Духовно-нравственное воспитание учащихся
на уроках русского языка и литературы
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Духовность и нравственность-это понятия, существующие в неразрывном единстве.
Один из философов сказал: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
Перед нами, учителями, стоит задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Считаю, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства. Главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом.
Я как учитель русского языка и литературы ставлю перед собой следующие цели и задачи:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности;
формирование у учащихся потребность размышлять над вопросом-Что такое особенная теплота и задушевность отношений, основой которых являются духовные качества личности: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.
Стараюсь привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы. А это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.
Дети должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, справедливости, научиться их различать. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, вызывать эмоции осуждения, негодования.
Я использую следующие формы проведения уроков, что также помогает в решении поставленных задач: урок - диалог, урок-исследование, урок- творческая мастерская, урок-семинар,урок-экскурсия,урок-дискуссия,театрализованный урок. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему миру.
Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приемы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни.
При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, я должна проделать работу сама, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память. жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т. д.
При обобщении темы «Союзы как части нашей речи» все усилия направляются не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой нравственной, эстетической категории как союз человеческих сердец. Тем самым у детей появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся строить свою собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее. Вместе с детьми мы решаем нравственную проблему: Дружба + Товарищество = Союз. Проблемный вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? Здесь я предлагаю детям поработать с предложениями, взятыми из поэтических строк А. С. Пушкина, а также с предложениями из произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок», где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используют принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении.
Если взять, к примеру, урок по теме «Обособленные члены предложения», то и там мы находим отражение духовно-нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово «обособленные», которые мы непосредственно связываем с человеком. Знакомясь с толкованием данного слова по словарю, ученики непосредственно находят ту главную ниточку, которая подводит их к полному представлению о том, в чем же все- таки состоит связь члена предложения с человеком. Этапы этого урока полностью выстроены на основе формирования духовно-нравственных качеств учеников. Об этом свидетельствует и произведение, к которому мы обращаемся-«Планета людей». В нем прославляется жизнь как таковая и ее дитя-человек. В процессе урока ученики не только изучают материал по данной теме, но и размышляют о том, для каких высоких целей рождается человек, дают ответы на вопросы духовно-нравственного содержания: для чего нам дается жизнь, что такое ответственность и важна ли она для нас.
Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов моя задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самим выявить отношение к прочитанному. Предлагаю детям высказать свое мнение.
В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране живой природы и уборке школьной территории. При выполнении таких действий дети проявляют толерантность.
После прочтения произведения можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу веду так, чтобы вызвать у них эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это способствует воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
Огромное влияние на детей оказывают сказки. Они несут в себе народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных случаях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Я помогаю детям получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учу почитанию старших, учу постигать основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
А былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Знакомя старшеклассников с произведениями известных писателей, обязательно говорю о людях, их качествах, их отношениях к обществу, о дружбе, любви, различных чертах человеческого поведения. Тем самим учу старшеклассников разбираться в людях, учу их жить, вырабатывать моральные принципы. Литература-это человековедение. И никакой другой предмет, считаю, не может идти в сравнении с литературой по силе воспитательного воздействия слова. Ведь смысл изучения литературы не в том, чтобы научить так же гениально писать, как, например, Пушкин. Высокая культура-это прежде всего система высоких ценностей.
Учу старшеклассников с помощью диалога слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя и другого; стараться находить в классической литературе ответы на вопросы, волнующие их сейчас, и в то же время общечеловеческие вопросы, поставленные в произведениях, сделать их проблемами. В разговоре о значении литературы вообще они высказывали такие мнения: «Я,думаю, что уроки литературы научили меня глубже понимать жизненные ценности…», «В произведениях можно найти ответы на многие вопросы, волнующие человека», «Произведения помогают разобраться в себе, научиться понимать жизнь» , «Благодаря классическим произведениям, я стал задумываться над тем, зачем живу. Становится легче жить, когда понимаешь зачем».
При изучении темы «Лирика» даю задание ученикам попробовать сочинить (кто может) несколько строк стихотворения или написать лирическую миниатюру под классическую музыку. Это своеобразный настрой для восприятия достаточно трудной темы, поскольку она требует эмоционального отклика, душевного сопереживания. Ведь лирика-это самовыражение личности, твой собственный, неповторимый взгляд на мир, твое переживание мгновения. Ведь это же хорошо, что в человеке есть чувство прекрасного, просыпается желание творить, вызванное соприкосновением с искусством.
Иван Александрович Ильин, русский философ настаивал: « Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации».
Итак, размышляя о духовно-нравственном потенциале русской литературы и отечественной культуры в целом, о воздействии интеллектуальном, духовном и нравственном русской словесности на умы, сердца и души наших учащихся хочется обратится к воистину «неупиваемой чаше» нашей духовности Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: « 21-й век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.