О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала
Низкий уровень культуры общения учащихся вызывает все большую тревогу у педагогов и родителей. Необходимость обучения детей в школе правилам речевого этикета становится очевидной.
Учителя-словесники ведут работу в этом напралении. Она представлена уроками развития речи, фрагментами занятий изучения грамматического материала, посвященными культуре речи, а также внеурочными мероприятиями. Школьный курс русского языка может служить основой для систематического обучения учащихся правилам речевого этикета.
Покажем это на примере работы в указанном направлении при изучении некоторых свойств словосочетаний в 5 классе. В учебнике даны сведения о словосочетании. Детям доступен материал о некоторых устойчивых и свободных словосочетаниях. Единицы речевого этикета в большинстве своем являются словосочетаниями, устойчивыми или построенными по определенной схеме. Например: спасибо вам+за+сущ. в вин.падеже.
Данный теоретический материал позволяет начать изучение особенностей речевого этикета. Полезно рассмотреть формулы речевого этикета, выраженные отдельными словами и словосочетаниями, особенности их значения и употребления в разных ситуациях. Например: до свидания-до скорого свидания. Смысловые и грамматические связи слов в словосочетаниях как средство создания этикетных высказываний, возможные ситуации их употребления. Например: комплимент: у Вас красивые…..; неодобрение: Вы поступили плохо; извинение: извините меня за….
Одним из средств на пути обучения речевому этикету могут стать ситуации, которые в виде модели можно представить следующим образом: кто-кому-с какой целью-при каких обстоятельствах-что говорит.
Учебные ситуации:
Приветствие : здравствуйте, добрый день,привет, здорово;
Прощание: до свидания, счастливого пути, всего доброго;
Благодарность: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас;
Вежливый отказ: остался бы, да не могу…
Обращение: мама, папа, бабушка, милая+имя, родная моя.
Приведенный перечень формул речевого этикета в процессе обучения может расширяться по усмотрению учителя в зависимости от особенностей класса. Работа может вестись и в другом направлении: от заданной ситуации к выбору оптимального выражения. Учащимся предлагаются задания.
Вечером вы встретились с человеком, с которым вы здоровались утром. Как лучше приветствовать его снова?
Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет двадцати. Какую форму речевого этикета лучше употребить?
Подобные ситуации могут быть придуманы как учителем, так и учеником, их можно разыгрывать по ролям. Важно, чтобы школьники почувствовали, что использование формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной.
Выражение доброго отношения к людям чаще всего бывает не просто формула вежливости, но и жесты, улабки, их сопровождающие. Добрая улыбка становится символом человечности и согласия. И было бы хорошо, если бы она стала символом доброты, внимательности, вежливости для наших детей. А этому в значительной степени могут способствовать уроки родного языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.