Аннотация. Данная научная работа посвящена изучению феномена смерти как одной из стадий жизни. Работа основана на анализе философских, психологических и медицинских исследований, а также на анализе религиозных и культурных представлений о смерти в разных культурах. Авторы исследуют вопросы, связанные с определением смерти, ее природой и последствиями для живых существ, а также обсуждает различные аспекты окончания жизни, такие как эмоциональные реакции на смерть. Результаты исследования указывают на то, что смерть является неотъемлемой частью жизненного процесса, и что ее восприятие и понимание сильно зависят от культурных и религиозных факторов.
Смерть, как стадия жизни
Смерть — это завершающий этап земной жизни, который является следствием сильных и необратимых нарушений функций всех органов. Существует несколько разновидностей смерти: естественная, которая возникает из-за физиологического изнашивания тканей, старения клеток. А есть патологическая, которая возникает под действием неблагоприятных факторов.
Религия по-своему объясняет, что значит смерть для человека. В основном упор делается на то, что гибель физиологического тела — это не конец, ведь оно является лишь оболочкой души.
Обратимся к христианству. В давние времена, когда люди осознали, что есть смерть, то стали говорить о перерождении души. Многие считали и продолжают считать, что у каждого из нас есть несколько жизней, но уже в другом теле. По мнению христианства, смерти нет, она представляет собой некую подготовку к другой жизни - к вечной жизни рядом с Господом. Таким образом, смерть в христианстве — всего лишь завершение определенного этапа существования души, после которого она продолжает жить и развиваться дальше в раю.
Теперь рассмотрим ту же тему, но в другой религии. Сначала разберемся, что значит смерть с точки зрения философии мусульман. В религии азиатских стран земная жизнь также считается переходным этапом. После её окончания душа попадает на суд, который возглавляют Накир и Мункар. Позже идет высший суд самого Аллаха. Вот только настанет он после того как Вселенная разрушится и полностью исчезнет. Во-вторых, сама смерть, ощущения во время неё, сильно зависят от наличия грехов и веры. Она будет незаметной и безболезненной для истинных мусульман, продолжительной и мучительной для атеистов и неверных. Помимо представителей религиозных конфессий вопрос об окончании жизни на земле поднимали и мыслители. Платон считал, что смерть является результатом отделения души от бренной физической оболочки. Он полагал, что тело, словно клетка для души. В ней забывается о духовном происхождении, а лишь удовлетворяются бесчестные инстинкты. “А очищение - не в том ли оно состоит (как говорилось прежде), чтобы как можно тщательнее отрешать душу от тела, приучать ее собираться из всех его частей, сосредоточиваться самой по себе и жить, насколько возможно, — и сейчас и в будущем - наедине с собою, освободившись от тела, как от оков? - Совершенно верно, — сказал Симмий. - Но это как раз и называется смертью - освобождение и отделение души от тела? - Да, бесспорно. - Освободить же ее, — утверждаем мы, — постоянно и с величайшею настойчивостью желают лишь истинные философы, в этом как раз и состоят философские занятия - в освобождении и отделении души от тела”. Таким образом, очищение — первопричина, согласно которой умирание считается методом философии. Если истина носит вечный характер, то познать ее может только вечная и неизменная часть человека. Эту часть можно выделить лишь путем отречения от телесного, как и считал Платон: “достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой”.
Начиная с XIX в. началось бурное формирование медицинских технических средств, что благополучно применялись ради более точной констатации смерти. В то же время изучали испытания новых технологий оживления человека. В России первая успешная попытка оживления сердца человека была произведена в 1902 г. доктором А. Кулябко (Томский университет). В 20-е гг. XX в. был сконструирован первая в мире установка для искусственного кровообращения. Она была названа (его создателями С. Брюхоненко и С. Чечелиным) автожектором. В годы Великой Отечественной войны В. Неговский и его коллеги разрабатывали «комплексный метод оживления» организма. Одновременно протекало подробное исследование процессов конечных стадий жизнедеятельности. Неговский выделял пять стадий умирания: преагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая и биологическая смерть.
Различение клинической смерти (обратимой стадии умирания) и биологической смерти (необратимой стадии умирания) явилось устанавливающим для становления реаниматологии — науки, исследующей механизмы умирания и механизмы оживления умирающего организма.
Реанимация — это прямое доказательство научно-технических достижений человека. Хотя между человеком и техническими средствами, им созданными, появляется довольно твердая взаимосвязь. Хайдеггер приводит такое сравнение: «Техническое, в самом широком смысле слова, есть не что иное, как план, созданный человеком, но который, в конце концов, вынуждает человека к действию, независимо от того, желает он того или уже нет».
Система здравоохранения, оборудованная реанимационной техникой, сейчас не способна отказаться от ее применения, зачастую обращая своих больных в бесправные жертвы. Граница между поддержанием жизни и продлением умирания делается такой тонкой, что смерть оказывается долгим механизированным процессом, который технологически сможет тянуться до десяти лет.
В советское время медики пытались не затрагивать смертельно больному пациенту о том, сколько ему осталось. Это было «лжесвидетельство», которое рассчитывалось в пользу человеку. Это обосновывалось психо — эмоциональными факторами веры в излечение и борьбы за существование до последнего. Впрочем, есть случаи, когда подобная неправда во благо приводила к большему вреду, чем к пользе. У пациента могло складываться подозрение к врачу, сомнения в его компетенции — это тоже негативные психологические факторы. Принятие болезни и отношение к ней зависят от эмоционально — психологического склада пациента. Когда З. Фрейд узнал от врача, что у него обнаружен рак, он сказал: "Кто вам дал право говорить мне об этом?" Таким образом, вопрос относительно объявления неизлечимого диагноза пациенту представляется неизбежным и вечным в профессиональной врачебной этике.
Доктор Е. Кюблер-Рос и ее коллеги придерживаются концепции «смерти как стадии роста». Упрощенно это представлено стадиями, которые переживает человек: Первая стадия - "стадия отрицания" ("нет, не я", "это не рак"); вторая - стадия "протест" ("почему я"); третья - стадия "просьба об отсрочке" ("еще не сейчас", "еще немного"), четвертая - стадия "депрессия" ("да, это я умираю"), и заключительная стадия - "принятие" ("пусть будет"). На этапе принятия некоторые люди начинают жить так, как им хотелось бы ранее, когда не хватало времени для яркой жизнь, а теперь они проживают ее «на полную»!
Христианство не приемлет принцип «лжесвидетельства» к умирающим верующим людям.
Эта ложь "лишает личность решающего итогового момента прожитой жизни и тем самым изменяет condition humaine не только жизни во времени, но и в вечности". Ведь в христианстве смерть — дверь между земной жизнью и вечностью.
Однако, невзирая на то, что смерть – это стадия жизни, ее искаженное представление сможет причинить великое множество проблем для человечества. Одна из ключевых проблем – это страх перед смертью, который ведет к разнообразным формам неврозов. Кроме того, представление кончины как некоего исцеления от болезней может стать причиной неадекватного подхода к лечению.
Один из примеров произведения, где смерть рассматривается как стадия жизни, может быть роман "Тонкий мир" Эджарда Херрера. В этом романе главный герой, Торкуэй, переживает множество потерь и смертей, но в конце концов находит просветление и понимание того, что смерть — это естественный процесс, который не имеет ничего плохого, и что мы должны принять его и жить полноценной жизнью, пока можем.
Одной из ключевых тем романа является тоже, что смерть не является концом всего, что она всегда будет частью жизни, и что умирать это значит, переходить к другой форме бытия. В этом смысле, смерть, как стадия жизни, является неотъемлемой частью жизни, и этот роман помогает осознать это утверждение.
Таким образом, роман "Тонкий мир" Эджарда Херрера, иллюстрирует идею о том, что смерть, как часть жизненного цикла, не следует бояться, и что мы должны принимать ее как естественное завершение жизни, чтобы продолжить свое существование на другом уровне бытия.
В заключении хочется сказать, что смерть – это стадия жизни, которую нужно рассматривать и изучать с разных точек зрения. Ее объективность не вызывает сомнений, но субъективное понимание этой фазы – это реальность нашей жизни. Философия, основываясь на этом знании, может помочь людям в более адекватном понимании и принятии смерти.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.