Статья на тему: "Зона сенсорного развития" (по методике М.Монтессори)
Оценка 5

Статья на тему: "Зона сенсорного развития" (по методике М.Монтессори)

Оценка 5
docx
02.10.2020
Статья на тему: "Зона сенсорного развития" (по методике М.Монтессори)
Вижу слышу чувствую.docx

Одной из важнейших  зон в развивающей среде ( по Монтессори ) для детей является зона сенсорики — зона сенсорного развития.

 Эта зона создана для того, чтобы развивать восприятие мира малышом через его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Для чего еще полезны упражнения из зоны сенсорики — чтобы гармонизировать и «подтянуть» работу органов чувств. Ведь у ребенка глаза «отстают» от рук, а еще больше отстает ушко.

Во всех материалах сенсорной зоны изолирован один признак, с которым будет работать ребенок (например, все одного цвета, но отличается по размеру, или в одинаковых коробочках что-то разного вкуса/запаха/звучания). 

Сенсорное развитие : ЗРЕНИЕ

В этой зоне находятся работы, которые работают на утончение зрения ребенка. Это предметы, которые могут помочь изучить такие понятия как большой/маленький, толстый/тонкий, высокий/низкий и т.п., и конечно же цвет.

В классе это цветовые дощечки, штанги, коричневая лестница, розовая башня.

В повседневной же жизни можете использовать все, что есть под рукой.

Например, при приготовлении супа, показывайте большую/маленькую картошку, длинную/короткую или тонкую/толстую морковку. Апельсин/яблоко/мандарин — круглые, морковка/кабачок/огурец (если обрезать с двух сторон) — цилиндр, киви/яйца — овальной формы и т.п.

С цветами тоже очень много разного придумать можно — собирать все фрукты/овощи одного цвета (морковка/апельсин/мандарин/ или лимон/желток/кукуруза яблоко или  огурец/горошек/брокколи/яблоко/петрушка).

Можно найти любые сортировки в игрушечных магазинах или сделать их самостоятельно. Вешать прищепки одного цвета на такой же кусок картона. Вещи ребенка раскладывать вместе с ним по цветам и т.п. Сложность занятий будет зависеть от возраста ребенка.

Игра «Веселые прищепки»

Игры-сортировки

Сенсорное развитие : СЛУХ

Слух в материалах развивают звуковые цилиндры (шумовые коробочки), звуковые кубики, звоночки.

Подумайте, что именно можете организовать вы. Если есть возможность — купите пары одинаковых колокольчиков одной тональности (чтобы они выглядели одинаково, но звучали по-разному). А можно соорудить из подручных средств.

Например, маленькие бутылочки из-под воды выкрасьте в одинаковый непрозрачный цвет и попарно насыпьте туда одинаковое количество фасоли, гороха, риса, бусин, бисера и т.п. Предлагайте ребенку найти пару. Хорошо такое упражнение делать с закрытыми глазами, чтобы оставить «рабочим» только слух. На кухне можно давать несколько разных кастрюль/мисок и ложку — пусть малыш извлекает звуки (конечно, мама при этом должна быть в ресурсе, чтобы иметь возможность спокойно выдержать эту тарабарщину :))

Игра «Найди пару» (4 вида звучания)

Сенсорное развитие : ОБОНЯНИЕ

Для развития обоняния используются коробочки с запахом. Вы можете разложить ватки, сбрызнутые разными духами или вымоченные в разных специях, либо насыпать специи (ванилин, корица, мускат) в баночки с дырочками (непрозрачные одинаковые солонки, например).

Предлагайте ребенку с закрытыми глазами нюхать продукты, имеющие выраженный запах — лимон, апельсин, ананас, дыня, арбуз и т.п., а затем и тонкие ароматы. Нюхайте свежевыстиранное белье, еду, аромомасла дома, цветы, деревья (кору), прелую листву осенью на улице. Если у вас дома растут цитрусовые и вы протираете их листья, они тоже будут источать тонкий аромат.

Сенсорное развитие: ВКУС

Для развития вкусовых рецепторов педагоги используют вкусовые капли или продукты в коробочках.

Приготовьте в одинаковых маленьких посудинках (например, рюмочки) попарно: сок лимона/яблока/апельсина, сироп вода+сахар, соленую воду, заваренные травы (ромашка, мята, мелисса и т.п.) — пусть малыш пробует и подбирает пару пока вы готовите.

Сенсорное развитие: ОСЯЗАНИЕ

На осязание, я уверена, ваша фантазия подкинет множество вариантов. Можно просто трогать разные предметы, можно различать их по температуре, фактуре, весу и т.п. В группе  вы можете встретить такие работы как дощечки/подушечки разной тяжести, шершавые дощечки, ткани одного цвета, но разной фактуры, волшебный мешочек — пощупай, угадай что это.

Все это можно сделать дома. Давайте ребенку трогать все предметы, называя их свойства — гладкий/шершавый/мокрый/сухой/тяжелый/легкий/горячий/теплый/холодный/скользкий/мягкий/твердый/колючий и т.п.

Игра «Найди пару»

Игра «Гладкий –шершавый»

 

 Не забывайте на прогулке тоже щупать — трогайте деревья, шелковистую травку, собирайте плоды (их, кстати, можно еще соотносить и по форме/весу/величине и т.п.).

В заключении, хочу напомнить высказывание Конфуция:

 "Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю."


 

Одной из важнейших зон в развивающей среде ( по

Одной из важнейших зон в развивающей среде ( по

Можно найти любые сортировки в игрушечных магазинах или сделать их самостоятельно

Можно найти любые сортировки в игрушечных магазинах или сделать их самостоятельно

Подумайте, что именно можете организовать вы

Подумайте, что именно можете организовать вы

Предлагайте ребенку с закрытыми глазами нюхать продукты, имеющие выраженный запах — лимон, апельсин, ананас, дыня, арбуз и т

Предлагайте ребенку с закрытыми глазами нюхать продукты, имеющие выраженный запах — лимон, апельсин, ананас, дыня, арбуз и т

Игра «Гладкий –шершавый»

Игра «Гладкий –шершавый»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2020