оценка соответствия стандартам интерфейса |
0,70 % |
1 – 5 баллов |
6.4 Оценка удобства интерфейса |
1,30 % |
1 – 5 баллов |
6.5 Оценка удобства аппарата поиска |
0,70 % |
1 – 5 баллов |
6.6 Оценка экспорта и печати документов |
0,70 % |
1 – 5 баллов |
6.7 Оценка системы помощи |
0,70 % |
1 – 5 баллов |
6.8 Оценка руководства пользователя |
0,70 % |
1 – 5 баллов |
7. Сервис, предоставляемый разработчиком системы пользователю |
4,70 % |
|
7.1 Оценка работы «горячей линии» консультаций для пользователей |
1,20 % |
1 – 5 баллов |
7.2 Оценка службы поставки документов, не включенных в базу |
1,70 % |
1 – 5 баллов |
7.3 Оценка мощности сервисной сети |
1,80 % |
1 – 5 баллов |
8. Стоимость поставки и сопровождения системы |
17,00 % |
|
8.1 Поставка локальной системы |
4,00 % |
Рубли |
8.2 Поставка дополнительной локальной системы |
1,30 % |
Рубли |
8.3 Поставка сетевой системы (1 станция) |
1,50 % |
Рубли |
8.4 Поставка сетевой системы (5 станций) |
2,20 |
Рубли |
8.5 Еженедельное пополнение локальной системы в течение месяца |
3,00 % |
Рубли |
8.6 Еженедельное пополнение сетевой системы (1 станция) в течение месяца |
2,30 |
Рубли |
8.7 Еженедельное пополнение сетевой системы (5 станций) в течение месяца |
2,70 |
рубли |
3) Определяются обобщенные критерии оценки варианта той или другой СПС, с привлечением специалистов (экспертов) и методов экспертного опроса.
Читателю, не являющемуся специалистом в данной области, такой подход при выборе СПС вряд ли будет интересен и полезен.
Исходя из этого, предлагается более простой, "бытовой" подход при выборе и оценке таких систем и комплексов.
В основу такого подхода может быть положен следующий тест, который Вы применяете, например, при приходе в Ваш офис представителя фирмы - разработчика СПС, с предложением купить ту или другую систему подобного типа.
1. Стоимость системы и устраивающего Вас, варианта ее сопровождения.
2. Полнота и качество информации в системе:
· Попросите представителя фирмы - разработчика системы на 2х-3х конкретных примерах, представляющих для вас практический интерес, продемонстрировать возможности по поиску необходимых документов и работе с их содержанием.
· Посмотрите, как поступает система с документами, срок действия которых истек.
· Для более точной оценки поисковых возможностей системы, попросите представителя фирмы - разработчика один и тот же документ найти с использованием разных процедур поиска и обратите внимание на оперативность и качество этих процедур поиска.
3. Удобства в работе c программной оболочкой системы. Убедитесь в том, что интерфейс программной оболочки соответствует стандартам фирмы MS и позволяет вести совместную работу правовой системы с такими приложениями как MS Word и MS Excel.
Особое внимание следует обратить на возможности системы, связанные с возможностями ее справочной системы и инструкции по работе пользователя.
4. Уровень сервисного обслуживания, поддержки и сопровождения, предоставляемого фирмой-разработчиком системы пользователю. Оцените весь спектр услуг, которые Вам готова оказать фирма - разработчик предлагаемой системы.
5. Соответствие поисковых и сервисных возможностей СПС привычкам и методам работы пользователя. Очень часто, этот пункт можно поставить на одно из первых мест: ибо, если , например, бухгалтеру данная система не подходит прежде всего потому, что ему(ей) неудобно с ней работать, то , собственно, о чем дальше говорить.
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.П. Морозов, С. Б. Чернокнижный. Справочные правовые системы. СПб., ВЕСЬ. 2003.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.