Статья на тему: "Воспитательная работа на уроках истории"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Воспитательная работа на уроках истории"

Оценка 4.8
docx
19.03.2024
Статья на тему: "Воспитательная работа на уроках истории"
phpt1yH3R_Vospitatelnaya-rabota-na-urokah-istorii-i-obcshestvoznaniya.docx

Воспитательная работа на уроках истории и обществознания.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях политического и экономического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-этических и эстетических качеств, среди которых особенно большое значение имеет патриотизм и гражданственность.

Урок – целостная система, имеющая определенную структуру, цели и задачи.

Как и любой учитель в школе, учитель истории и обществознания ставит определенные воспитательные цели на своих уроках, а именно:

  • Формирование научного мировоззрения, убеждений;
  • Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек;
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи;
  • Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету;
  • Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

В своей практике я использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. Поэтому при планировании учебной работы я рассчитываю не только количество часов, но и обязательно формы занятий и виды деятельности учащихся. При деятельностном подходе в преподавании истории и обществознания активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития:

•        5 класс - рисунок, рассказ, историческое моделирование, историческое проектирование;

•        6 - 7 класс - сообщение, анализ источников, анализ статистики и графиков, исторический проект, исследовательская работа;

•        8 - 9 класс - сообщение, эссе, исторический проект, историческое моделирование, исследовательская работа.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Великий Цицерон говорил: «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». Разве возможно воспитывать гражданина своей страны не зная истории своего отечества?

Поэтому, на уроках истории я стараюсь сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир современных учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь, передать потомкам.

На занятиях своими предметами я использую

·        просмотр и обсуждение документальных или художественных видеофильмов (фрагментов, либо, если позволяет время и есть желание учеников полностью после уроков), совпадающих с изучаемой темой;

·        очные и заочные экскурсии в музеи России, Смоленской области и Починковского района, приуроченные к важнейшим историческим датам и событиям;

·        участие в конкурсах различного уровня  гражданско-патриотической направленности, например «Слава России»,  «Я и Россия-мечты о будущем» и др.

·        уроки–дискуссии по «трудным» темам истории и обществознания.

На занятиях я использую в работе исторические и документальные источники в процессе обучения не в традиционном информационно-цитатном плане, а в форме творческой-поисковой работы над текстом и формулирование оценочных суждений  прочитанного источника с точки зрения общечеловеческих ценностей. При этом для решения поставленных перед учащимися задач ведущим приёмом является вдумчивое вчитывание в содержание документа в целях выделения и использования имеющейся в нём информации, а также  эмоциональное восприятие его содержимого. Работать с историческими источниками дети начинают с 5 класса.

Формированию патриотизма способствуют уроки, в ходе которых ученики знакомятся с освободительной, справедливой борьбой российского народа против завоевателей. Ребята не только знакомятся с историческими событиями разных эпох, но и осмысливают вклад знаменитых людей в защиту своей родины.  

Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времен с древности до современности. Изучение жизни, деятельности, мыслей, творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников.

Со второго полугодия 2019-2020 учебного года планируется проведение учебного курса в 6 классе «Роль личности в истории. Первые русские князья». Считаю, что данный учебный курс не только позволит углубленно изучить начальный период истории Российского государства, но и создаст благотворную почву для формирования патриотического и духовно-нравственного потенциала обучающихся.

При изучении темы по обществознанию «Защита прав потребителя» использую игру «Один в поле воин»,  где ученик за определённое время должен убедить остальных в необходимости данного закона, затем дети обсуждают, что удалось, а что нет. Также при рассмотрении правовых тем ребятам интересно играть роли защитника, обвинителя. Такой подход интересен ученикам не только из-за игровой формы, но и дает возможность «прожить» реальную жизненную ситуацию и убедиться в важности гражданско-правового знания и умения его использовать в своей жизни. Это создает в свою очередь благотворную почву для формирования в будущих гражданах членов гражданско-правового самосознания.

 

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности.

Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя.

Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам?

Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают?

И здесь опять приходят на помощь личности отечественной истории, герои и патриоты России. Их личный биографический пример, изучение мотивов их поведения, плодов их поступков, благотворно сказавшихся на общественном благе, дает бесценный пример для подражания в жизненных ситуациях для молодых ребят.

При изучении на уроках истории событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как: Наполеон Бонапарт, Чингисхан, Петр I, Александр Македонский, О. фон Бисмарк и др., стараюсь учить своих учеников извлекать уроки из прошлого, определять положительные и отрицательные последствия их деятельности, акцентируя внимание на то, что человек должен думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий. С этой целью организую дискуссионные уроки, которые позволяют ученикам осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Тем самым способствую созданию условий для воспитания активной жизненной позиции учеников, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений.

Таким образом, содержательный компонент уроков всемирной истории и истории России имеет широкую палитру для создания содержательной воспитательной ситуации на уроке не только в гражданственно-патриотическом направлении, но и в духовно-нравственном.

Реализация этого направления воспитательной работы на уроке зависит от тех требований, которое выдвигает современное общество перед учителем и образовательным процессом в целом, а также ценностных ориентиров самого педагога.

На уроках обществознания, основ духовной культуры народов России, зачастую использую метод парадокса. Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резко расходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу. Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает к неожиданным выводам, которые делаются ребенком самостоятельно, без подсказки взрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительную деятельность школьника.

Метод парадокса удобно использовать, например, при анализе художественных произведении. Современного школьника нелегко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, т.е. дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряжении, но не приносит больших материальных благ, по существу стал проблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. «Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?» - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. «От труда, мой милый, - ответил тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая»».

В моей работе также помогает метод совместного поиска, который стимулирует ученика в развитии его духовно-нравственной составляющей личности. Например, в 6 классе на уроках обществознания я  использую проекты на темы: «Моя семья», «Мое хобби», «Мой класс», «Мы – многонациональный народ» и др.

Совместный поиск рассматривается как производное от известного в дидактике частично-поискового метода. Он также содержит проблемную ситуацию (парадокс, тайну, сомнение и т.п.), предположения, мнения, позиции, которые могут помочь разрешить эту ситуацию, диалог учителя и ученика. Результатом совместного поиска может стать понимание детьми, что, например, простить - это значит: не таить обиду, перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев), избавиться от желания отомстить обидчику; не ждать, пока обидчик поймет свою ошибку и первым придет мириться; не винить человека за дурную мысль или плохой поступок, не упрекать его за нанесенную тебе обиду; найти в себе мужество признать свою неправоту; уметь радоваться общению с другими людьми; проявить смелость, терпение, силу воли и сострадание.

Самостоятельно сделанные выводы помогут детям обрести личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм, включить их в систему своих ценностей.

 

Эстетическое воспитание

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения:

  • -Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на учащихся.
  • -Во-вторых, это формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  • -В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
  • -в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

На уроках истории, «основ культуры…» и обществознания культурно-эстетический материал занимает  значительное место. И это полностью оправдано, если учесть важное значение указанного материала в образовательном и воспитательном отношении. Ведь содержание культурно-эстетического материала имеет особо важное значение в плане эстетического воспитания школьника и его общего развития.

Например, в курсе новой истории в 7-8-х классах учащиеся знакомятся с прогрессивной культурой периода победы и утверждения капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания, связанными с именами Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере творчества Давида, Делакруа, Курбе мы даем учащимся представление о классицизме, романтизме и реализме в изобразительном искусстве, без чего непонятно развитие русской живописи первой половины XIX в., с которой они познакомятся на уроках в 9 классе курса истории Отечества.

Восприятие красоты природы должно быть связано с ее научным познанием, развитием интереса к природе, науке, труду, окружающей жизни. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетические чувства, восприимчивость к природе, способность увидеть прекрасное даже в простых природных объектах. 

Эстетическое чувство проявляется в виде восхищения, наслаждения прекрасным в природе, в обществе, в человеке, в искусстве, которое вызывает в нашем сознании ощущение бескорыстной радости, желание самосовершенствоваться. Напротив, безобразное в природе, в обществе, в человеке, в искусстве вызывает противоположные, отрицательные переживания, стремление усовершенствовать окружающее.

Я учу детей познавать красоту природы Малой и Большой Родины, где они появились на свет и выросли. При этом на уроках я использую карты России и Смоленской области, флаги, наборы открыток с видами родных мест, архитектурных памятников и достопримечательностей, плакаты, альбомы, фотографии и другие наглядные пособия.

К урокам обществознания иногда, использую эпиграфы: "Ты хочешь стать лучше - тебя ждет дорога. Лень преследует всех - попробуй преследовать ее сам. Горчица - самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться". Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке.

На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках нечестных людей. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

 

Педагогическая наука не стоит на месте, в последнее время появилось много новых современных технологий, активно внедряются технологии уже опробованные, которые позволяют эффективно реализовывать воспитательный аспект на уроках истории и обществознания. Постоянно занимаясь самообразованием, совершенствуясь на курсах повышения квалификации, я постараюсь и в дальнейшем разнообразить методику и подходы к воспитательному процессу на проводимых мною занятиях.


 

Воспитательная работа на уроках истории и обществознания

Воспитательная работа на уроках истории и обществознания

Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание

Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времен с древности до современности

Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времен с древности до современности

При изучении на уроках истории событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как:

При изучении на уроках истории событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как:

Вопрос о том, почему же надо любить труд, т

Вопрос о том, почему же надо любить труд, т

Эстетическое воспитание Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения: -Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на…

Эстетическое воспитание Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения: -Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на…

Напротив, безобразное в природе, в обществе, в человеке, в искусстве вызывает противоположные, отрицательные переживания, стремление усовершенствовать окружающее

Напротив, безобразное в природе, в обществе, в человеке, в искусстве вызывает противоположные, отрицательные переживания, стремление усовершенствовать окружающее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024