Допущен
Зав. филиалом ГБПОУ «ЧГСК»
________________Р. С.-А.Токаева
29 апреля 2024 г.
Плана учебного занятия
Профессия: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Наименование дисциплины: ООД.10 История
Группа: 23 ЭК-Д/У-9
Дата: 29.04.2024
Преподаватель: Хурцаев Магомед Ломэльевич
Тема учебного занятия: Россия в эпоху петровских преобразований.
Цель урока: формирование знания о петровской эпохе и преобразованиях Петра I, формировании Российской Империи
Задачи урока
Обучающие:
уметь сравнивать, определять сходства и различия культур
древнерусской цивилизации
Развивающие:
развивать операции логического мышления: умения анализировать,
синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма;
воспитать внимательность, аккуратность, ответственность, человеколюбие, соблюдая морально-этические принципы своей деятельности.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: лекция (с элементами беседы)
Межпредметная связь: Обществознание
Планируемые образовательные результаты УУД
Предметные: развивать интерес к культурным достижениям России, формировать знание о процессе развития Российского государства
Задачи урока:
Личностные: развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Оборудование, дидактический материал (доска, компьютер, экран).
1. Ход урока.
Организационный этап.
-Выявление отсутствующих обучающихся.
-Проверка внешнего и рабочего вида обучающихся.
-Организация внимания и готовности к уроку.
2.Мотивационно - целевой этап.
Сегодня мы перед собой поставим основную цель: формирование знания о петровской эпохе и преобразованиях Петра I, формировании Российской Империи
3.Актуализация знаний:
Опрос пройденного материала:
1.
4. План урока:
1. Изучить теоретический материал
2. Выполнить конспект
5. Изучение нового учебного материала. Приложение 1.
6.Закрепление новых знаний и способов действий.
7. Подведение итогов:
Объявление и комментирование оценок: (оценка качества работы каждого обучающегося, отметить особо отличившихся).
Рефлексия
Ø сегодня я узнал(а)…
Ø было интересно…
Ø я понял(а), что…
Ø
9. Домашнее задание: Учебник «История», В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, 3-е издание, Москва, ИЦ «Академия», Стр. 336-343
Приложение 1
XVI–XVII века в истории западных держав – это время отмирания средневековых феодальных отношений. В это время зарождается новый тип отношений, новый экономический уклад – капиталистический. На место цехов приходят мануфактуры, использующие наемный труд и узкую специализацию. Также происходят социальные изменения, связанные с расслоением. В это время зарождается класс буржуазии, который впоследствии в борьбе за свои права будет инициатором многих европейских революций.
В XV–XVII вв. в странах Европы происходит распад феодальной сословной системы. Крестьяне и ремесленники становятся лично свободными людьми. Происходит постепенный переход к капиталистическому обществу, главными составляющими которого является наличие частной собственности и рыночной экономики.
Великие географические открытия привели к возникновению единого мирового рынка, установлению торговых связей между континентами. Открытие Нового Света повлекло за собой приток драгоценных металлов, что привело к падению цен на золото и подорожанию всех других товаров. Протестантская этика создала предпосылки для нового отношения к труду и накоплению. Все это способствовало росту капиталов.
В Европе XV–XVII вв. сформировались следующие социальные группы:
• буржуазия (купцы, крупные банкиры, откупщики);
• дворяне, которые начинают включаться в предпринимательскую деятельность;
• лично свободные крестьяне и ремесленники;
• наемные рабочие.
Ресурсы
Источники энергии:
• мускульная сила людей и животных,
• ветряные мельницы,
• водяное колесо (активно используется в металлургии и горном деле).
Оружие:
• полевая артиллерия (XVI в.),
• ручное огнестрельное оружие: аркебуз (конец XIV в.), мушкет (первыми применили испанцы в
1521 г.), ружье со штыком (конец XVII в.).
Судостроение:
• шведская каравелла,
• английский галеон.
Англия и Нидерланды становятся ведущими центрами мировой торговли. В гаванях Антверпена ежедневно разгружалось до 250 кораблей. В 1600 г. в Англии создана Ост-Индская компания. Эта компания добилась для себя права на монополию – исключительное право ввозить в страну перец.
Появление и развитие мануфактур, начинающих вытеснять ремесленные мастерские.
Мануфактура (от лат. manus – «рука» и factura – «изделие») – крупное предприятие, на котором изделия производились посредством ручного труда. Мануфактура могла быть рассеянной (работники трудились на дому) или централизованной (работники находились в одном помещении).
Происходит накопление капитала. Накоплению капитала способствовало огораживание земель в Англии, революция цен, протекционистская политика государства, неэквивалентная торговля с колониями Нового Света.
Ранняя мануфактура существовала в двух видах:
Централизованная (основанная в одном месте, например обслуживание флота и армии, производство бумаги, книг, стекла).
Рассеянная (цеховые ремесленники боролись с мануфактурами и требовали их закрыть. Предприниматели нередко рассредотачивали мануфактуру. Они закупали сырье, передавали ремесленникам и крестьянам, забирали готовую продукцию и продавали ее).
В XVI веке мануфактуры соперничают с ослабевающими ремесленными цехами.
Формирование капиталистического уклада шло неравномерно. К концу XVI века капитализм стал определяющим в экономике Англии и Нидерландов, а также играл заметную роль в отраслях производства во Франции, Германии и в Швеции. Гораздо медленнее он развивался в Италии, Испании и Португалии. Втягивание ряда германских земель центральной и юго-восточной Европы, а также России в капиталистические отношения привело к обратному эффекту – феодализации экономики и тяжелым формам закрепощения крестьянства.
Экономические изменения XVI–XVII веков привели к изменениям в социальной структуре европейского общества. Происходит социальное расслоение крестьян и городского населения. Кого-то капитализм сделал богатым, а кого-то, наоборот, разорил. Разорившиеся крестьяне и ремесленники пополняли ряды наемных рабочих и слуг. Их можно отнести к разряду бедноты. Зарплаты были относительно невысокие. Женщины и дети получали меньше мужчин. Действовала строгая система штрафов. Нередко наемные рабочие жили на мануфактурах и выходили за их ворота лишь по праздникам и для посещения церкви. Безработные бедняки становились бродягами (рис. 7). Города боялись бродяг. Они приносили в город социальные волнения и болезни. Были приняты законы о нищенстве.
Дух капитализма затронул и дворянство. Новое дворянство (в Англии его называли джентри) (рис. 8) превратилось в сельских капиталистов-предпринимателей. Изменился и их стиль жизни. Они поддерживали тесные связи с городскими торговцами, купцами, вступали с ними в родственные отношения. Новой категорией были люди, не имевшие благородного происхождения, но купившие его. Ими могли быть купцы, богатые горожане и даже богатые крестьяне. Таким новым сословием этой эпохи стала буржуазия. Этот термин появился еще в XII веке во Франции. Он означал почтенных граждан, которые владели большой собственностью и вели достойный образ жизни. В Новое время этим термином стали обозначать предпринимателей, имеющих свое дело в области торговли, производства или банковском деле.
В XVII веке крупнейшими представителями буржуазии были:
- купцы, занимающиеся международной торговлей (рис. 10);
- крупные банкиры;
- откупщики.
Заключение
XV–XVII вв. – это время формирования в Европе капиталистических отношений, условиями развития которых являются личная свобода индивида, устранение регламентаций корпоративной системы и установление ответственности личности за свое благосостояние. В этот период происходит процесс накопления капитала, появляются мануфактуры, возникает класс наемных работников, с одной стороны, и капиталистов-предпринимателей – с другой.
Класс предпринимателей становится все более влиятельным – и не только в экономическом отношении. Буржуа выступают как главная сила мощных религиозных и политических движений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.