ВПР – это ежегодные контрольные работы по нескольким
общеобразовательным предметам, проводимые в российских школах. От обычных
проверочных работ они отличаются тем, что их результаты не влияют на итоговые оценки
школьников и имеют свою систему оценивания. За каждую работу ученик получает
первичные баллы, которые переводятся в привычные оценки с помощью специальной
шкалы.
Главная цель проведения Всероссийских проверочных работ является анализ уровня
подготовки в школах разных регионов страны. Утверждается, что результаты ВПР не
могут рассматриваться как оценка деятельности отдельных учащихся и педагогов, а
должны выявить реальную ситуацию в образовании.
Простыми словами, ВПР – это диагностика, с помощью которой Рособрнадзор и Министерство просвещения проверяет, насколько хорошо школьники по всей стране осваивают школьную программу.
До недавнего времени Всероссийские проверочные работы проходили в
конкретные дни, установленные Министерством просвещения РФ. Но теперь для школ
определяются временные промежутки, в которые и нужно проводить работы. Так, в
приказе Роспотребнадзора от 16.08.2021 указано, что в 2023 году ВПР по всей
стране проводятся с 1 марта по 20 мая. Однако точное расписание каждая школа
составляет самостоятельно. В документе также сказано, что ВПР рекомендуется
проводить на втором, третьем или четвертом уроках, а по времени нужно выделять
на них от 45 до 90 минут в зависимости от класса и предмета.
Все ВПР в 10 и 11 классах должны пройти в период с 1 по 25 марта. При этом
отметим, что в 2023 году школы сами решают, будут ли ученики старших классов
участвовать в проверочных работах. Прежде всего Всероссийские проверочные
работы в 11 классе предназначены для тех, кто не выбрал утвержденные для ВПР
предметы для ЕГЭ.
Для 4-8 классов выделили более длительный промежуток проведения Всероссийских
проверочных работ: с 15 марта по 20 мая. Исключением из общего графика являются
работы по иностранным языкам в 7 классах. Их проведут в период с 1 апреля по 20
мая.
Раньше по мере взросления ребят и увеличения учебной нагрузки
менялось и количество предметов, по которым они писали ВПР. Если в 4 классе
проверочные работы проводились по трем предметам, то в 8 классе их было уже 8 –
список дисциплин был фиксированным и обязательным для всех школ. Сейчас для
учеников средней школы сделали послабление: обязательными для всех стали ВПР по
русскому и математике, еще две дисциплины для проведения проверочных работ
школа выберет из предложенного списка.
Исключение составляют 9 и 10 классы. Девятиклассники не пишут ВПР совсем, а для
десятиклассников предусмотрена проверочная работа по одному предмету.
4 класс |
русский язык, математика, окружающий мир |
5 класс |
русский язык, математика, биология, история |
6 класс |
русский язык, математика, биология, история, обществознание, география |
7 класс |
русский язык, математика, биология, история, обществознание, география, физика, иностранный язык (английский, немецкий, французский) |
8 класс |
русский язык, математика, биология, история, обществознание, география, физика, химия |
10 класс |
география |
11 класс |
биология, история, география, физика, химия, иностранный язык (английский, немецкий, французский) |
Мнение эксперта
Наталья Романова, эксперт
сервиса «Актион Образование»:
– В марте начались вторые за учебный год ВПР. Правила организации работ снова
изменились. На этот раз ВПР в штатном режиме пройдут в 4-8 классах, а для
старшеклассников все еще действует режим апробации. Прошлой весной школы могли
выбрать, будут ли ученики 8 классов участвовать в ВПР, но сейчас работы для них
стали обязательным.
Еще одно новшество весенних ВПР – предметы, которые школьники напишут по
случайному выбору. Раньше список предметов для всех классов был фиксированным.
Сейчас для учеников 6 и 8 классов обязательными дисциплинами к сдаче являются
русский язык и математика, а две дополнительные будут выбраны случайно.
Получить информацию о том, какие предметы будет сдавать конкретный класс, можно
в личных кабинетах на сайте ФИС ОКО за неделю до даты проведения ВПР.
Как и раньше, результаты ВПР не повлияют на итоговые отметки учеников, переход
в следующий класс и допуск к ГИА для старшеклассников. Работы проводят, чтобы
оценить качество образования по стране в целом с помощью стандартизированных
контрольных работ. Оценивать также будут объективность образовательных
результатов школьников.
ВПР – в первую очередь экзамен для учителей и администрации, а не
для учеников. Поэтому школьникам можно порекомендовать не волноваться. Часто
работы воспринимаются как важный экзамен, который может изменить всю дальнейшую
образовательную траекторию ребенка. Это не так. Если ученики будут относиться к
ВПР как к обычным контрольным, велик шанс справиться с ними лучше из-за отсутствия
стресса.
Учителя же уже должны были скорректировать программы по результатам осенних
ВПР. Поэтому главная рекомендация – в спокойном темпе освежить изученное и
сконцентрироваться на заданиях, которые осенью оказались самыми сложными. Для
этого имеет смысл запросить результаты коллег. Ведь осенью школьники написали
ВПР за предыдущий год обучения, то есть работы проводились в 5-9, а не в 4-8
классах.
Елена Сергушкина, методист по немецкому языку онлайн-школы
«ИнтернетУрок»:
– В этом году ВПР для старшеклассников пройдут по решению школы, а для всех
остальных – в штатном режиме. Но чаще всего школы все же проводят работы и в 11
классах, потому что их обязывают это делать отделы образования.
В 11 классах, по мнению большинства учеников, Всероссийские проверочные работы
сильно отвлекают от подготовки к ЕГЭ по предмету, который ученик выбрал сам и
который ему нужен для поступления, ведь и подготовка к ВПР требует времени. Тем
более что оценки за эту работу ни на что не влияют – ни на дальнейшее обучение,
ни на годовую оценку.
Проверочную работу рекомендовано проводить на 2-4 уроках. Однако
это весьма затруднительно с технической точки зрения. Например, для проведения
ВПР по иностранным языкам требуются несколько компьютеров со станциями для
приема и записи ответов учеников. Часто на каждого ученика их не хватает, и
работа проводится в несколько заходов. И не всегда получается уложиться в эти
два урока, потому что время выполнения составляет 45-60 минут для одного
ученика. А ведь в некоторых школах несколько параллелей.
Что хорошо в процессе подготовки к ВПР? Школа сама может выбрать дату
проведения. Рособрнадзор предлагает отрезок времени, а уточняет дату уже
образовательное учреждение. Это плюс.
Что было еще большим плюсом в этом году, так это наличие тренажеров, которых в
прошлом году не было. Тренажер представляет точную имитацию той программы, в
которой ученик может попробовать свои силы для тренировки.
Многие мои ученики, которые пробовали выполнить все задания в процессе
тренировки, пришли к единому мнению, что когда сидишь один на один с
компьютером, то испытываешь другие эмоции и настрой, нежели при подготовке с
учителем. Это способ почувствовать себя уже в ситуации на экзамене – очевидно,
стрессовой. И это точно помогает потом, снимая напряжение, потому что ученик
уже побывал в условиях прослушивания и записи своего аудиосообщения.
Расскажу о структуре ВПР по немецкому языку в 7 классе. Каждый
вариант контрольной работы состоит из 6 письменных и устных заданий. В
письменной части школьникам нужно выполнить задания по грамматике, лексике,
чтению и аудированию, а в устной – по чтению вслух и говорению (монологическому
высказыванию – описание фото).
Хорошо, что ВПР начинается именно с аудирования. Это задание одно из самых
трудных, так как в вопросах к заданию требуется уточнить информацию, которую
ученик услышал в процессе аудирования. Чаще всего встречаются задания типа
«верно или неверно высказывание», «кто высказал ту или иную мысль в диалоге».
При подготовке учителя обычно рекомендуют больше слушать аудиотексты с
заданиями. Для этого есть много полезных сайтов, а также, конечно, материалы
ФИПИ. Но есть и один момент, который точно не говорит в пользу аудирования, –
это средства измерения знаний: иногда ученик может просто угадать ответ. Такое
часто бывает, когда текст для аудирования труден, наполнен непрограммной
лексикой, имеет очень быстрый темп воспроизведения.
Для тренировки чтения текста на время мы проводим минуты
«жужжащего чтения», когда читают и дети, и я вместе с ними вслух. Несмотря на
шум, который может возникнуть в процессе этого вида работы, хорошо слышно
фонетические ошибки учеников. Самые трудные для чтения слова проговариваем,
выписываем их, систематизируя по буквосочетаниям.
Особую сложность представляет задание на словообразование: предложенные слова
нужно преобразовать в другие части речи или другие формы в соответствии с
текстом предложений. Я считаю его внедрение преждевременным для 7 класса. Для
этого нужно иметь опыт управления грамматикой родного языка, а седьмой класс –
это период становления такого опыта.
Когда начинать готовить учеников? Что можно посоветовать ученику в
процессе подготовки к ВПР? В прошлом году о ВПР мои семиклассники и я узнали в
начале учебного года. А в этом году про седьмой класс было объявлено после нового
года. Это очень поздно! Начинать отрабатывать конкретные задания по ВПР нужно с
начала года, отводя некоторое время на каждом уроке.
Еще можно начать тренировку устной части – описание картинки с использованием
конкретных речевых конструкций. В качестве пособия можно использовать любые
фото и картинки. В процессе работы над описанием фото важно сделать
фразы-шаблоны и регулярно повторять их, чтобы довести их употребление до
автоматизма. Ведь это задание, как и чтение текста вслух, проходит строго по
минутам. И надо научить ребенка представлять, сколько предложений он может
произнести за минуту.
На разных сайтах можно брать тексты для чтения, которые подходят к темам в
учебниках. Что касается грамматики, обязательно повторить формы глагола,
степени сравнения прилагательных, притяжательные местоимения, склонение
прилагательных и существительных в немецком языке.
Для описания фото важно знать лексику по темам «Внешность человека, «Одежда»,
«Хобби», «Погода и времена года». Рекомендуем нашим ученикам использовать
онлайн-тренажеры, они – выход из положения.
Но, к сожалению, не все ученики самостоятельно целенаправленно готовятся к ВПР.
Здесь нужна активная работа учителя по созданию положительных мотивов, что
актуально не только для ВПР, но и для процесса овладения иностранным языком
вообще. Желаю всем достичь в этом успехов! Ибо человек, знающий иностранный
язык, владеет еще одним миром.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.