Статья на тему: «Роль методического объединения учителей начальных классов в организации самообразования педагогов»
Работа методического объединения учителей начальных классов направлена на создание оптимальных условий для развития личности учащегося и повышения профессионализма каждого педагога. В нашем коллективе работают интересные и незаурядные педагоги, которые стремятся сохранить индивидуальность каждого ученика, обеспечить раскрытие его способностей и творческого потенциала.
Целью методического объединения учителей начальных классов является:
« Совершенствование профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса».
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
1.Содействовать формированию инициативной, творческой личности педагога.Создать условия для самообразования учителей, включить их в педагогический поиск, творчество и исследовательскую деятельность.
2.Продолжить работу по изучению и внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования продуктивных знаний и воспитания активной гражданской позиции учащихся.
3.Совершенствовать работу учителей и учащихся, направленную на расширение информационного пространства через изучение и внедрение компьютерных программ. Совершенствовать формы и методы организации учебного процесса.
4.Строить учебно-воспитательный процесс с учётом здоровьесберегающих технологий.
5.Создать условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие учащихся, связанное с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности.
Методическая работа строится на использовании современных образовательных технологий:
- обучение в сотрудничестве;
- проблемное обучение;
- игровые технологии;
- интерактивные методы и формы обучения;
- информационные технологии;
- проектно-исследовательская деятельность;
- здоровьесберегающие технологии.
Сегодня в состав методического объединения входит:
12 учителей начальных классов и 1 воспитатель группы продлённого дня.
Из 13 учителей высшую квалификационную категорию имеет 1 учитель начальных классов, первую квалификационную категорию – 4 учителя начальных классов, вторую квалификационную категорию – 3 учителя начальных классов; без квалификационной категории – 4учителя начальных классов и 1воспитатель группы продлённого дня.
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Определим потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
· Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
· Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
· Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
· Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
· Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просятся в класс к конкретному учителю.
· Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
· Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
· Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
На первом в этом учебном году заседании, в августе, мы утвердили темы по самообразованию учителей начальной школы. Рекомендовали учителям алгоритм работы по самообразованию:
1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям
2. Разработка плана по самообразованию
3. Определение источников информации
4. Изучение теоретических источников
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, мероприятий)
6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка её результатов
7. Подготовка отчёта по теме самообразования
8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности
Наметили составляющие процесса самообразования учителя:
· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения
· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
На основании вышеперечисленных пунктов, каждый учитель составил личный план самообразования для профессионального роста.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим её, повышающим эффективность и качество.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
· Интернет – универсальный и самый дешёвый источник педагогической, методической и научной информации
· Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире.
· Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести отчётность и мониторинг при работе над темой
· Компьютер является универсальным и ёмким хранилищем материалов.
· Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
· Разработка комплекта электронных уроков, объединённых предметной тематикой или методикой преподавания.
· Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
· Разработка пакета стандартного поурочного планирования
· Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
· Разработка комплекта раздаточного материала по предмету
· Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий
· Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
· База данных методик обучения.
· Пакет материалов по одной из педагогических технологий
(интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
· Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
· Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
· Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате нет каких-либо достижений. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
· повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
· разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
· разработка новых форм, методов и приёмов обучения
· доклады, выступления
· разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
· выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
· создание комплектов педагогических разработок
· проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Заключение:
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы ни был современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования. На май месяц мы наметили заслушать отчёты учителей по самообразованию в виде презентаций методов, находок, идей на заседании методического объединения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.