1. Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке. Это способность использования полученных на уроках знаний, умений и навыков в рамках взаимодействия с социумом: написать письмо, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке. Функциональная грамотность – это умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.
Так, например при отработке новой лексики, происходит её закрепление в текстах песен и диалогов. Обучающимся сначала нужно услышать знакомые лексические единицы, а затем найти их в предложенных текстах. Далее применить в устной речи данную лексику и грамматику.
2. Развитие навыков функциональной грамотности
Для развития функциональной грамотности используются различные методы: игры, песни, лингвострановедческие фильмы и мультфильмы, упражнения на аудирование, говорение (развитие монологической и диалогической речи), письмо, чтение. Особое внимание уделяется смысловому чтению. Через понимание текстов на иностранном языке происходит осмысление информации, полученной посредством разноуровневых заданий.
Развитию навыков работы с текстом способствуют упражнения на подстановку букв и слов, соотнесение картинок с предложениями, дополнение предложений по смыслу
3. Формирование функциональной грамотности
Выполнение творческих работ: письмо выражающее благодарность, изготовление семейного древа, составление списка продуктов и записки, иллюстрация к любимой сказке и представление главных героев, паспорт животного, рисунок дома, изготовление открытки на день рождения и сочинение стихотворения
Материал для составления заданий по развитию функциональной грамотности следует выбирать из жизненных ситуации: ˗ поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости; ˗ заполнение электронных анкет, опросов, резюме; ˗ поиск билетов на все виды транспорта; ˗ изучение расписания движения транспорта; ˗ работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений; ˗ использование сайтов со сводками погоды; ˗ поиск кулинарных рецептов; ˗ поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.; ˗ выбор товаров в Интернете.
Этой цели служат различные задания, создаваемые на базе изучаемых текстов. Например: посмотри на фото, скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото; опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке; прочитайте заголовок и скажите, о чем может быть текст; составьте несколько текстов из перемешанных частей текста
Тоже самое можно сказать и о лингвострановедческих фильмах, где сначала идет подготовка к просмотру, отработка лексического материала, затем сам просмотр с выполнением определенных упражнений и задания после просмотра.
4. PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни: oдин из первых уровней понимания текста - поиск в тексте конкретной информации.
Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно/не сказано.
Такие задания могут пригодиться для того, чтобы помочь ученику разобрать конкретный, сложный для понимания текст.
Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.) Однако, оказывается, что наши ученики иногда затрудняются с правильной интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок.
Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д.
Следующий уровень понимания текста характеризуется уровнем развития речи, продуктивностью ассоциаций и процессов понимания. Одним из типовых заданий, направленных на достижение такого уровня текста, является «текст с пропусками».
«использование текстов с ошибками сочетает в себе элементы исследования, что позволяет пробудить интерес учащихся к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, развивает навыки самостоятельной работы, развивает умения применять полученные знания на практике».
Однако из опыта работы следует, что у учащихся недостаточно развиты устная и письменная речь, коммуникативные процессы, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации. В процессе обучения английскому языку актуализация функциональной грамотности в сфере коммуникации является одной из основных задач образования.
Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая – вслух или про себя, - человек как бы слышит воспринимаемый текст. Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.
Следовательно, необходимо как развитие и совершенствование деятельности этих механизмов, так и контроль за успешностью решения этой учебной задачи. Так как контроль понимания услышанного может преследовать разные цели: с полным пониманием, с общим охватом содержания, с извлечением специфической информации, можно сделать вывод, что при контроле указанных объектов понимания при аудировании проверяется сформированность умений в той или иной степени полно, глубоко и точно понимать, а также дифференцировать, оценивать, перерабатывать поступающую по слуховому каналу информацию на иностранном языке.
5. Заключение
Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.