Учебно-методическое пособие: «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы»
Оценка 5

Учебно-методическое пособие: «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Оценка 5
docx
22.07.2023
Учебно-методическое пособие: «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы»
php7qX2ok_Uchebno-metod-posobie.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое пособие:

 

«Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы»

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Основные цели и задачи курса

 

 

Цель:  сформировать профессиональные компетенции учителя русского языка, способного обеспечить учащимся полноценное языковое образование и речевое развитие.

Задачи:

·                     изучить закономерностей усвоения языка и речи;

·                     определить содержания школьного курса родного языка, которое способствовало бы речевому развитию учащихся;

·                     исследовать принципы и методы обучения русскому языку;

·                     проанализировать различные технологии обучения школьников в системе филологического образования.

 

 

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Современный русский язык, педагогика, психология

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

Педагогическая практика

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическая пособие

 «Развивающее обучение  на уроках русского языка и литературы»

 

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Современную парадигму образования принято называть социально-личностным, личностно ориентированным, гуманным образованием.

Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения:

         развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;

         воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;

         формирование способности к объективной самооценке – рефлексии.

Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его познавательная и творческая деятельность.

 Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного, развивающего, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технологии коллективной творческой деятельности,  групповые, игровые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

технологии, получивший широкое распространение метод проектов, компьютерные технологии и др. Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию.

Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим,  воспитывающим,  развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня.   

В своей педагогической деятельности активно использую технологии проблемного обучения, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии, тестовые методики.

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

По программе развивающего обучения Эльконина - Давыдова, где ученик всегда в позиции исследователя, работала в течение 10 лет. Основные методы - исследовательский и проблемный. Сейчас работаю по программе «Школа 2100», в основе моей работы те же методы. На уроках по постановке учебной задачи создаю ситуацию дискомфорта в познавательной деятельности учащихся: ставлю вопросы, на которые нет готового ответа, сталкиваю разные  точки зрения, таким образом создаю проблемную ситуацию. Ученик ставится в ситуацию исследователя, пытаясь самостоятельно находить и критически оценивать способы решения возникающих перед ним задач. Именно на уроке формируется исследовательская позиция учащегося, который не столько объект обучения, сколько самоизменяющийся субъект учения, совершающий вместе со мной свои большие и маленькие открытия.  

Примером могут служить многочисленные уроки, проведенные мной. Один из них – «Как найти в предложении грамматическую основу?»

            В начале урока создаю ситуацию успеха: предлагаю предложения, в которых подлежащее выражено существительным, а сказуемое – глаголом. Далее создаю проблемную ситуацию: даю предложения, в которых сказуемое выражено существительным, прилагательным, наречием. Осень – прекрасная пора. (Осень была прекрасной порой. Осень будет прекрасной порой.) Дни солнечные. (Дни были солнечные. Дни будут солнечные.) На улице тепло. (На улице было тепло. На улице будет тепло.)

            Известный способ для решения задачи не подходит. Учащиеся предлагают разные варианты, но решения нет. Даю подсказку: «Попробуйте сначала найти сказуемое, изменив предложение по времени». Ребята изменяют предикативность, относят содержание предложения к прошедшему и будущему времени, обращая внимание на то, что появляется слово «быть», которое и является сказуемым. В настоящем времени оно в нулевой форме. Обязательно находится ученик, который обращает внимание на то, что у сказуемого «была» в предложении «Дни были солнечные» нет лексического значения, а значит, ищем слово, в котором оно заключено. (Выходим на понятие «составное сказуемое»). Способ нахождения сказуемого найден. И от него по вопросу находим подлежащее. Учащиеся теперь могут ответить на вопрос: «Почему этот способ нахождения сказуемого и подлежащего точнее?» «Потому что подлежащего может не быть, а если и есть, не всегда от него можно задать вопрос «что делать?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень активно использую групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение

учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

Использую на своих уроках и игровые технологии (в частности, дидактические игры).   Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Современный урок требует обязательного использования информационно-коммуникационных технологий. В практике моей работы – активное использование обучающих, тестирующих мультимедийных программ по русскому языку и литературе: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Страна Лингвиния. Русская орфография», «Московская цифротека школьного наукограда». Для подготовки учащихся к ЕГЭ, закрепления знаний по основным разделам орфографии и пунктуации использую мультимедийную программу «1С: Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ …». Этот комплекс позволяет проверить знания учащихся по всем разделам русского языка, включая теоретический и практический материал, а также интерактивные контрольно-измерительные материалы, которые помогают качественно подготовить к ЕГЭ. На уроках и во внеурочное время активно использую авторские обучающие и тестирующие мультимедийные программы. Обучающие и тестирующие программы по темам «Группы слов по лексическому значению», «Причастие», «Наречие» созданы совместно с учащимся Осиповым Андреем. С выпускником Федоровым Денисом создана авторская мультимедийная обучающая и тестирующая программа «Морфология. Глагол». Эти программы вошли в мультимедийный сборник по разделу «Морфология», над которым весь учебный год трудились учителя русского языка и литературы гимназии.

Программы, вошедшие в мультимедийный сборник по разделу «Морфология» могут быть использованы по-разному: как материал, предлагаемый учащимся для самостоятельного изучения, закрепления, повторения изученного (и в выпускных классах при подготовке к экзаменам), как дидактический материал, который можно включить в урок на любом этапе изучения темы (возможно использование как самостоятельных всех трех частей программы: теоретического материала, упражнений на закрепление, контрольной тестовой работы). А можно использовать на творческом уроке-игре, уроке-путешествии.

Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера. Учителя нашей гимназии активно используют мультимедийную программу «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия», собственные программы и презентации (Экзюпери «Маленький принц», по творчеству С.Есенина, Пушкина, поэтов Пушкинской поры, литературе Сибири).

Все чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся. В прошедшем учебном году я предложила учащимся создать презентации по ключевым темам курса литературы. Хотя это были первые пробы, некоторые  презентации получились на высоком уровне с включением музыкальных произведений, фрагментов из фильмов. Не у всех все получилось, но ребята приобрели опыт. И в этом учебном году мы продолжим эту работу. Использовать информационные технологии можно на любом этапе урока и во внеурочное время:

- во вступительном слове учителя или учащихся;

- на этапе предъявления учебной информации;

- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

- на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

- во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

- при подготовке к ЕНТ.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения,  контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

 

 

 

Русский язык как предмет изучения. Русский язык как один из основных учебных предметов. Федеральный государственный образовательный стандарт по русскому языку. Примерная программа по русскому языку. Компетентностный подход к обучению русскому языку. Языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая компетенции как основа формирования языковой личности в процессе обучения русскому языку. Личностно ориентированное обучение как способ формирования речемыслительных способностей учащихся. Содержание и структура школьного курса русского языка на современном этапе. Учебные комплексы по русскому языку нового поколения.

Методическая система обучения русскому языку. Цели обучения русскому языку как родному. Основное содержание обучения. Средства обучения русскому языку: учебники, учебные комплекты, зрительная и слуховая наглядность. Принципы, методы и приемы обучения русскому языку. Основные подходы к организации и проведению занятий по русскому языку в основной и старшей школе. Преемственность в преподавании русского языка между разными звеньями средней школы. Формы обучения. Урок как ведущая форма обучения. Типы уроков.

 

 

 

 

 

 

 


 

Учебно-методическое пособие: «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Учебно-методическое пособие: «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Пояснительная записка Основные цели и задачи курса

Пояснительная записка Основные цели и задачи курса

Учебно-методическая пособие «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Учебно-методическая пособие «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию

Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию

Именно на уроке формируется исследовательская позиция учащегося, который не столько объект обучения, сколько самоизменяющийся субъект учения, совершающий вместе со мной свои большие и маленькие открытия

Именно на уроке формируется исследовательская позиция учащегося, который не столько объект обучения, сколько самоизменяющийся субъект учения, совершающий вместе со мной свои большие и маленькие открытия

Очень активно использую групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний

Очень активно использую групповые технологии в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний

И в этом учебном году мы продолжим эту работу

И в этом учебном году мы продолжим эту работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2023