Статья на тему: "О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала"
Оценка 5

Статья на тему: "О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала"

Оценка 5
docx
22.10.2021
Статья на тему: "О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала"
статья 2.docx

О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала

  Низкий уровень культуры общения учащихся вызывает все большую тревогу у педагогов и родителей. Необходимость обучения детей в школе правилам речевого этикета становится очевидной.

  Учителя-словесники ведут работу в этом напралении. Она представлена уроками развития речи, фрагментами занятий изучения грамматического материала, посвященными культуре речи, а также внеурочными мероприятиями. Школьный курс русского языка может служить основой для систематического обучения учащихся правилам речевого этикета.

   Покажем это на примере работы в указанном направлении при изучении некоторых свойств  словосочетаний в 5 классе. В учебнике даны сведения о словосочетании. Детям доступен материал о некоторых  устойчивых и свободных словосочетаниях. Единицы речевого этикета в большинстве своем являются словосочетаниями, устойчивыми или построенными по определенной схеме. Например: спасибо вам+за+сущ. в  вин.падеже.

   Данный теоретический материал позволяет начать изучение особенностей речевого этикета. Полезно рассмотреть формулы речевого  этикета, выраженные отдельными словами и словосочетаниями, особенности их значения и употребления в разных ситуациях. Например: до свидания-до скорого свидания. Смысловые и грамматические связи слов в словосочетаниях как средство создания этикетных высказываний, возможные ситуации их употребления. Например: комплимент: у Вас красивые…..; неодобрение: Вы поступили плохо; извинение: извините меня за….

    Одним из средств на пути обучения речевому этикету могут стать ситуации, которые в виде модели можно представить следующим образом: кто-кому-с какой целью-при каких обстоятельствах-что говорит.

   Учебные ситуации:

         Приветствие : здравствуйте, добрый день,привет, здорово;

        Прощание: до свидания, счастливого пути, всего доброго;

      Благодарность: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас;

  Вежливый отказ: остался бы, да не могу…

Обращение: мама, папа, бабушка, милая+имя, родная моя.

 Приведенный перечень формул речевого этикета в процессе обучения может расширяться по усмотрению учителя в зависимости от особенностей класса. Работа может вестись и в другом направлении: от заданной ситуации к выбору оптимального выражения. Учащимся предлагаются задания.

   Вечером вы встретились с человеком, с которым вы здоровались утром. Как лучше приветствовать его снова?

Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет двадцати. Какую форму речевого этикета лучше употребить?

Подобные ситуации могут быть придуманы как учителем, так и учеником, их можно разыгрывать по ролям. Важно, чтобы школьники почувствовали, что использование формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной.

  Выражение доброго отношения к людям чаще всего бывает не просто формула вежливости, но и жесты, улабки, их сопровождающие. Добрая улыбка становится символом человечности и согласия. И было бы хорошо, если бы она стала символом доброты, внимательности, вежливости для наших детей. А этому в значительной степени могут способствовать уроки родного языка.

  


 

О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала

О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала

Обращение: мама, папа, бабушка, милая+имя, родная моя

Обращение: мама, папа, бабушка, милая+имя, родная моя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2021