Статья на тему: «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе»
Оценка 4.9

Статья на тему: «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе»

Оценка 4.9
docx
22.05.2024
Статья на тему: «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе»
phpmaydM0_Organizaciya-gruppovoj-i-parnoj-raboty-na-urokah-v-nachalnoj-shkole.docx

Статья на тему: «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе»

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».

                               И.Г.Песталоцци

Мы живем в век перемен и работаем по новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту. Мы должны научить детей учиться, приобретать знания, необходимые им для жизни.     Мы привыкли оценивать активность учащихся в учебном процессе по количеству поднятых рук. А если ребенок стесняется? Ведь есть дети, которые знают ответ на вопрос, но боятся поднять руку, ответить, высказать свое мнение. Хотелось бы дать возможность проявить себя каждому ребенку. Но не каждый ребенок готов показать себя и свои знания перед классом.

Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа.

Цель работы: создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной школе.

Задачи: 1. Обучать способам организации групп совместного взаимодействия;

 2. Учить планировать деятельность во время учебного процесса;

3. Развивать навыки социально - культурного поведения.

4. Формировать адекватную самооценку себя и партнера.

Подготовка должна начинаться уже с 1 класса. На этом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом. Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая.

Второй этап подготовки – это парная работа. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной.

Работу в парах необходимо вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Следующий этап:

1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала. Скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. - Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. - Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.

Пары должны меняться, чтобы дети общались с разными одноклассниками. Но при этом и важно учитывать психологические особенности ребенка. Не стоит сажать детей, которые постоянно конфликтуют друг с другом в одну пару. Это может привести к полному отказу от работы в паре, а также к конфликтам на уроке. Но и менять партнеров в парах учителю следует осторожно, избегая фраз «С тобой никто не хочет заниматься!», «Ты всем мешаешь!». Решить, как сформировать пары поможет наблюдение и метод проб и ошибок. Не стоит бояться пересадить детей, попробовать разные варианты пар.

Третий этап: групповая работа. Этот этап стоит начинать постепенно, ориентируясь на класс.

Важно грамотно сформировать группы. Решений может быть несколько. Можно сажать детей по уровню знаний, по уровню познавательной активности, темпераменту. Важно учитывать и особенности взаимодействия детей друг с другом. Лучшим вариантом будет учесть все эти факторы и ориентироваться на них, а не на один вариант.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.

Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

Методы обучения в группе.

1.Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи

 2. Групповая дискуссия- это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения

 3. Мозговой штурмили свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей.

При работе в группах могут возникнуть противоречия, конфликты.  Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов. Конструктивное разрешение конфликта способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. 

Роли в группе:

чтец – читает вслух;

секретарь – записывает от лица группы;

докладчик – рассказывает, что решила группа;

хронометрист – следит за временем

сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении

 

Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

Правила организации групповой работы:

говори  спокойно и ясно;

говори  только по делу;

говори   по очереди;

реагируй  жестами и знаками;

возражая или соглашаясь, смотри  на говорящего;

убедись, что в разговоре участвует каждый;

обращайся  к другу по имени.

 

Технологический процесс групповой работы

1. Подготовка к выполнению группового задания.

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)-

Инструктаж о последовательности работы.

Раздача дидактического материала по группам.

2.  Групповая работа.

Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Распределение заданий внутри группы.

Индивидуальное выполнение задании.

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
Подведение итогов группового задания.

3.  Заключительная часть.

Сообщение о результатах работы в группах.

Анализ познавательной задачи, рефлексия.

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

 

Несомненно контроль за выполнением заданий в группе должен осуществляться и учителем. Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы (Как дети сидят?Внимательны ли они или отвлекаются? Как ведут себя: живо или апатично?Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения? Слушают ли друг друга?Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

Но есть и Основные противопоказания при организации групповой работы.

 

Нельзя:

формировать пару из двух слабых учеников;

требовать полной тишины;

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе;

заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2-4 классе;

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.Немаловажно и то, что групповая работа и работа в парах представляют собой динамическую паузу, не прерывающую структуру урока.

Таким образом, мы видим, что ключевые моменты системно-деятельностного подхода нампомогает выполнить именно работа в парах и групповая работа. Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.


 

Статья на тему: «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это…

Статья на тему: «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это…

Второй этап подготовки – это парная работа

Второй этап подготовки – это парная работа

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее

Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи 2

Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи 2

Технологический процесс групповой работы 1

Технологический процесс групповой работы 1

Но есть и Основные противопоказания при организации групповой работы

Но есть и Основные противопоказания при организации групповой работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024