Приемы работы с текстом на уроках русского языка
На уроках русского языка работа с текстом ведется по трем
направлениям:
- развитие речи при анализе текстов – образцов,
- создание собственных высказываний;
- осуществление контроля знаний, умений и навыков
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подберите однокоренные слова, произведите морфологический, фонетический разбор выделенных слов, определите лексическое значение незнакомых слов, пользуясь словарем и т.д.
Докажите, что это текст, а не набор фраз;
что нового и полезного вы узнали из текста,
сочинение по метафоре, кинолента видений, сопоставление текстов различных стилей; напишите сочинение по прочитанному тексту, сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста; согласны ли Вы с точкой зрения автора, аргументируйте свою позицию и т.д.
Контрольно-тренировочные, тестовые задания,подготовка к ГИА по всем основным разделам и аспектам курса, проверка уровня сформированности речевых умений и навыков обучающихся(оценка содержания текста и его языкового воплощения(элементы лингвистического анализа).
Существуют различные приемы работы с текстом. Рассмотрим некоторые из них.
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст.
2.Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная.
Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.
3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
4.Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
6. Сложение целого текста из частей.
7. Верные-неверные утверждения.
Этот прием способствует вдумчивой работе с текстом, развивает умение критически воспринимать информацию, делать выводы о ее точности и ценности.
8. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
9.Прием комплексного анализа текста
Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Продемонстрируем это на конкретных примерах. (см.приложение)
10. Дидактические игры:
- «Корректор», »Диктор», «Редактор»,
- Собери текст.
- Распространи предложение.
11. Поэтическая разминка, анализ поэтических текстов.
Прием активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
12.Творческие работы обучающихся с опорой на данный текст (сочинение-миниатюра, синквейн, сочинение-метаморфоза, кинолента видений)
Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста. Поэтому совершенствуя умения текстовосприятия, мы создаем условия для формирования умений
текстообразования.
Уровни работы с текстом. Системный характер работы
Работа с текстом является основой формирования универсальных учебных действий, она должна осуществляться на любом уроке и быть системной.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.Различаются уровни работы с текстом:
1. Воспроизведение: комментированное чтение, нахождение сведений.
2. Анализ: выделение главной мысли, составление плана, тезисов, вопросов, схем, таблиц, написание выводов, поиск причинно-следственных связей, компрессия (сжатие текста), подбор примеров, изучение системы языка на основе лингвистических заданий к текстам.
3. Творчество: иллюстрирование, рецензирование, написание.
Эти уровни определяют «пошаговую» работу с текстами различных функциональных стилей.
На уроках в 5 классе использую следующую схему анализа текста в рамках лингвостилистического эксперимента:
1. Определить тему и основную мысль текста.
2. Выписать ключевые слова.
3. Озаглавить текст.
4. Определить стиль текста и доказать свое мнение.
5. Определить тип речи и доказать свое мнение.
Очень важны критерии отбора текстов. Отбираем тексты, интересные с точки зрения орфографии, содержащие различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений русских классиков, тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности (экология языка, память поколений, культура общения и т.д.)
Основной прием работы с текстом – его анализ. В содержание работы входит подбор заголовка текста, выбор названия из ряда предложенных, сравнение заглавий текста; определение темы, основной мысли, анализ его композиционного оформления; составление плана; определение способа соединения предложений и частей текста. Особое внимание уделяется определению функционального стиля, жанра, типа текста, а также анализу языковых средств и выявлению их роли в передаче содержания.
К 9- 11 классу выпускники научатся ориентироваться в потоке разнообразных сведений, отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, аргументировать собственную точку зрения, опираясь на собственный жизненный опыт и знания.
План комплексного анализа текста
1. Прочитайте текст.
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
1. Вспомните, что вы знаете о его авторе.
2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.
1. Какого типа речи данный текст? Описание, повествование, рассуждение.
5. Определите жанр текста. Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.
6. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится
7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.
8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.
9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.
Параллельная связь предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.
Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.
10. Как соотносятся начало и конец текста?
11. На каком приёме/ приёмах построен текст? Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).
12. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.
13. Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;
- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;
- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.
Чего достигает автор их употреблением.
Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)
15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.
Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)
16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.
Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.
17. Сформулируйте идею текста (основную мысль)
Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.
18. Каково ваше впечатление от текста?
3.Пример комплексного анализа текста в 5-ом классе
Самые мя..кие и трогательные ст..хи, книги и к..ртины написаны рус..кими поэтами, п..сателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года осень сн..мала с л..сов, с п..лей, со всей пр..роды густые цв..та, смывала д..ждями зелень рощ.. делались сквозными темные краски лета см..нялись ро..ким з..лотом, пурпуром и серебром изм..нялис не только цвет земли, но и самый воздух он был чище, х..лоднее, и дали были гораздо глу..же, чем летом осень на к..ртинах Левитана очень разнообразна. ( К. Паустовский)
1. Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.
2. Вставьте пропущенные буквы.
3. Озаглавьте текст.
4. Разделите текст на абзацы.
5. Тема текста.
6. Основная мысль текста.
7. Составьте план текста:
8. В тексте обозначьте склонение имен существительных.
9. Разберите по составу слова:
Темные, зелень, снимала
Задания на основе прозаического текста
Чу…ство одиночества (с)новой силой охв..тило мальчика но теперь это было совсем
особое гордое и мужественное одиночество( Р,р)обинзона (на) необитаем…м остров…
Петя первым делом стал присматриваться к сл…дам у него был опытный пр…ницательный гла.. искателя пр…ключений он был окружен следами он читал их как М(м)айн Р(р)ида
Ч…рное пятно на ст…не …брыва и серые уголья говорили о том что ноч…ю к бер…гу пр…ставали на ло…ке туземцы и варили на к…стре пищу. Луч…видные сл…ды ч…ек св…детельствовали о штиле и обили… возле берега мелкой рыбешки.(В.Катаев «Белеет парус одинокий»)
Задания к тексту:
1.Установите границы предложений.
2.Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
3.Выполните синтаксический разбор первого предложения.
4.Определите вид и переходность глаголов.
5.Определите разряды прилагательных.
6. Произведите фонетический разбор слова уголья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.