Статья на тему:
"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"
Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.
Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание.
Необходимо ориентировать урок на формирование как специфических,
так и общеучебных умений школьников: умение использовать новые знания в тесной
связи со «старыми», опираться на знания из других предметов, уметь отбирать
необходимые знания из огромного количества информации, систематизировать
учебный материал, пользоваться любым справочным материалом. Важно на уроке
систематически и целенаправленно знакомить ребёнка с изобразительными
возможностями языка, учить наблюдать за использованием различных языковых
средств на примере лучших образцов художественной литературы.
Разумеется, на уроках русского языка основным видом речевой
деятельности является письмо, его содержательная и нормативная сторона. Однако,
надо признать, что не менее важным для уроков не только литературы, но и
русского языка должно стать чтение (обучение разным видам чтения как речевой
деятельности). Если говорить о взаимосвязанном обучении разным видам речевой
деятельности, то нельзя не признать, что именно чтение, восприятие текста при
чтении предопределяет успех в овладении умениями и навыками, связанными с
письмом, слушанием устной речью.
Что же входит в понятие осознанно воспринимать печатное слово, т. е. умение
читать?
На уроках русского языка чтение должно быть организовано на основе
учебно-научного текста лингвистического содержания.
Как показывает многолетняя практика, целенаправленная работа с
учебно-лингвистическим текстом включает несколько этапов анализа.
1. Подготовительный этап.
Его цель – подготовить детей к восприятию содержания текста учебника
или другого учебного издания типа “За страницами учебника…”
На этом этапе учитель использует такие приемы:
уточнение темы и основной мысли текста (анализ темы урока, название параграфа учебника или книги, работа с эпиграфом). прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному началу, предполагая возможное развитие основной мысли (задания типа как вы полагаете, какую новую информацию должен этот текст содержать и т. п.) словарная работа, предусматривающая уточнение лексического значения ключевых слов, известных учащимся, или новых терминов, разъяснению которых и посвящен новый текст; просмотровое чтение текста (в течение 30-40 секунд дети знакомятся с текстом с целью выяснения его структуры, графического оформления: каким образом выделена ключевая информация, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т. п.)
2. Этап ознакомительного чтения текста.
Цель работы – достичь понимания основного содержания текста.
На данном этапе необходимо прежде всего организовать чтение текста вслух
сильным учеником или про себя, для активизации внимания учащихся чтение
сопровождается заданиями такого типа:
постановка целевого вопроса перед чтением (например: Читая текст, определите, какая информация в нем является для вас новой, а какие сведения вам уже известны); уточнение темы и основной мысли текста; составление плана (простого или сложного); составление схем, таблиц на основе текста; подбор заголовка; оценка понимания текста (например, выяснение того – в чем необычность в подаче материала, какая информация осталась непонятной и т. п.);
3. Информационно-смысловая обработка текста.
Цель заключается в том, чтобы понять и запомнить данный текст.
Информационно-смысловая обработка текста предполагает смысловой, структурный и
языковой анализ. Учащиеся комментируют и оценивают главную и второстепенную,
известную и неизвестную информацию, выделяют информацию иллюстрирующую,
аргументирующую, фиксируя ее на письме в виде плана, тезисов, опорных схем,
конспекта, резюме.
4. Выразительное чтение текста. Цель этого этапа не только в том, чтобы
целенаправленно обрабатывать у учащихся навыки выразительного чтения научного
текста, но и в том, чтобы, например, при изучении тем “Причастие” и
“Деепричастие” семиклассники после подробного анализа фрагментов текста
получили возможность еще раз внимательно изучить его содержание в полном
объеме.
Комплексная работа с текстом.
… Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв
обычные, всем известные слова, расположить их так, как никто другой не может.
Вот, например: “Но вскоре сумрак сравнялся с тишиной на уездной улице, а Люба
потеряла свои глаза и закрыла учебную книгу”. Каждый из нас тысячи
раз говорил каждое из слов в этом предложении, но вместе так их мог “сложить”
только Андрей Платонов в “Реке Потудани”. Внимательно присмотревшись, мы
заметим, что никто из нас не говорил “сумрак сравнялся с тишиной”, “с тишиной
на уездной улице”, “закрыла учебную книгу”. То есть слова – общие, а
словосочетания слов – платоновские
Есть еще одна таинственная вещь – авторская интонация. Но каждый слышит только
часть ее какой-то вариант. Если прочтут пять актеров, любящих и понимающих
автора, получится пять разных интонационных рисунков.
Все знают, что “всякое слово уже обобщает…”. Слово, кажется, вбирает в себя
“все”. Но только человек может показать, сколько оттенков слова скрывается и
открывается в его мыслях, чувствах, в его действиях.
Если языки – открытые системы, то человеческие интерпретации слова –
поистине бесконечность.
(И. Горелов, В. Енгалычев, Безмолвный мысли знак)
Вопросы:
1) Определите тему, основную мысль текста. Запишите три последних абзаца,
подчеркните грамматические основы предложений.
2) Докажите, что это текст научно-популярного стиля.
3) Объясните значение выражений:
а) авторская интонация;
б) человеческие интерпретации;
в) языки – открытые системы.
4) Подтвердите справедливость мысли, выраженной в первом абзаце текста,
самостоятельно отобранными примерами из художественного текста.
5) Замените в двух-трех предложениях причастные и деепричастные обороты
придаточными предложениями. Сравните синонимичные конструкции.
6) Как образованы причастия, деепричастия понимающий, любящий, взяв,
присмотревшись.
7) Образуйте причастия и деепричастия от глаголов: говорить, заменить, слышать,
показать, показывать, открывается.
8) Составьте схемы сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
9) Подберите синонимы к вводному слову кажется.
10) Объясните орфограммы и пунктограммы.
Памятка.
При подготовке к выразительному чтению определите:
1) Где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные;
2) Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста,
его языковые особенности.
5. Пересказ текста. На этом этапе учитель отслеживает процесс освоения учащимися языка науки, развитие способностей строить достаточно объемное высказывание на лингвистическую тему. Пересказ может быть полным и сжатым, устным и письменным. Необходимо время от времени предлагать учащимся, начиная с 5-го класса, письменное изложение текста из учебника русского языка, знакомя их с основными приемами конспектирования научного текста.
Например:
Прочитайте. Как бы вы озаглавили текст?
Развитие мировой литературы выработало определенный “идеал” языка, установило
основные коммуникативные качества хорошей речи. Конечно, эти качества, как и
сам “идеал” языка, развиваются, изменяются, поэтому понятия о хорошей речи не
совсем совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и
мировоззрений.
В высказываниях великих писателей, ученых, критиков, публицистов названы такие
качества речи, которые являются необходимыми и основными для нее, именно:
правильность, точность, простота, полнота, логичность, выразительность,
богатство, уместность.
Если мы соглашаемся с тем, что язык – это средство общения, средство обмена
мыслями, то и к оценке достоинств и недостатков речи мы должны, очевидно,
подходить с вопросом: насколько же удачно, насколько целесообразно отобраны из
языка и использованы для выражения конкретных мыслей и чувств различные
языковые единицы (слова, словосочетания, предложение и т. д.).
Если эти единицы употреблены правильно, то есть по соответствии с тем
содержание, которое нужно было выразить, и с теми условиями, в которых
осуществлялась речь, - такая речь должна быть признана хорошей.
Вопросы:
1. Докажите, что это текст научно-популярного стиля.
2. Определите тему текста, укажите ключевые слова.
3. Продолжите предложение: Если попытаться дать определение хорошей речи, то
надо сказать, что речь правильная… Кроме того, нельзя не отметить, что…
4. Объясните значение слов: мировоззрение, идеал, целесообразно.
5. Используя материал текста, подготовьте конспект на тему “Качества хорошей
речи”.
Таким образом, виды речевой деятельности, связанные с пониманием
прослушанного или прочитанного текста, требуют развития и совершенствования в
среднем звене, и соответствующая работа должна быть непременно предусмотрена на
уроках русского языка.
Такого же внимания требует и другой вид речевой деятельности, как говорение.
Процесс создания собственного высказывания в устной форме постоянно сопровождает учебную
деятельность школьника.
Отметим наиболее распространенные формы устного высказывания учащихся на уроках
русского языка.
1. Ответы на вопросы (краткие и развернутые). Основное требование
заключается в том, чтобы ответы были аргументированными, поэтому надо разрешать
пользоваться планами ответа (самостоятельно составленными или под руководством
учителя), планами языкового разбора, схемами, таблицами, раскрывая системные
связи языковых явлений, способствуя осознанию наиболее существенных признаков
языковых единиц.
Устный пересказ лингвистического текста. Воспроизведение прочитанного текста на
лингвистическую тему – один из самых распространенных типов заданий, поскольку
учебные тексты сопровождаются серией вопросов, позволяющих проверить понимание
прочитанного, знание лингвистической терминологии и владение языком предмета.
Пересказ может осложняться разнообразными заданиями:
кратко пересказать текст, предельно свертывая содержащуюся в нем информацию;
переложить содержание текста, изменяя последовательность в передаче
содержащихся в нем фактов;
дополнить пересказ текста иллюстрированным материалом и т. п.
В русском языке огромное количество слов, и все они делятся на разные группы в
зависимости от того, какая лексическая особенность слова имеется в виду. В
связи с этим выделяются разные группы, которые отражают:
1) особенности лексического значения слов (слова однозначные, многозначные;
использование слов в переносном значении);
2) смысловую связь разных слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы);
3) особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы,
профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; устаревшая лексика);
4) происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика).
- Связное высказывание на лингвистическую тему с помощью опорных
сигналов. Данное задание формирует не только навыки говорения, но и позволяет
проверить усвоение изученного материала, способность создать текст.
- Рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка.
Темой для таких высказываний, как правило, служат опорные лингвистические
вопросы типа: Причастие, деепричастие – это особая форма глагола или
самостоятельная часть речи?
Или рассуждение на лингвистическую тему, например, при выполнении следующего задания:
1) Используя этимологический словарик, объясните от каких устаревших слов
образованы данные: вежливый, внезапный, наперсток, питомник,
вдребезги, внутрь, второпях, нахрапом, дотла, набекрень.
2) На материалах этих слов докажите справедливость высказывания русского
лингвиста : “Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни
народа”.
Инструкция о применении того или иного правила. Такое высказывание предполагает
описание действий, которые при языковом анализе должны привести к правильному
результату.
Например, чтобы отличить от омонимичных сочетаний слов, необходимо…
Или инструкция такого типа: Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу,
не забывайте определять:
- к какой части речи относится слово;
- каково его лексическое значение;
- от какого слова оно образовано.
Формулирование выводов (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного
языкового анализа и т. п.
Развитие речевой грамотности – это, конечно, главная задача уроков русского
языка, это постоянная работа на каждом уроке, работа, направленная, прежде
всего, на усвоение основных норм русского литературного языка.
Необходимо вводить в структуру урока рубрики такого типа, как “Произноси
правильно”, “Правильно ставь ударение”, “Почему мы так говорим”, “В мире слов”.
А на уроках развития речи в целях совершенствования речевой культуры школьников
необходимо формировать еще и речевой самоконтроль учащихся, обучать их умению
совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей,
своевременно замечать ошибки и недочеты как в содержании, так и в языковом
оформлении текста. Должное внимание необходимо уделять редактированию письма.
В старших классах приоритетной становится задача повышения уровня речевой
культуры в наиболее важных ситуациях учебно-научного и делового общения. Особое
внимание необходимо уделять целенаправленному развитию таких видов речевой
деятельности, которые необходимы для обучения в ВУЗе, в будущей профессиональной
деятельности выпускников: написание тезисов, рефератов, докладов,
составление деловых бумаг, умение защитить научную работу, умение
выступить публично.
Результативность процесса формирования навыков устной речи во многом зависит от
того, насколько хорошо осознают ученики требования к устному высказыванию.
Именно поэтому очень полезно приучать школьников к систематическому
рецензированию ответов учащихся. Практика показывает, что эффективность такой
работы значительно увеличивается, если ребенок приучен давать рецензию,
руководствуясь планом, например, таким.
План рецензирования устного ответа.
I. Содержание устного высказывания.
1. Соответствие теме.
2. Соответствие основной мысли.
3. Фактическая правильность.
4. Логика высказывания.
II. Языковое оформление.
1. Орфоэпическая правильность речи (произношение звуков, сочетаний звуков, ударение).
2. Грамматическая правильность употребления форм слов, построения
словосочетаний, предложений.
3. Интонационная правильность речи (тон, темп, громкость голоса, четкость
произношения, правильная расстановка логического дарения, пауз, мелодики речи –
повышения / понижения голоса).
4. Лексическая правильность речи (употребление слова в соответствии с его
лексическим значением).
5. Стилистическая целостность высказывания.
III. Выразительность речи.
1. Использование особых риторических приемов (риторическое восклицание,
риторический вопрос, риторическое обращение; повтор слов, словосочетаний;
изобразительные средства: анафора, параллелизм предложений и т. п.).
2. Уместное использование мимики, жестов, позы.
Хорошую помощь школьникам в подготовке выступлений могут оказать советы,
оформленные в виде памятки: Выступая перед аудиторией с докладом, помните, что:
нужно учитывать речевую обстановку (возраст слушателей, их интересы, информацию, которой располагают слушатели по теме доклада, количество присутствующих, место проведения встречи и т. п.); говорить надо то, что вы сами хорошо поняли и в чем горячо убеждены; нужно помнить о теме выступления, постоянно раскрывать ее, углублять; лучше отбрасывать все лишнее, второстепенное, ибо мелочи мешают увидеть и понять главное; факты украшают выступление, делают его более убедительным; нужно постоянно следить за слушателями: если они теряют интерес к докладу, попытайтесь изменить речь, привести интересный факт, задать риторический вопрос, использовать прием ответов-вопросов; нельзя говорить слишком долго: это утомит вас и аудиторию; не стоит стараться перекричать аудиторию, но нельзя и говорить слишком тихо: это в одинаковой мере раздражает; следует избегать слов-паразитов (значит, так сказать, ну и т. п.): это режет слух и мешает восприятию смысла речи; ваша речь должна быть орфоэпически грамотна, интонационно богата: по выступлению судят о вас самом и о вашей культуре.
Таким образом, основные правила построения устной речи можно
выразить шестью словами: уместно, убедительно, логично, кратко, грамотно и
выразительно. Эти слова (и, конечно, памятка) – руководство к созданию
собственного высказывания и одновременно ключ к рецензированию прослушанного
выступления, план его анализа.
Приобщение человека к культуре происходит, конечно, не только на уроках
русского языка, литературы, истории, но и под влиянием того, что мы читаем,
слышим, видим, с кем общаемся, одним словом, под влиянием той среды, вернее той
речевой среды, в которую мы погружены. Это влияние особенно чутко воспринимает
ребенок. А что же делать, если мы видим, что естественная речевая среда,
окружающая детей, язык телевидения, газет, современных книг,
реклам, речь взрослых и сверстников не приобщает к культуре, а отторгает от
нее? Тем более, что многие родители смирились с тем, что ребенок мало читает,
что общение с книгой вытесняется общением с компьютером, с телевизором.
Единственный выход в этой ситуации – это создавать на уроке русского языка
развивающую речевую среду, способную приобщать школьника к культуре.
Важнейшим средством такой обучающей развивающей среды является художественный
текст, при чтении которого дети знакомятся с правильной, грамотной и красивой
речью.
Именно текст – основа создания той речевой среды, которая развивает, развивает
чувство языка, творческую память, приобщает к культуре, способствуя духовному
становлению личности, точнее языковой личности, владеющей не только всеми
видами речевой деятельности, не только умением правильно и четко выражать
мысли, но и обладающей индивидуальным авторским стилем.
Текст должен обладать определенными качествами, т. е. надо иметь в виду не
только его содержание (о чем говорит автор?), а интересно ли это современному
школьнику? Способен ли этот текст вызвать отклик у читателей, воспитать хороший
вкус?
Для анализа необходимо предлагать тексты разных стилей. Но особенно важна
работа с публицистическим текстом, т. к. при его анализе можно выражать не
только мысли, но и чувства, проявляя при этом себя как личность, наделенную
даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова по-своему
выразить это восприятие.
Комплексная работа с художественном текстом на уроках языка предполагает
проведение в ходе исследовательской деятельности учащихся
наблюдений над особенностями употребления изобразительно-выразительных средств
языка в тех “безукоризненных образцах”, какими являются произведения русской
классики, выявление закономерностей использования языковых единиц в речи.
Именно внимание к языку художественных произведений – это как раз то, что
помогает воспитывать любовь к слову. Комплексная работа с текстом - это
многоаспектная деятельность, включающая сначала вопросы и задания, направленные
на осмысление содержания, связанные с читательским восприятием текста как
речевого произведения, затем – задания речеведческого характера, включающие
такие понятия как “текст”, “стиль”, “тема”, “основная мысль”, основные средства
связи между предложениями. За речеведческими заданиями следуют задания
языкового характера по фонетике, лексике, грамматике. И, наконец, -
вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды
разбора.
Задача учителя – правильно организовать на уроке ту речевую среду, которая
поможет детям почувствовать гармонию и красоту русской речи.
В процессе обучения языку необходимо обращать внимание и на речетворческое
осмысление того или иного слова, глубина которого измеряется прежде всего
значениями, представленными в различных лингвистических словарях и
справочниках. Можно рассмотреть любое слово. Например, слово “звезда” во всем
его многообразии значений: т. е. лексическое, этимологическое, символическое,
мифологическое, ассоциативное, художественно-образное, т. е. поведение слова в
художественном тексте.
Лексическое значение слова проверяется учащимися по толковому словарю.
Звезда – 1. Небесное тело, видимое глазом как светящаяся точка.
Утренняя звезда.
В синем небе звезды блещут.
В синем море волны хлещут.
()
2. О выдающем человеке, знаменитости. (перен.)
Звезда балета.
3. Геометрическая фигура с выступающими углами, а также предмет, имеющий
такую форму.
Елочная звезда.
Фразеология.
Звезд с неба не хватает.
Звезда первой величины.
Восходящая звезда.
Родиться под счастливой звездой.
Путеводная звезда.
Этимологическое значение слова определяется по словарю.
Звезда – общеславянское … Образовано с помощью суффикса – да от сущ. gvoidъ,
являющегося “звонким” дублетом слова kvoitъ (совр. свет.).
(Шанский словарь русского языка, М, 1994).
Художественное (образное) значение слова определяется в художественном тексте в
процессе анализа. Например:
Текст 1.
Запишите стихотворение Н. Рубцова. Какое настроение передает поэт? Определите
тему, основную мысль текста. Какие слова повторяются, как это связано с
содержанием стихотворения? Подготовьтесь к выразительному чтению: для этого
проанализируйте внимательно строение, пунктуационное оформление предложений,
отметьте слова, на которых следует сделать логическое ударение, определите
место коротких и более продолжительных пауз, обратите внимание на интонацию
сложных предложений, восклицательного предложения.
Звезда полей
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью,
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним.
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
1. Выучите стихотворение наизусть, затем запишите его по памяти и
сверьте запись.
2. Вспомните поэтические строки, в которых есть слово звезда. Почему оно в
лирике Н. Рубцова является ключевым словом?
3. Вспомните стихотворения других поэтов (Ломоносова, Пушкина, Лермонтова,
Блока, Есенина, Ахматовой, Заболоцкого…), в которых встречается образ звезды.
Понаблюдайте, в каком значении употребляется в этих текстах многозначное слово
звезда. Подумайте, почему образы звезды, света, огня, противопоставленные
образам тьмы, мрака, темноты, так часто встречаются в русской поэзии.
Текст 2.
Прочитайте отрывки из повести Н. Коняева “Путник на краю поля”;
Развалины церкви в Никольском многое объясняют в поэзии Рубцова. Его стихи –
всегда попытка восстановления храма, это возведение церковных стен, вознесение
куполов в необыкновенную высь, это молитва, образующая церковное строение, и
страшное ожидание окончательной гибели его. Рушатся, рассыпаются в пыль стены
возведенного храма, осенняя пустота сквозит между опорами купола, и гаснет свет
святости в захлестывающей поэта черноте.
В письме Глебу Горбовскому Рубцов, кажется, об этом и пытался рассказать: “Сижу
сейчас, закутавшись в пальто и спрятав ноги в огромные рваные старые валенки, в
одной из самых старых и самых почерневших избушек селения Никольского – это
лесистый и холмистый, кажущийся иногда совершенно пустынным, погруженный сейчас
в ранние зимние сумерки уголок необъятный, прежде зажиточной и удалой
Вологодской Руси. Сегодня особенно громко и беспрерывно воют над крышей
провода, ветер дует прямо в окна, и поэтому в избе холодно и немного неуютно,
но сейчас тут затопят печку, и опять станет тепло и хорошо…”
Январь шестьдесят пятого года. Уже написаны были Рубцовым великие стихи. Написаны
там, на краю заледеневшего поля…
Невольно останавливаешься на этих словах и сам, леденея от холода, заглядываешь
в смертную черноту полыньи, но стихотворение несет тебя, возносит душу к
высшему свету:
…в минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом
осенним, Она горит над зимним серебром…
И такая благость в достигнутых высях, такая чарующая даль открывается окрест,
что уже не жалко и жизни – все уроднено, все освещено светом звезды полей… Но в
последней строфе снова возвращаешься сюда, на поле, в заледенелую мглу:
Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней…
“Полней” и “полынья”… Эхом, отразившимся от студеной воды, повторяется рифма,
замыкая движение и не стиха даже, а самой жизни…
Это эхо различаешь всегда, вслушиваясь в стихи Николая Рубцова, читаешь их, и
словно бы твои самые главные и самые чистые чувства, отражаясь, возвращаются к
тебе, и замирает сердце, узнавая их…
И вот тут-то прояснено понимаешь вдруг, что, может быть, в том и заключается
опыт души и сердца, чтобы научиться отзываться на звук Глагола, затерянный в
древних, смутных и неясных словах. И стихают пораженные силой Глагола глухие
стоны, отступают бурьян и нежить…
1. Согласны ли вы с оценкой поэзии Н. Рубцова автором текста?
2. Какие лексические и грамматические средства выражения отношения используются
автором?
3. Подготовьтесь к изложению (подробному, или сжатому, или выборочному).
Дополните пересказ анализом одного (или нескольких) стихотворений Н. Рубцова.
В процессе определения речетворческой глубины слова у учащихся
обязательно родятся замыслы собственного высказывания. Можно предложить детям
такое задание:
Запишите начало предложения “Когда я читаю стихи Николая Рубцова…” и
продолжите, высказав свои впечатления. Можно написать о том, что вы
представляли, когда читали и слушали стихи Рубцова, или рассказать о своих
впечатлениях от стихов, или попробовать самим написать стихотворные строки.
Таким образом, речеведческое осмысление слова – это путь от слова в словаре
через слово в художественном тексте к слову своему собственному: “ …всякое
слово существует для говорящего в трех аспектах: как нейтральное и никому не
принадлежащее слово языка, как чужое слово других людей, полное отзвуков чужих
высказываний, и, наконец, как мое слово, ибо, поскольку я с ним имею дело в
определенной ситуации, определенным речевым намерением, оно уже проникает моей
экспрессией”. Результатом процесса речеведческого осмысления слова являются
творческие работы учащихся, которые становятся более совершенными и грамотными
у одиннадцатиклассников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.