Статья на тему:Плюсы и минусы дистанционного обучения применительно к занятиям физической культурой

  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Андреева О.П..docx

Плюсы и минусы дистанционного обучения применительно к занятиям физической культуры

Андреева Ольга Петровна, преподаватель        

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Центр-колледж прикладных квалификаций,

Мичуринск, Россия

 

Анализируя  реализацию дистанционного обучения по предмету физическая культура в период распространения коронавирусной инфекции, у педагогов выявились затруднения в планировании и реализации своей профессиональной деятельности.

До пандемии физическая культура была призвана сбалансировать нагрузку на обучающихся,  обеспечив им смену видов деятельности, уравновесив средствами физической культуры продолжительное нахождение за учебниками и партами, при переходе на дистанционное обучения, этот важнейший плюс повис в воздухе в форме вопроса.

Так, дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимся [2, с. 32].

Главной ее особенностью является – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение предметов и общение с педагогом осуществляется посредством видео возможностей интернета и переписки.

Дистанционное обучение, безусловно, является, новой, прогрессивной формой доставки информации, причем с широким использованием современных технологий. Создаётся возможность получения образования независимо от возраста, от состояния здоровья.

Кроме того, дистанционное обучение повышает творческий, интеллектуальный потенциал обучающихся. В определенной степени изменяется и роль преподавателя: он координирует познавательный процесс и в то же время обновляет и совершенствует свои курсы, методики, поскольку находится в режиме нововведений и инноваций.

Можно выделить плюсы и минусы дистанционного обучения.

Плюсы дистанционного обучения:

- доступность образования без посещения образовательного учреждения, то есть, обучаясь дистанционно, вы можете получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно дома или в путешествии, в кафе или на даче — в общем, везде, где только есть интернет;

 - сокращение временных затрат на обучение (сбор, время на дорогу).

- учёба в удобной атмосфере, технологичность.

- развитие самостоятельности.

На уроках физической культуры во время дистанционного обучения в основной части урока меняется деятельность обучающихся. Вместо практического выполнения упражнений или технических действий преподаватель даёт теоретически изучить технику упражнения или технического действия и в лучшем случае выполнить его имитацию, если позволяет техника безопасности. Поэтому появляется ряд минусов при проведении уроков физической культуры в режиме дистанционного обучения:

- отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя — минус, который можно легко перепутать с плюсом. Но не все так просто. Поначалу обучающему может казаться, что отсутствие контроля дает ему дополнительную свободу. На самом же деле, дистанционное обучение требует от обучающегося сильной мотивации и жесткой самодисциплины.

- нет возможности контролировать правильность выполнения техники упражнений всех обучающихся;

- нет возможности контролировать соблюдение техники безопасности вовремя выполнения физических упражнений;

- отсутствие прямого очного личного контакта с преподавателем. Процесс обучения индивидуальный, нет однокурсников, с кем бы можно было обсудить изучаемую тему, услышать разные мнения по исследуемой проблеме.

 - исчезает эмоциональная составляющая, уже невозможен индивидуальный подход и т. д.;

- технические сбои, неготовность оборудования. Как минимум надо иметь ноутбук и доступ в интернет. К сожалению, это не все могут себе позволить.

- мотивация и самоконтроль – в домашней обстановке легко расслабиться, прежний запал перегорает и обучающийся теряет интерес к учёбе. Нужно иметь жёсткую самодисциплину и сильную мотивацию, что бы обучаться самостоятельно и без постоянного контроля. А на такое способен далеко не каждый.

Проведение занятий в дистанционном формате от преподавателя требует большой подготовительной работы: подбор теоретического материала, написание конспекта занятия, подготовка рекомендаций и видеоматериалов. Но и от обучающихся требуется особая дисциплинированность, сознательность и внимательность.

Перед выполнением физических упражнений они должны ознакомиться с конспектом занятий и видеоматериалами, поясняющими технику предстоящих к выполнению упражнений. Необходимо безукоризненно выполнять инструкции и рекомендации преподавателя по технике безопасности при проведении занятий ФК на дому. Каждое занятие необходимо начинать с разминки и заканчивать заминкой. Запрещается выполнять прыжки, вращения, подскоки и другие сложнокоординационные действия вблизи мебели и бытового оборудования, во избежание травм.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть даны обучающимся на занятиях, поэтому им необходимо использовать различные виды самостоятельного поиска информации.

Использование ИКТ в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени, так как ИКТ позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающегося, расширять общий кругозор.

Но дистанционное обучение – это не только получение материала обучающимися, необходима и обратная связь, отслеживание и оценивание результатов работы обучающихся. Проводить занятия в дистанционном формате можно через специальные платформы для проведения онлайн-занятий (например: Zoom, Moodle.)

Некоторые задания даются для выполнения в электронном виде и затем отсылаются преподавателю в личном сообщении. Возможно оформление работы в виде текстового документа и размещение в разделе Файлы. Также один из вариантов выполнения задания – ответ на вопрос в мессенджерах: «ВК»; WhatsApp; Viber. При выполнении комплекса физических упражнений или отработки определённой техники возможно использовать видеоотчёт.

Хотелось бы отметить, что применение дистанционных технологий положительно влияет на уровень теоретической подготовки обучающихся, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор, но имеются и недостатки [1, с. 54].

Но, задача педагога — мотивировать и вдохновлять обучающихся, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы, но не существует такой компьютерной системы.

А также одним из важных критериев оценки урока физической культуры является высокий уровень моторной плотности урока, в связи с этим, педагогу приходится искать новые формы подачи материала. Да и не в каждом спортивном зале имеется возможность разместить интерактивную доску, проектор, компьютер и т.д., хотя для организаций, практикующих дистанционную форму обучения, государством установлены специальные требования. В частности, они должны обеспечить соответствующие условия для освоения материала вне зависимости от места нахождения слушателя и идентификацию последнего при оценке результатов обучения.

Но поиск новых форм, методов, средств обучения позволяет педагогу повысить профессиональные компетенции. Одновременно повышая свой авторитет среди обучающихся, коллег, родителей.

Дистанционное обучение – хороший вариант для совершенствования существующих знаний, повышения квалификации или углубленного изучения материала, но не для осваивания новой профессии с нуля.

 

Список литературы

 

1.            Петров П.К. Информационная компетентность как основа для формирования профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. -

№3. - С. 51-55.

2.                   Смагин Н. И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина / Н. И. Смагин. — : непосредственный// Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 31-35

 


 

Скачано с www.znanio.ru