Статья на тему:"Пока живы библиотеки..."
Оценка 4.6

Статья на тему:"Пока живы библиотеки..."

Оценка 4.6
doc
24.03.2021
Статья на тему:"Пока живы библиотеки..."
Пока живы библиотеки.doc

Пока живы библиотеки,

культура не погибнет.

Д.С. Лихачев

В современном мире  библиотека рассматривается как социальный институт, выполняющий ряд функций, которые происходят от ее изначальной функции – образовательной. Осмысление возникновения и становления системы школьных библиотек дает возможность оценить их общественную роль и значение для развития современного школьного образования.

Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучении школьников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает играть центральную роль.

Цели школьной библиотеки со­относятся с целями общеобразовательного учреждения:

·        фор­мирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразова­тельных программ,

·         их адаптация к жизни в обществе,

·        создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,

·         воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,

·        формирование здорового образа жизни. 

В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.

 

В условиях перехода к обществу знаний  по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений.

Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности.

Современная библиотечная политика по отношению к детям должна базироваться, прежде всего, на следующих принципах:

·        соблюдение прав ребенка;

·        стимулирование чтения детей;

·        формирование информационной культуры;

Вследствие чего при определении цели библиотечной работы с детьми важно исходить из понимания потребностей растущего человека, целей и задач образования и воспитания подрастающего поколения.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

 

Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой библиотеки. В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и инновационных методов (способов) библиотечно-информационного обслуживания.

Документные фонды библиотеки, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются справочниками, энциклопедиями и т. п. В школе активно используются образовательные Интернет-ресурсы.                           

Сегодня происходит осмысление педагогического потенциала и возможностей школьной библиотеки как информационно-библиотечной среды, влияющей на воспитание и образование личности растущего человека.

Предоставляя доступ к информации, обучая школьников ее поиску, организации, критической оценки, школьная библиотека формирует ключевые компетенции учащихся, определяющие современное качество образования.

Модель школьной библиотеки – это модель информационно-образовательной среды, представляющая идею коммуникации ресурсов и процессов и обладающую следующими свойствами:

o   гармоничным сочетанием традиционных и электронных носителей информации, новых информационных технологий для обеспечения максимально возможного доступа к информации;

o   удовлетворения потребностей пользователей в соответствии с половозрастными психологическими особенностями;

o   обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения;

o   развития творческих способностей школьников;

o   развития информационных умений и навыков обучающихся.

 

 

 

 

 

Медиальная модель школьной библиотеки.

 

 

 

Разработанная модель отражает роль школьной библиотеки как сегмента образовательной среды, подчеркивая, что это структурное подразделение школы является необходимым фундаментом образования.

Таким образом, деятельность школьной библиотеки имеет непосредственное отношение к процессу образования. И расширение этой деятельности формирует гармоничную информационно-образовательную среду, способствующую образованию ребенка.

Однако к настоящему времени накопилось множество проблем, связанных с комплектованием библиотеки. Ресурсная база заметно отстает от возможностей книжного и информационного рынков, что связано с недостаточным финансированием.


Пока живы библиотеки, культура не погибнет

Пока живы библиотеки, культура не погибнет

Вследствие чего при определении цели библиотечной работы с детьми важно исходить из понимания потребностей растущего человека, целей и задач образования и воспитания подрастающего поколения

Вследствие чего при определении цели библиотечной работы с детьми важно исходить из понимания потребностей растущего человека, целей и задач образования и воспитания подрастающего поколения

Медиальная модель школьной библиотеки

Медиальная модель школьной библиотеки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021