Учитель начальных классов Городова Анна Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аннотация. Статья посвящена организационно-методическому обеспечению и сопровождению учителей начальных классов в процессе внедрения в образование ФГОС, определены преимущества сопровождения учителей в сложившихся условиях изменения образовательного процесса.
Ключевые слова: обеспечение, сопровождение, организационно-методическое обеспечение деятельности педагога, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Annotation. The article is devoted to the organizational and methodical providing and guiding of elementary school teachers in the course of implementation of Federal Educational Standard; it states the advantages of guiding of teachers under the conditions of changes in the educational process.
Keywords: providing, guiding, organizational and methodical providing teacher’s activity, Federal Educational Standard.
Введение. Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится".
Введение ФГОС - это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.
Тема данной статьи выбрана не случайно, поскольку ФГОС — неотъемлемая часть образовательного процесса как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного образования.
Одной из основных особенностей новых образовательных стандартов является использование личностно-ориентированного обучения; формирование у школьников ключевых компетенций; воспитание культурно и социально адаптированной личности.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом № 373 Минобрнауки России 06.10.2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12. 2009г., рег. № 17785.
ФГОС начального общего образования должен обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования. ФГОС второго поколения включает в себя требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным), к планируемым результатам.
Таким образом, внедрение ФГОС начального общего образования может обостриться противоречиями, требующим своего разрешения: это противоречие между изменениями профессиональной деятельности учителей начальных классов и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС.
Организационно-методическое
сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных
целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней
помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и
самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Современные исследователи проблем организационно-методического
сопровождения, в частности, Е.И. Винтер, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова,
отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения
организационно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет такие
преимущества:
- более индивидуализировано и гибко;
- имеет более тонкую инструментовку;
- в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;
- более многоаспектно;
- предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения;
- осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;
- необходимость учета динамики профессионального роста сетевого учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития;
- несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;
- имеет постоянный характер.
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что организационно-методическое обеспечение и сопровождение деятельности учителей начальных классов в процессе внедрения ФГОС действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.
В статье представлен опыт работы методического кабинета, учителей Красноперекопского района Республики Крым, в частности, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Почетненский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым.
Формулировка цели статьи. Многочисленные исследования проблемы формирования готовности учителей начальных классов к внедрению в свою профессиональную деятельность ФГОС не исчерпывают все аспекты данного процесса. Одним из мало исследованных вопросов является разработка и апробация мероприятий сформированности готовности учителей начальных классов к процессу внедрения ФГОС. Поэтому целью статья является: обеспечение и сопровождение педагогов в реализации ФГОС.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в школе, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.
"Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
Организационно-методическое сопровождение включает в себя скоординированную деятельность научно-методического, педагогического
советов, предметно-цикловых комиссий и др.
Методическое обеспечение:
- необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
– это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
Цель методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
В Красноперекопском районе Республики Крым с 1 сентября 2014 года начальная школа перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Для обеспечения его введения мы поставили перед собой цель – обеспечение комплексного подхода к деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса в начальной школе по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Нам необходимо было решить и предстоит ещё выполнить следующие задачи:
- Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с нормативными документами федерального, регионального, местного уровней.
- Методическое и информационное сопровождение его реализации в течение 2014/2015 учебного года.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации стандарта.
Учителя начальных классов на заседаниях районного методического объединения изучили следующие вопросы:
- Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?
- Какие требования выдвигает новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования?
- Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
- Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
- Что изучается с использованием информационно-коммуникационных технологий?
- Традиционные учебники или цифровые ресурсы?
- Что такое информационно-образовательная среда?
- Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?
- Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Итак, первый шаг – изучение нормативных документов – мы сделали.
Второй шаг – прохождение курсов. В июне-июле 2014 года каждый учитель прошел интенсивную программу по переподготовке и повышению квалификации в соответствии с российскими стандартами. Остались самые приятные впечатления, прежде всего, о людях, с которыми было легко и интересно общаться как на профессиональные темы, так и на темы, касающиеся истории их родной земли. Порадовало, что прохождение курсовой подготовки по теме «Концептуальные положения и методы построения образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями российского законодательства и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» учителя приняли как осознанную необходимость, проявили готовность работать в новых для нас условиях, используя в своей практике опыт российского образования. На итоговой аттестации в форме тестов, защиты проектов, слушатели – учителя начальных классов нашего района продемонстрировали высокий уровень ответственности, объективности, сплочённости, саморефлексии, а это значит, что знания, полученные на курсах, будут успешно реализованы в профессиональной деятельности.
Третий шаг – анализ критериев готовности образовательной организации к введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Согласно критериям:
· разработали рабочую образовательную программу начального общего образования; привели в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательной организации;
· уточнили список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования начального общего образования, учебники получены вовремя и уже изучены учителями;
· разработали план методической работы школьного методического объединения учителей начальных классов по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в который включены вопросы обеспечения преемственности с дошкольной образовательной организацией «Солнышко» и с учителями-предметниками, работающими в 5-х классах;
· обеспечили повышение квалификации всех учителей начальных классов;
· проанализировали существующие кадровые, материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Выбирая оптимальные варианты методической работы и современные формы их реализации, можно эффективно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и их самосовершенствования, полностью раскрыть творческие способности каждого как профессионала и как личности.
На переходном этапе внедрения ФГОС можно использовать такие формы методической работы, как консультации, семинары-практикумы, педсоветы, круглые столы, деловые игры, курсы повышения квалификации, открытые мероприятия, смотры-конкурсы, самообразование, диагностика.
С целью обеспечения комплексного подхода к деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса в начальной школе Красноперекопского района по введению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в процессе перехода системы образования района в правовое поле Российской Федерации методистами района с учителями начальных классов проводится следующая методическая работа:
- Организация работы и научно-методическое сопровождение творческих, предметных групп, районных методических объединений по оказанию мобильной помощи участникам образовательно-воспитательного процесса;
- Обеспечение работы районного консультационного пункта для учителей начальных классов;
- Формирование банка электронных версий нормативно-правовых документов, методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение ФГОС НОО;
-Размещение на сайте управления образования и по делам детей нормативных документов, регламентирующих работу начальной школы по Федеральным образовательным стандартам;
- Открытие на сайте управления образования и по делам детей блога «Наша новая школа» для учителей начальных классов;
- Обеспечение условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников начального образования;
- Анализ имеющихся в ОО условий и ресурсного обеспечения внедрения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- Разработка рабочих программ для 1-4 классов с учетом формирования универсальных учебных действий;
- Тематические консультации, семинары – практикумы по актуальным проблемам перехода на ФГОС НОО;
- Круглый стол «Переход на новые Федеральные образовательные стандарты: преемственность, проблемы, перспективы» с участием воспитателей, учителей начальных классов, родительской общественности;
- Районные методические объединения для учителей, работающих в 1-4-х классах «Особенности внедрения нового содержания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Организация работы по преемственности между начальной школой и дошкольными образовательными организациями по изучению ФГОС ДО и ФГОС НОО, подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе (в разных формах): совместные методические объединения, конференции, педагогические консилиумы, практические семинары, круглые столы;
- Проведение педагогических советов по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах в связи с переходом на ФГОС НОО;
- Создание комфортной развивающей образовательной среды для обучения первоклассников общеобразовательных организаций;
- Организация работы «телефона доверия» для родителей первоклассников, воспитанников ДОО, телефона «Горячей линии»;
- Создание необходимых условий для организации внеурочной деятельности обучающихся на базе общеобразовательных организаций;
- Организация работы районной школы молодых и малоопытных учителей, работающих по ФГОС.
Прогнозируемые результаты внедрения ФГОС в деятельность учителей:
• Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических
работников
• Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС
• Обогащение современными образовательными технологиями
Для эффективного внедрения ФГОС необходимо обеспечить готовность педагогического коллектива, от которой зависит осознание и внедрение инноваций в практику работы с детьми, их включение в повседневную деятельность учреждения и поддержка со стороны родителей.
Современный этап модернизации системы образования характеризуется обновлением его содержания, успешным процессом социализации. Это обуславливает необходимость методического сопровождению реализации ФГОС начального образования.
Под введением ФГОС понимается его соблюдение на всем образовательном пространстве Российской Федерации, а также обеспечение контроля за соблюдением ФГОС.
Стандарт направлен на обеспечение:
· равных возможностей получения качественного начального общего образования;
· духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
· преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
· сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
· единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
· демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
· формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
· условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе внедрения ФГОС в деятельность учителей можно выделить следующие плюсы ФГОС основного общего образования. Первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет. Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
Как и в любом документе, в ФГОС существуют свои минусы основного общего образования. Очевиден пока один – требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая "общественный договор", должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.
В данный момент 5 школ Красноперекопского района (МБОУ Воинский учебно-воспитательный комплекс, МБОУ Ишуньский учебно-воспитательный комплекс, МБОУ Магазинский учебно-воспитательный комплекс, МБОУ Орловский учебно-воспитательный комплекс, МБОУ Почётненский учебно-воспитательный комплекс) участвуют в проекте «Модернизация региональной системы образования». В частности, в МБОУ «Почетненский учебно-воспитательный комплекс» также реализуется проект «Школа будущего».
В результате реализации этих проектов в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Почётненский учебно-воспитательный комплекс» все кабинеты начальных классов оборудованы современными интерактивными системами: интерактивными досками со специализированным программным обеспечением, с ультракороткофокусным проектором и настенным креплением для проектора, персональными компьютерами для учителей. Также кабинеты обеспечены наглядно-демонстрационными, раздаточными пособиями, дисками, интерактивными учебными пособиями, демонстрационным оборудованием, ТСО.
С внедрением новой среды учителя затрачивают значительно меньше времени и сил на подготовку уроков, в первую очередь, демонстрационных опытов, практических и проверочных работ, наглядных пособий, при том, что материал преподносится нагляднее и красочнее; учащимся стало интереснее обучаться, поскольку теперь учителя на каждом уроке применяют ИКТ и др.
Использование ИКТ на уроке стало жизненно необходимым. В последнее время всё чаще появляются интересные технические новинки в области образования – интерактивные доски, планшеты, системы тестирования и голосования, программное обеспечение. Эффективное использование новинок делает урок ярким, насыщенным, интерактивным.
Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества участников учебно-воспитательного процесса.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование различных магнитных ручек, лазерных указок, «волшебных» палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию движений ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Но самое главное – каждый ребёнок, который переступает порог кабинета, должен чувствовать себя в нём комфортно и уютно. Ведь задача школы не только обеспечить глубокими знаниями, но и сохранить здоровье ребёнка не только в физическом плане, но и психологическом, эмоциональном.
С введением ФГОС изменились цели и задачи обучения. Теперь в современной начальной школе ребёнка должны научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, которые составляют основу умений учиться. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.
Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования - это: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя).
Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:
1) новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);
2) новое содержание образования (УУД);
3) применение инновационных технологий (развивающего, проблемного, исследовательского обучения, информационных технологий и т.д.);
4) переход на активные методы с учащимися (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.);
5) новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).
В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.
Активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.
Одно из главных препятствий на пути реализации ФГОС является неготовность учителей и управленцев к работе по новым стандартам.
Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:
- к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости и т. п.;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
В современных условиях модернизации российского образования федеральный государственный образовательный стандарт как механизм социализации подрастающего поколения и реализации общественного договора с научно-педагогическим сообществом формирует российскую нацию, объединенную системой базовых национальных ценностей, идеалов и реальных приоритетов образования.
Республика Крым является полиэтническим и поликонфессиональным регионом. В этой связи особое значение приобретают всестороннее этническое просвещение и формирование навыков толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных заведений всех уровней. Этот путь является наиболее эффективным для предупреждения нетерпимости как этнической, языковой, так и религиозной.
Проблема преподавания и функционирования национальных языков в Республике Крым постоянно находится в центре внимания, а проблемы ознакомления детей в общеобразовательных учреждениях со своей национальной принадлежностью и культурой только начинают находить своё решение.
Во многих школах Республики Крым отчасти пытаются решить эту проблему: в содержание образования вводится этнокультуроведческий материал, на уроках и во внеурочное время детям предлагаются произведения, в которых приводятся примеры мирного сосуществования, дружбы и успешного сотрудничества представителей разных национальностей и религий.
Восприятие мира как единой системы многогранных форм существования культур, языков, идей, взглядов, осознание этого разнообразия и единства обуславливают необходимость воспитания у детей таких человеческих качеств, как уважение других культур, религий, взглядов. Приоритет общечеловеческих ценностей, усвоение мировой культуры через призму национальной помогут сформировать мировоззрение будущего гражданина Российской Федерации, способного действовать не только в своем государстве, но и в мире.
Согласно Конституции Российской Федерации в Федеральном государственном образовательном стандарте учитываются « региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации», которые дают обоснование формирования этнокультурного образования.
Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, практического освоения этнокультурного наследия (ценностей традиционной этнокультуры) и воспитания личности на этнокультурных традициях, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития своего этноса.
Исторически сложившееся многообразие национальных и этнических культур создало благоприятные предпосылки для внедрения принципов поликультурности и поликультурного образования, ставшего единственно важным способом создания в учебных заведениях благоприятной социально-психологической среды, в которой каждый учащийся, независимо от идентичности, имеет равные возможности для реализации своих потенциальных способностей в процессе обучения и воспитания.
Достижение высокой культуры межэтнических отношений, привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, которые населяют Российскую Федерацию, должно стать приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности школы.
С целью реализации поликультурного образования в МБОУ «Почётненский учебно-воспитательный комплекс» Красноперекопского района Республики Крым проводится реализация следующих мероприятий:
· Проведение педагогических советов: «Модернизация поликультурной образовательной среды с целью повышения качества образования и воспитания», «Введение элементов поликультурного обучения и воспитания в учебно-воспитательный процесс»;
· Проведение заседания методического объединения классных руководителей «Поликультурное воспитание и методы сплочения учащихся»;
· Проведение родительских собраний «Ценность культуры межэтнических отношений для формирования гражданина правового государства»;
· Внедрение в практику работы педагогического коллектива принципов поликультурности через проведение открытых уроков, классных часов, недели толерантности, мероприятий в рамках предметных недель, конкурсов, выставок рисунков, кружковой работы, праздников «Ярмарка народных игр», «Крым наш многонациональный», «Созвездие национальностей», «Выпекание соловейчиков»;
· В 1-4 классах проводятся занятия по внеурочной деятельности по крымоведческому курсу «Культура добрососедства». Учебный курс «Культура добрососедства» является интегрированным: он систематизирует знания учащихся, уже полученные в ходе изучения ряда учебных предметов, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе изучения курса. При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «летних лагерей мира», круглых столов, семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия. Главная цель курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал;
· в 4 классе введен учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
· Проведение тренингов для учащихся, их родителей и педагогических работников;
· Оформление и пополнение экспонатами этнографических уголков.
В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз». Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».
сВыводы. Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования зависит, главным образом, от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.
Литература.
1. Барышева Т.Д. Модернизация российского образования: тренды и перспективы/ Т.Д. Барышева. — Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. — 362 с. ISBN 978-5-905292-28-6.
2. Галеева, Н. Управление профессиональным развитием педагогов в условиях введения ФГОС. Каких ошибок следует избегать администрации на этапе введения стандарта / Н. Галеева // Первое сентября: управление школой. — 2013. — № 4. — С. 23–30.
3. Губанова, Е. ФГОС в школе: риски и проблемы реализации / Е. Губанова // Директор школы. — 2012. — № 10. — С. 18–22.
4. Рудь С.А. Практико-ориентированный подход подготовки педагогов к ФГОС в условиях сетевого взаимодействия/С.А. Рудь// Начальная школа. – №3. –2015. – С.2-11.
5. Черкассова М.А. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения /М.А. Черкассова// Начальная школа. – №1. –2015. – С.2-4.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.