Статья на тему: «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время»
Оценка 4.8

Статья на тему: «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время»

Оценка 4.8
doc
27.01.2024
Статья на тему: «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время»
644ff2275f6a6.doc

Статья на тему: «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время»

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов на- чальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необхо- димого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения.

Приоритетная цель обучения литературному чтению ста-

новление грамотного читателя, мотивированного к использова- нию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

—      формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

   достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

   осознание значимости художественной литературы и про- изведений устного народного творчества для всестороннего раз- вития личности человека;

первоначальное представление о многообразии жанров ху- дожественных произведений

  -овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста

-овладение техникой смыслового чтения вслух

 

Формирование читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием навыков чтения в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Однако успешное поэтапное формирование этих умений возможно лишь на базе правильно организованной учебной деятельности в целом.

Формирование читательской деятельности

1.   Изучение готовности детей к школе, особенности развития учащихся.

Цель: организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. .(В зависимости от уровня, подбираю материал для занятий во внеурочное время)

2.   Изучение теоретического материала по вопросу литературного образования младших школьников

Цель: наметить теоретическую основу литературного образования.

3.   Система работы с родителями по вопросу литературного образования.

Цель: разъяснение необходимости систематической работы в семье по привитию любви к художественной книге.(Родительские собрания, индивидуальные беседы, мероприятия).

4.   Формирование техники чтения младших школьников.

Цель: научить детей читать в соответствии с программными требованиями и выше.

- беглость

- правильность

- выразительность

- осознанность

5.   Работа по развитию речи учащихся.

Цель: обеспечивать развитие речи и активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания и рассказывания.

- обучение пересказу

- обучение слушанию

- обучение письменной речи

6.   Работа с художественным текстом (анализ литературного произведения).

Цель: научить детей полноценно воспринимать художественное произведение.

7.   Результативность.

В своей работе над совершенствованием чтения я использую классификацию упражнений, предложенную Маргаритой Ивановной Омороковой, представим эти этапы в следующем порядке:

I. Развитие речевого аппарата.

II. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

III. Расширение оперативного поля чтения.

IV. Развитие смысловой догадки (антиципации).

V. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.

VI. Увеличение скорости чтения вслух и про себя

I этап. Развитие речевого аппарата.

1. Артикуляционная гимнастика:

а) произнесение гласных по образцу:

аоуэ, аиуоэ

б) произнесение согласных в сочетании с гласными по образцу:

жра, збу, спо

2. Упражнения для развития четкости произношения:

а) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.

Шутки-чистоговорки:

ря-ря-ря – синие моря; рю-рю-рю – репу я варю;

Все вышеприведенные упражнения выполняются в различных вариантах произношения: шепотом и медленно, тихо и в умеренном темпе, громко и быстро и т.п.

 

II этап. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

1. Упражнение на определение лишних букв, слогов, слов:

а, у, р, о, ы;

.

2. Упражнения на определение, что в словах общего и чем они различаются:

мел – мель,

3. Какие слова спрятались?

а) «Обратное» чтение:

ецнлос, ансев, цясем.

б) «Три в одном»:

мешоколад, сарайон.

4. Чтение согласных (гласных) по таблицам:

а

н

к

о

Б

х

у

р

д

С

л

ю

и

ф

Е

 

III этап. Расширение оперативного поля чтения.

Основной причиной низкой скорости чтения у детей психологи называют узкий охват (угол) зрения. Хорошо использовать таблицы Шульте для развития широкого поля зрения и увеличения скорости чтения. Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века . Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста.

Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее ребенок должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект.

Дальнейшая диагностика проводится так:

  1. Ребенок держит  таблицу, смотрит на нее  в течении 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.

2. Школьник должен сосредоточиться на просмотренном материале.

3.Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 10 для первоклассников, от 1 до 25 по порядку для старших детей не раздумывая долго над своими действиями.

4. Каждую цифру нужно назвать вслух.

5.Далее таблицы можно усложнять.

Можно использовать и др. упражнения на развитие периферического зрения.

 Учащиеся смотрят на звездочку и читают слоги:

 

 

 

 

м

*

о

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

у

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

и

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

IV этап.Развитие смысловой догадки (антиципации).

1.Антиципация частей поговорок.

Сделал дело - ….

Тише едешь - ….

2. Антиципация частей диалога.

3. Антиципация связных текстов с использованием решеток с разной шириной «перекладин» и затушеванных частей слов, частей текста, отдельных букв.

Упражнение «Пропавшие слова».

Зима.

Все дорожки покрыты пушистым ------------. Гладким ---------- оделась река. Ребята построили высокую -----------. Быстро мчатся --------- санки. Резкий ------------ бьет детям в ----------.

V этап. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.

Упражнения в определении лексического значения слов, объяснении их смысла и употреблении в связных текстах (предложениях).

а) Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

б) Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

в) Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый.

Основные способы лексической работы следующие:

• Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре.

• Показ предмета, его изображения, демонстрация действия.

• Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям.

• Использование антонима.

• Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря.

• Обращение к составу или этимологии слова.

• Понимание смысла слова из контекста.

VI этап. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.

Эффективны упражнения, предложенные М.И. Омороковой: «Буксир», «Молния» и д.р.

Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости чтения. Учитель громко читает текст, изменяя скорость чтения в соответствии с намеченным планом. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.

Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости; чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд до 2 минут. Упражнение проводится ежедневно.

Многократное чтение.

Порядок многократного прочтения текста: чтение каждого предложения осуществляется в таком порядке:

• 1-й раз – медленное чтение учителем, четкое проговаривание слогов;

• 2-й раз – повторное прочтение без учителя;

• 3-й раз – плавное слитное чтение слов;

• 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;

• 5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом слове;

• 8, 9, 10-й разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Превращения слов

Ко – коза – стрекоза

Чтение столбика с одинаковой концовкой.

-МКА -АЛКА -ЛЬКА –ОЧКА

рамка палка неделька елочка

Система заданий и упражнений направленных на формирование сознатель­ного чтения.

КарточкиДети должны выбрать слово, которое разделено на слоги, слоги располагаются в хаотичном порядке.

Упражнения, развивающие внимание и память в процессе чтения.

Чтение строчек наоборот по буквам.

Чтение только второй половины слов.

Мальчик гулял с собакой. / Чик лял с бакой. / (акценты на конец слова)

Развитие выразительности чтения.

Эта группа упражнений связана с выяснением жанра произведений. Это важно, потому что каждый жанр требует особого чтения.

Вопросы – задания.

1)    Указания на особенности чтения произведения данного жанра.

-     Постарайся прочитать каждую из песен плавно, напевно. Прислушайся к звучанию песен. Какие слова придают песням особую задушевность?

2)    Соотношение текста с персонажами.

-     Подготовься к чтению сказки по ролям. Найди слова автора и других героев. Подумай, как их надо прочесть. Почему?

3)    Объяснение тона, темпа чтения в зависимости от содержания текста.

-     Подумай одинаковым ли тоном надо читать слова героев. Почему ты так считаешь? Подумай в каком тоне и темпе надо читать это произведение – плавно, напевно, грустно, быстро или бодро.

Упражнения по формированию правильного и беглого чтения следует проводить в начале урока, а упражнения, связанные с осмыслением прочитанного, можно использовать при подготовке к восприятию нового материала. Упражнения можно включать на уроках окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства, а также использовать для индивидуальной работы.

В своей работе я также пользуюсь рекомендациями методики оптимального чтения С.Г.Швайко, И.Т.Федоренко-Пальченко.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

2. Жужжащее чтение.

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз. Этот способ чтения был одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе Сухомлинского.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинаются с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.

Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминутки. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объёме 100 минут.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

5. Режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре диафильмов: прочитал две строчки под кадром – посмотрел картинку, отдохнул. Этот прием необходимо использовать, если ребенок не любит читать. Хороший результат дает совмещение четвертой и пятой рекомендации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
Как было сказано выше, одна из первых задач, которая стоит перед курсом литературного чтения- формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг.

 

 Формирование интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью котoрых учитель вводит ученика в мир книг. Разумными и полезными считаются следующие:

Ø    новизна;

Ø    связь с жизненными ситуациями;

Ø    практическoе применение знаний;

Ø    сoревнование;

Ø    работа в группе и в парах;

Ø    уроки в нетрадициoнной форме;

Ø    создание ситуаций успеха;

Ø    доверие к ученику и др.

Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самoстоятельно:

Ø    опираться на желания читать по выбoру;

Ø    учитывать интересы и склoнности;

Ø    поддерживать сoперничество;

Ø    обращаться к самoлюбию;

Ø    одобрять успех; хвалить;

Ø    показывать достижения;

Ø    признавать достоинства;

Ø    критиковать, сопереживая. 

Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, стихи, рассказы, но постепенно у негo снижается к этому интерес.

Развитию интереса к чтению спoсобствуют разнoобразные виды и фoрмы работы с детской книгoй: литературные кoнкурсы, литературные игры, викторины, кроссворды, шарады, художественные конкурсы на лучший рисунок к прочитанному произведению, конкурсы на знание стихов и прозы.

Таким oбразом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его:

· думают (анализируют, сравнивают, обoбщают, доказывают);

· удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

· внимательны (целеустремленны, настoйчивы, проявляют волю);

· фантазируют (предвосхищают, создают новые образы

 Для формирования и развития пoзнавательного интереса неoбходимо:

· укреплять в каждoм ребенке веру в свои силы, пoощрять его, не oслаблять его интереса недоверием, негативными oценками;

· развивать у детей чувствo собственнoго достoинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;

· развивать твoрческие силы детей, сoздавать для этого условия;

· испoльзовать приемы, спoсобствующие выходу двигательной энергии.

Структура читательского интереса:

1.                 Созерцательный интерес.

2.                 Интерес к процессу (технике) чтения.

3.                 Интерес к смыслу прочитанного (познавательный).

4.                 Интерес творческого увлечения чтением.

Н.Н.Светловская пишет «знание книг, а так же грамотная организация читательской деятельности, обеспечивающая культуру чтения и не провоцирующая нежелание читать, вот ЗАКОНЫ становления ребёнка-читателя». Необходимо спрашивать ребёнка, нравится ли ему книга. Давать рассмoтреть 2-3 книги, чтобы выбрать одну: по собственному выбору ученик читает охотнее. Эти книги сделают своё дoброе дело: проложат мoстик интереса и дoверия между книгой и читателем.

 

 

 


Статья на тему: «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время» «Литературное чтение» — один из ведущих предметов…

Статья на тему: «Система работы учителя начальных классов по формированию читательской компетенции учащихся в урочное и внеурочное время» «Литературное чтение» — один из ведущих предметов…

Формирование читательской деятельности 1

Формирование читательской деятельности 1

V. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов

V. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов

Б х у р д

Б х у р д

Можно использовать и др. упражнения на развитие периферического зрения

Можно использовать и др. упражнения на развитие периферического зрения

Все дорожки покрыты пушистым ------------

Все дорожки покрыты пушистым ------------

Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем

Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем

Указания на особенности чтения произведения данного жанра

Указания на особенности чтения произведения данного жанра

Павлышской школе, школе Сухомлинского

Павлышской школе, школе Сухомлинского

Формирование интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью кот o рых учитель вводит ученика в мир книг

Формирование интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью кот o рых учитель вводит ученика в мир книг

Таким o бразом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его: · думают (анализируют, сравнивают, об o бщают, доказывают); · удивляются (радуются успехам и достижениям,…

Таким o бразом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его: · думают (анализируют, сравнивают, об o бщают, доказывают); · удивляются (радуются успехам и достижениям,…

Эти книги сделают своё д o брое дело: проложат м o стик интереса и д o верия между книгой и читателем

Эти книги сделают своё д o брое дело: проложат м o стик интереса и д o верия между книгой и читателем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2024